Четверть российских родителей поддерживает инклюзивное обучение

25% родителей школьников положительно относятся к появлению в их классе ребенка с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. При этом 59% считают, что информации о том, как общаться с такими детьми, им предоставлено недостаточно.
4bb098f7-e951-4e20-a0da-438a086eacbd
Источник: Unsplash

Проекты Дети Mail.ru и Добро Mail.ru опросили российских родителей и выяснили их отношение к инклюзивному образованию. Всего в опросе приняли участие 37 тысяч пользователей, среди них 3 тысячи — родители детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья (задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна и др.).

Выяснилось, что у родителей нормотипичных детей неоднозначное отношении к инклюзии. Половина опрошенных (51,22%) нейтрально отнесется к тому, что в классе появится ребенок с особыми потребностями, 25,4% — положительно, 23,38% — отрицательно. При этом только 13% родителей рассказали, что в их классе уже есть ребенок с особенностями развития. У 73,47% опрошенных таких детей в классе нет, а еще 13% затруднились ответить. При этом 3,87% ответили, что в школе уже был опыт совместного обучения.

7 сериалов об особенных детях:

Те родители, что положительно отнесутся к особенному ребенку, отметили, что такая практика позволит научить детей толерантности и добру (35,72%), позволит им узнать, как общаться с детьми с особыми потребностями (21,86%). Кроме того, они считают, что детям с особыми потребностями важно учиться и развиваться в социуме (29,94%).

Из числа родителей, что отрицательно отнеслись к такому предложению, 32,58% считают, что дети с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья должны учиться отдельно: 25,4% боятся ухудшения качества образования, 28,45% считают, что у психологов и педагогов нет достаточного опыта для инклюзивного обучения, а 3,42% уверены, что не смогут объяснить своему ребенку, как правильно общаться с такими детьми. Еще 6,42% боятся, что ребенок с особенностями развития может напугать их собственных детей.

Также в опросе приняли участие родители детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. По их мнению, система российского образования пока не готова к обучению особенных детей. Большинство родителей особенных детей (53,49%) уверено, что их детям сложнее получить доступ к среднему образованию, 20,27% считают, что такого доступа нет или почти нет, а 15,61% ответили, что у всех детей равные возможности.

По мнению 36,21% опрошенных родителей особенных детей, школа не готова принять их ребенка, 21,93% утверждают, что школа готова, но нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки, а 16,61%, напротив, считают, что готова, так как в штате есть специалисты.

10,96% ответили, что их школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет.

Отдельный блок вопросов касался проблемы социализации и общения детей в обществе. Родителям предложили рассказать об отношении окружающих к их детям и задали вопрос: «С какими ситуациями на детской площадке или в другом общественном месте вы сталкивались?» Опрошенные признались, что оказывались в разных ситуациях. 29,24 % родителей детей с особыми потребностями сталкивались с тем, что родители других ребят не понимают, как общаться с их ребенком и что сказать своему, 33,55% видели, что родители детей без особенностей объясняли своему ребенку, что все дети разные. 11,63% сталкивались с тем, что родители норматипичных детей при встрече на детской площадке или в другом общественном месте пытались увести своего ребенка. А 4,32% сталкивались с тем, что их просили увести особенного ребенка с площадки.

Сколько стоит собрать в школу особенного ребенка:

Обе категории родителей, принявших участие в опросе, сообщили, что сейчас информации о том, как общаться с особенными детьми, у людей недостаточно. Об этом заявили 59,02% родителей нормотипичных детей и 57,4% родителей детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. По мнению родителей особенных детей, родителям нормотипичных детей нужно объяснять своим ребятам, что все дети разные (61,79%). 22,59% отметили, что о том, как правильно общаться с особенными детьми, можно спрашивать у их родителей.

Опрос родителей об отношении к инклюзивному обучению — ежегодный и проводится проектами Mail.ru Group во второй раз. Узнайте также о результатах прошлогоднего опроса.

Смотрите видео:

Контент недоступен
Гид по материнству и детству