Оценки школьников можно спрогнозировать по их интересам в соцсетях

Отличники предпочитают паблики, посвященные науке и культуре, а слабые ученики — сетевому юмору и гороскопам.
lori-0024236465-bigwww
Источник: Syda Productions / Фотобанк Лори

К такому выводу пришел специалист из Высшей школы экономики Иван Смирнов, проанализировав данные об активности в соцсетях, касающиеся почти четырех с половиной тысяч российских старшеклассников. В качестве основы была выбрана наиболее популярная у молодежи социальная сеть «ВКонтакте». В среднем у каждого из принимавших участие в исследовании подростка было 54 подписки на паблики этой соцсети. Знания школьников измерялись с помощью PISA — авторитетной международной программы мониторинга академической успеваемости 15-летних подростков.

Смирнов построил математическую модель, которая позволяет предсказать успеваемость школьников, исходя из «цифрового следа» — подписок на те или иные паблики. Сильные ученики, как правило, подписаны на страницы, посвященные науке, технологиям, литературе, кино. А троечники — на паблики типа «Убойный юмор» или «Четкие приколы».

Так, когда исследователь сопоставил реальные результаты PISA каждого подростка и баллы, рассчитанные на основе «цифровых следов», оказалось, что отделить сильного ученика от слабого можно с 90-процентной точностью в случае математики, с 92-процентной точностью — в случае естественных наук, и с 94-процентной точностью — в случае чтения. При этом различия между двумя группами в уровне знаний и умений эквивалентны одному-двум годам школьного обучения.

Разрыв между подписчиками паблика «МХК» и фолловерами любовного гороскопа достигает двух классов.

Смирнов отмечает, что подписки отражают значительную разницу в интересах между сильными и слабыми учениками, «цифровое неравенство» между ними. То есть, «полярные» по успеваемости подростки используют интернет очень по-разному. Те, кто хорошо учится, и в интернете выбирает что-то развивающее, использует его для получения информации, в то время как троечники, которым как раз, по идее, нужна интеллектуальная поддержка, ищут в интернете лишь развлечений.

«Мы не знаем, влияют ли подписки на успеваемость, но думаю, что нет, — прокомментировал результаты исследователь. — Есть гораздо более сильные факторы, включая врожденные способности, ресурсы семьи, уровень школы, и тому подобное».