«Для Zoom скорости не хватает». Сельский учитель — о дистанте без интернета

Наша школа за две недели до каникул ушла на дистант. Перед этим у меня был положительный тест на ковид. Поэтому сейчас я могу только звонить и писать, а вот приходить, раздавать материал — увы, нет. Расскажу, как я учу детей в этих условиях.
Источник: Unsplash

Интернета нет, а телефон ловит плохо

Цифровое неравенство жителя глухомани в самом центре Европы очевидно. У нас нет не то что интернета, а даже сносной телефонной связи. Городские, проводные телефоны есть у многих, но и по ним связь часто обрывается, а восстанавливать ее могут даже не одну неделю. Мобильные телефоны ловят на горках, или если встать на табуретку, поднять руку, включить громкую связь и кричать туда, в цивилизацию что-нибудь вроде: «Але! Говорите громче, вас плохо слышно!» 

Интернет есть, да. У тех, кто поставил себе усилитель сигнала, к нему антенну, к этому всему Wi-Fi-роутер, раздающий сигнал по дому. Правда, в дождь или, скажем, ветер этот интернет может пропасть, но кто будет обращать внимание на такие мелочи.

И если для частнособственнического блага все это не такие важные вопросы, в конце концов, мы тут все более-менее сыты, одеты-обуты, крыша над головой есть, то с точки зрения образования отсутствие интернета и телефонной связи очень плохо влияет на будущее наших детей.

Я здесь не буду упоминать многочисленные отчеты, которые должен отправлять школьный учитель (завуч, директор) в различные организации. Отложу в сторону и участие в онлайн-конференциях, где без Zoom’а и стабильной связи делать нечего. Не отмечу онлайн-конкурсы с видеономерами, участие в которых «весит» от сотен мегабайт до десятков гигабайт, что при скорости 125 кБит/сек стоит нам не одной бессонной ночи.

Поговорим об изучении предметов.

«Ролики по географии смотрели всей семьей»

Я веду географию у учеников с пятого по восьмой класс. Это интереснейшая, на мой взгляд, наука, благодаря которой можно путешествовать по всему миру, не выходя из дома. Учебники по этому предмету составлены довольно скупо, да и невозможно в те урочные часы, что отводятся на этот предмет в сетке школьного расписания, показать то, что бы вызвало у детей действительный интерес к предмету.

Безусловно, очень важно прочитать параграф, заполнить контурную карту, изучить таблицы и графики, посмотреть схемы — все это составляющие почти каждого урока.

Но насколько более красочным становится понимание любой темы, если дополнительно посмотреть фильм, обычно в объеме 10–15 минут.

Мы знаем очень много интереснейших программ, выпущенных Русским географическим обществом, телекомпаниями National Geographic, Discovery, есть множество каналов на ютубе, в инстаграме, фейсбуке, где можно просто часами изучать невероятные красоты нашей природы.

Все это я делаю за своих учеников, подбирая им материал по теме параграфа. А с собой на дом даю флешку, которую можно вставить и в компьютер, и в телефон (разъем microUSB), и посмотреть в любое время несколько роликов. Дети мне говорили о том, что эти фильмы смотрели всей семьей, и всем — и взрослым, и малышам, и собственно ученикам — было интересно узнать что-то большее, чем сухие строчки из учебника.

К сожалению, из-за карантина я не могу этого делать, потому что сижу у себя дома, а все флешки у меня остались на работе. И поэтому высылаю детям по WhatsApp ссылки на видеоролики, но далеко не у всех есть интернет достаточного качества, чтобы их просмотреть. Тем и хороши были флешки.

Вместо онлайн-урока — аудио в WhatsApp

Теперь поговорим об иностранном языке. Я веду в седьмом классе немецкий язык, а у малышей второго и третьего класса — английский. Почему-то я заметила, что довольно мало преподавателей используют в своей работе аудиоприложения к учебникам и рабочим тетрадям, а ведь они являются неотъемлемой частью всего учебно-методического комплекса. Мне же эти аудиофайлы очень сильно помогают в работе, и в том числе — дистанционной. Ведь каждый файл можно отправить ребенку в мессенджере, обозначив, что с ним нужно делать.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10

Дети поначалу пугались, потому что им был непривычен чужой голос, не учительский. Там и произношение другое, и скорость речи другая. Но постепенно мы с ними выходим на понимание, что это очень полезно и не так уж и страшно, достаточно прослушать текст несколько раз. Так мы пишем и диктанты, и тесты, и слушаем песенки, пытаемся даже что-то в ритм подпевать.

Я не знаю, поют ли мои ученики дома вместе с родителями, но аудиофайлы я отправляю им в сообщениях в WhatsApp, где я создала группы по классам. Благо, учеников в каждом классе у меня немного, и я спокойно управляюсь с проверкой домашнего задания.

Каждый урок у меня начинается с проверки усвоенного в параграфе. Я делаю короткие тесты, минут на пять максимум, и пока дети отвечают на вопросы, я проверяю их домашку. Сейчас, к сожалению, этого тоже сделать не получится, хотя материал у меня есть. Но опять — принтер на работе, я дома, а дети сидят по своим домам, и карантин нас разделил до начала второй четверти.

Нам остаются только смайлики

Самым же обидным у школьников стало отсутствие физкультуры, где как раз наступили дни игры в баскетбол, и тут — дистанционка. До этого они открыли для себя скакалку как источник невероятных упражнений. Снова мне помог ютуб, где есть каналы, показывающие, как разучивать трюки и вообще — с чего начинать учиться интересно прыгать на скакалке. Плюс я нашла несколько цирковых представлений, где акробаты творят чудеса с двумя и даже тремя скакалками.

Я все мечтаю, что вот, поставят нам на все сельское поселение вышку, чтобы мы могли общаться с детьми вне школы не только по сугубо ученическим вопросам. Ведь мы с ними и готовили вместе (ну, ладно, они готовили, а я дегустировала), и ролики интересные монтировали, и приколы смотрели в тик-токе. Нам есть чему друг у друга поучиться в серфинге по бескрайним просторам интернета.

Но пока мы все еще живем в доисторическом моменте, обмениваясь только смайликами в WhatsApp и ВК.

Татьяна Иванова

Смотрите видео: