«В пижаме с зайцами и с чашкой какао Маша садится за уроки»: личный опыт домашнего обучения

Восьмиклассница Маша перешла в онлайн-школу и абсолютно счастлива, а четвероклассник Миша, отучившись год дома, вернулся в обычный класс. Мамы ребят рассказали Детям Mail.ru об этом опыте, а психолог прокомментировал их истории. 

58cbc8e8-661b-4d91-8a46-05b4e6e4eb21
Источник: unsplash.com

Анастасия Кузина: «Дочь ничего не успевала — школьный день пожирал все ее время»

Я забрала ребенка из школы. Маша теперь учится заочно онлайн аж за 5 тысяч рублей в месяц. И я теперь уже четвертый месяц пребываю в нирване.

Начну с того, что весь прошлый год мне было безумно стыдно перед Машей. Я на ее фоне жила беззаботной жизнью бабочки-капустницы.

Маша в своем седьмом классе уходила в восемь утра и приходила в три, а потом и в четыре голодная, злая и уставшая. У нее было ровно пятнадцать минут, чтобы поесть и уйти в художественную школу еще на три часа.

Если не было художки, был спорт. Когда-то все было неплохо, она все успевала: и на спорт, и на рисование ходила с удовольствием. Потом пошли седьмые уроки, а в этом году семь уроков поставили аж на пятницу.

Начались дополнительные уроки якобы по выбору. Чтобы как в США, ага. Но если, например, в 57-й московской школе гуманитарии выбирают между лингвистикой и археологией, то нашим гуманитариям предложили «на выбор» черчение, физику и математику. Отбрыкались только от черчения.

Школьный день начал пожирать все остальные занятия: сначала отвалился спорт, сошла до минимума художка. При этом пришлось взять репетиторов: сначала по английскому, а потом и по математике. А это был только сентябрь.

В этом году начался страх перед предметами: моя умненькая гуманитарная Маша вдруг заявила, что ненавидит историю, причем историю средних веков. Это надо уметь так преподавать. Каждый вечер в районе десяти вечера я ждала слез: домашняя работа по пяти предметам плюс по художке. Какой там сон, прогулки или подружки: вся ее жизнь с 8 до 12 ночи была посвящена школе. И при этом ее не радовало там ничего.

Да, у меня в ее возрасте тоже было по шесть уроков во вторую смену и музыка. Но я не выглядела как выжатый лимон. И я вдруг поняла: в мое время была система образования, которая была заточена именно на знания. А сейчас это просто некая система, через которую должны автоматом пройти все городские дети. И она ориентирована на что угодно, но не на знания и не на развитие ребенка.

На уроке вопросы обсуждаются в чате

Машина подружка перешла на домашнее обучение в онлайн-школу. Мария сходила к ней домой послушать, как преподается история. Ребенок так впечатлился, что, придя ко мне, потребовала немедленно перевести ее туда. Опущу свои переживания — они, конечно, были и сейчас остаются. Расскажу, что мы имеем на данный момент.

Поспав и поев нормально, Маша в пижаме с зайцами, с чашкой какао садится к ноуту. Я работаю в этот момент на кухне и слышу, как Маша хихикает. Это — алгебра. Если хихикает особенно вредно, то это химия. Преподаватели — невыгоревшие творческие педагоги из МФТИ, ВШЭ и лучших лицеев.

Мне тут рассказали, как в Департаменте образования разговаривают с директорами школ — просто как с тряпками. А потом они на крыльях ненависти разлетаются по школам и также разговаривают с педагогами. И как после этого можно учить детей? Девяносто процентов из которых еще и учиться не хотят. Никак.

В нашей новой школе дети к учителям испытывают искреннюю симпатию. У географа, химика и учителя биологии — куча фанатов. Все преподаватели там ровно такие, о каких можно только мечтать.

Урок в нашем восьмом классе проходит в тишине. Понятно, что учитель спокоен как удав, весел и уважителен к ученикам, потому что никого не надо успокаивать. Периодически он отвечает на вопросы в чате. Вопросы умные, по теме, дети тоже прекрасные. Есть Савелий, Савватий, Иосиф и Аким. Умничают, выпендриваются — просто прелесть! В обычном классе их бы прибили стулом, а тут они рассуждают о демократии.

Домашняя работа дает очки для рейтинга

Урок идет 45 минут, парами, и он не тратится на перекличку, проверку домашней работы и вызов к доске. Вначале — разбор сложностей в домашке. Нет сложностей? Погнали дальше: 45 минут глубокого объяснения и обсуждения. В обычной школе на это просто нет времени.

При этом наша онлайн-школа — это не университет, не спецшкола. Дети учатся по обычной программе. И слушают учителя с удовольствием, потому что не ждут стресса: вот сейчас тебя вызовут к доске, а ты не понял и получи свои пять минут позора.

862d9be0-a2a6-4dee-be65-074380a61416
Источник: pexels.com

Вишенка! Учителя пишут на обычной доске мелом и стирают тряпочкой. И ничего, никто не умер от этого, все понимают все даже без интерактивной видеодоски с вай-фаем. Домашняя работа представляет из себя тест, который ребенок решает, и он тут же проверяется. А еще домашка дает очки — они суммируются и рейтинг ребенка растет, как в игре.

Вы когда-нибудь видели ребенка, который в одиннадцать вечера добровольно и с интересом пересматривает лекции по химии?! Нет? А я теперь вижу регулярно.

Я говорю: «Мария, давай спать, двенадцатый час!» А она мне совершенно благодушным тоном: «Нет, я делаю домашку по русскому за сентябрь…»

А теперь представьте себе обычную школу и ребенка, который в двенадцатом часу ночи понимает, что у него «висит» домашка и ее надо сдать — там будет совершенно другой набор эмоций.

Всех друзей-знакомых интересует, а как же ЕГЭ и прочие экзамены, ведь на носу девятый класс. У нас все будет точно так же, как у всех: экзамены сдаются очно в мае. Интересно то, что наше решение с онлайн-школой одобряют многие учителя, правда из других школ, не из нашей бывшей. «Да, — говорят они, — школа сейчас перемалывает и нас, и детей, уходить надо».

Уроки можно слушать в записи

Мы занимаемся пока только несколько месяцев. Какие-то глобальные итоги подводить рано — возможно, через год мое мнение об онлайн-образовании будет иным. Но сейчас я четко вижу, что мой ребенок счастлив. Программа та же, знания глубже, нервяков нет совсем — ни у нее, ни у меня. Мы обе в нирване.

Уроки можно слушать в записи, поэтому Маша может как угодно планировать свой день, переслушивать непонятое. Лично я считаю, что будущее за такой школой, а не за «образовательными комплексами» на десять тысяч человек.

Такая форма обучения, безусловно, подойдет не всем детям. Маша — организованный человек, ответственный, да и я живо интересуюсь, что там да как. Если вы понимаете, что ваш ребенок при такой форме обучения подзабьет на уроки, то он это точно сделает. Ведь даже взрослые делятся на тех, кто может сам получать образование по книгам, и на тех, кому нужна очная группа и учитель с палкой.

Ребенок должен сам оценить и захотеть. Зато его можно будет потом шантажировать, если что: «Не хочешь дома учиться в пижаме? Забиваешь? Ок, возвращаешься в свою, а я деньги сэкономлю».

Школа — не единственное место для общения

Родители часто волнуются: а как же социализация, друзья, тусовки? В онлайн-школе с этим не то чтобы хуже, просто она про другое. Изначально эта школа задумывалась для учеников спортивных школ, слишком умных детей, которым скучно, и маленьких страдальцев-жертв буллинга. Но ничто не мешает ребенку учиться до пятнадцати часов, а потом идти с друзьями на улицу, на спорт или рисование.

Школьные перемены — не единственное место для социализации. Кроме того, онлайн-школы часто берут только «подрощенных» школьников. В нашу, например, можно поступить только с пятого класса. В этом возрасте дети уже более-менее социализированы, и у них есть свой круг общения.

Этот текст я сначала опубликовала на своей личной странице в социальной сети, а потом на протяжении двух дней каждые несколько секунд получала сообщения от взволнованных родителей.

Четыре тысячи лайков, две тысячи комментариев — все это говорит о сильном градусе беспокойства у родителей. Конечно, и 20 лет назад были сложности в школе, но тогда практически не было вариантов, а сейчас и ситуация как-то особенно накалилась, и появились легальные возможности избежать школьной нервотрепки и получить нормальное образование.

Мария Мартынова: «Отучившись год дома, сын вернулся в обычную школу»

Полтора года назад я перевела своего сына Мишу на домашнее обучение. Он тогда как раз пошел во второй класс. Мы прикрепились к одной частной школе, где была возможна дистанционная форма обучения. А этим летом я забрала оттуда документы, чтобы снова перевести ребенка в обычную очную школу.

895ee176-6bbe-4e6b-a34d-f143c868e486
Источник: pexels.com

Идея с домашним обучением возникла не на пустом месте: мне хотелось вытащить сына из школы, к которой он за год так и не адаптировался. Причем это было не из-за учителя и одноклассников, а из-за необходимости рано вставать и полдня находиться в режиме «так надо». Еще я хотела, чтобы сын за год прошел программу второго и третьего класса. Так бы мы сэкономили один год и не дергались бы в одиннадцатом классе, когда с одной стороны надо сдать ЕГЭ и поступить в университет, а с другой — не попасть в армию.

Мне казалось, что домашнее обучение решит и транспортную проблему: мы тогда переехали и «школа во дворе» превратилась в «школа далеко». А отпускать сына одного я была не готова — не тот возраст, на мой взгляд.

И возить его по утрам я тоже не могла: переезд и ремонт перетянули все внимание и силы на себя. В этом же году мы отказались от няни. Нужен был кто-то, кто поможет Мише освоить школьную программу. И это точно должна была быть не я, так как мне не хотелось менять роль мамы на роль репетитора. Да и сил на эти подвиги у меня не было. Мне казалось, что дистанционное образование снимет с меня эту головную боль.

За домашнюю работу сын иногда садился ночью

Три раза в неделю к нам домой приходила учительница — действующий преподаватель начальной школы. За два часа они успевали позаниматься русским, математикой, английским и немного времени оставляли на проверку задания по чтению. Домашние задания Миша в основном делал сам, просто потому что это Миша. Другие дети в этом возрасте у меня так не умели. Иногда легко, иногда с уговорами, иногда не делал. Когда были сложности с каким-то заданием, то он приходил, и мы разбирались вместе.

Под конец года даже «сесть и сделать» стало Мишиной ответственностью. Иногда садился делать ночью, потому что днем играл в компьютерные игры. На вопрос: «Что там с уроками?», категорически отвечал: «Я знаю, что уроки, я же все сделаю!». На предложение: «Может, утром сделаешь?» был ответ: «Нет, сейчас». Ну, и хорошо. Мне было важнее, что он это стал считать своей ответственностью.

Аттестации в нашей школе проходили в виде теста на компьютере. Часть заданий нужно было выполнять письменно в тетради и потом прикладывать фото или скан написанного.

На аттестациях я всегда была рядом с сыном. Помогала, поддакивала, старалась не вмешиваться в содержательную часть, но иногда и подсказывала, конечно. На мой взгляд, аттестации по основным предметам (русский, математика) требуют проработки программы, аттестации по дополнительным (окружающий мир, музыка, изо) слишком простые. По физкультуре надо было написать реферат, мы делали это вместе. По технологии за год нужно было сделать только одну поделку. То есть в целом к аттестации были вопросы, хотя ребенок с ней хорошо справился.

Сын научился самостоятельности

За год домашнего обучения мы сделали довольно много из намеченного. Во-первых, сын, как мы и планировали, за год домашнего обучения прошел программу двух классов и теперь пошел сразу в четвертый класс. Он сдал аттестации за второй и третий класс на все пятерки и прошел программу по трем основным предметам (русский, математика, английский) в индивидуальном темпе, с детальной проработкой всех тем.

Когда мы этим летом проходили собеседования в две школы, было видно, что русский и математику он действительно знает. Английский не проверяли, но в нем я уверена еще больше. Мне удалось приучить сына к самостоятельности в отношении домашних заданий — это очень пригодится ему в будущем. В целом все было неплохо, но в итоге я забрала документы, и мы вновь пошли в обычную очную школу.

Музыка и физкультура — нужные предметы

На мой взгляд, все, что мы могли взять в этом возрасте от домашнего обучения, мы взяли. Но за год мне стали отчетливо видны минусы этой формы обучения именно в нашей школе и именно для нас. Во-первых, сыну явно не хватило самого обучения: в очной школе дети учатся гораздо больше. Я совсем не считаю изо, музыку и физкультуру лишними предметами — может быть, кроме случаев сильного невезения с преподавателями. И да, я не готова обеспечивать репетиторов по ним.

Объем того, что происходит на уроке и задается на дом в обычной школе, значительно больше того, что делал Миша в этом году, даже несмотря на два класса за один.

Во-вторых, дети в школе гораздо больше пишут — и на уроке, и в домашней работе. Миша быстро схватывает все, что можно понять или посчитать, но очень не любит писать. А это важный навык, который нарабатывается только практикой. Большая часть его заданий за этот год была в рабочих тетрадях. Там нужно было написать ответ, подчеркнуть, обвести. Это прекрасно с точки зрения тренировки правил или решения, но письмо при таком подходе очевидно страдает.

34de2c1e-0246-41df-a4e9-d454d7d5450b
Источник: unsplash.com

Сейчас он пишет не как ученик четвертого класса, а в лучшем случае как второклассник. Для улучшения навыков письма мы планируем пройти интенсив по матричному письму. Это такой современный и популярный метод развития графического навыка, обучения письму и исправления почерка. Надеемся, что поможет.

Дома сыну не хватало общения со сверстниками

В нашем случае на домашнем обучении пострадала социализация. Несмотря на кучу братьев и сестер, друзей по айкидо, Мише в прошлом году явно не хватало общения со сверстниками. Я считаю, что умение быть частью системы — это очень полезный навык. У Миши он сейчас в зачаточном состоянии. И за год домашнего обучения в этом плане ничего не прибавилось.

Сын никогда не был в детском саду, он с трудом прошел первый класс обычной школы. Я была уверена, что ему снова будет непросто в очной школе. Но, на удивление, ребенок довольно быстро адаптировался, и сейчас никаких сложностей с общением у него нет. Возможно, он стал старше и просто перерос наши прошлые проблемы. Летом он даже ездил в лагерь. Сам захотел, я не настаивала, но была рада, потому что это тоже учит общаться и работать в команде. Посмотрим, что будет дальше.

Комментирует психолог Игорь Антонюк:

Надо понимать, что существует несколько вариантов домашнего обучения. Все они отличаются и технически, и степенью погружения родителей в обучающий процесс, и требованиями к школьнику. Но в любом случае родителям нужно четко понимать, почему и для чего ребенок уходит из традиционной школы и переходит на домашнее обучение. Если есть конкретные причины и цели, если ребенок в принципе готов к большей самостоятельности, а родители к большей вовлеченности — то скорее всего, все получится. А если даже и не получится, то, поучившись какое-то время дома, вы всегда сможете вернуться в обычный класс.

Раньше на домашнее обучение, как правило, переходили дети с различными проблемами со здоровьем, которые просто не могли учится в обычном классе, или дети-спортсмены, которым было важно постоянно ездить на соревнования и сборы. Сейчас же ситуация изменилась, и любой ребенок может учиться дома.

И вот здесь родителям нужно понимать две вещи. Первая — потянет ли ребенок, и вторая — потянете ли вы.

По опыту, чем младше ребенок, тем сложнее родителям. Я бы не рекомендовал без особых причин переходить на домашнее обучение в начальной школе. В этом случае с большей вероятностью у ребенка просядет социализация, у него не сложатся какие-то понятия, важные для дальнейшей жизни. В средней и тем более в старшей школе этих проблем, скорее всего, не будет — база уже сформирована и навыки общения закреплены.

Некоторые родители думают, что кружки и студии могут заменить ребенку школьный коллектив и дать ему необходимую социализацию.

Конечно, лучше хоть какая-то социализация, чем никакой, но в полной мере общение на кружках не даст тот эффект, который достигается в школе.

Любые внешкольные занятия ограничены временем и темой. То есть дети общаются очень небольшой промежуток времени, редко больше часа, и при этом вся их коммуникация завязана на определенной деятельности.

Помимо возраста, для перехода на домашнее обучение важен характер ребенка, его привычки и особенности. Если школьник мотивирован на хорошую учебу и без напоминаний делает домашнюю работу, то больше шансов, что этот опыт окажется удачным. Потому что независимо от вида домашнего обучения — это всегда про самостоятельность и ответственность.

Читайте также:

Смотрите наши видео

Контент недоступен

Екатерина Мазеина
Редактор, мама двух девочек