Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
При этом считалось необходимым обучать мальчиков. Девочки, с точки зрения крестьян, могли вполне обходиться без грамоты. Их отдавали в школу в том случае, если они этого сами очень хотели, и у них не было младших братьей или сестёр, которых надо было нянчить. Такой подход крестьян к школьному образованию объяснялся прагматичностью крестьян. Мужчине грамотность нужна для того, чтобы его не обманули в расчётах за покупки, при выплате налога, при подписании артельного договора, чтобы не смеялись над «деревенщиной» в городе и на солдатской службе. Замужняя женщина, находившаяся большую часть времени дома, в грамоте, по мнению крестьян, не нуждалась. Грамота могла понадобиться только старой деве, которая сама обеспечивала себе пропитание.
Книги появлялись в деревнях разными способами. В 1860-1870-х годах книжная торговля велась в основном офенями (коробейниками) – бродячими разносчиками товаров. Закупив свой товар в городах, офени появлялись в деревнях в конце июля – начале августа. Если у покупателя не было денег, то книги обменивались на зерно, муку, мясо и пр. Крестьяне долго рассматривали картинки, узнавали о содержимом, торговались и, получив удовольствие от процесса торга, покупали.
В конце XIX века крестьяне могли взять книги в библиотеке, которые открывались при школах, волостных правлениях и православных храмах.
Однако к концу XIX века уровень грамотности среди крестьянского населения России был сравнительно низким (1897 год - 19%)
Кто же это такие? Странники, нищие, знахари, колдуны.
Странник изо дня в день, из года в год шёл от одной святыне к другой, прикладывался к святым мощам, молился и шёл дальше. Странники молились не только за себя, они брали на себя обязательства и исполняли поручения и наказы встречавшихся на их пути людей. Странников называли Божьими людьми, принимали в каждом доме, кормили, давали еду на дорогу. Невнимание к страннику и отказ в гостеприимстве считался грехом.
Люди с большим интересом слушали рассказы странников о святых местах, чудотворных иконах, старцах, которые исцеляли болезни. Иногда странники занимались «знахарством».
Но в то же время странников побаивались. Особенно тех, кто занимался пророчеством и яростно обличал человеческие пороки.
Сижу читаю, вместо того, чтобы спать идти!
Сижу читаю, вместо того, чтобы спать идти!
Не виноватая я!
У любых церквей и монастырей, на ярмарках, праздничных гуляньях или на похоронах везде можно было услышать жалобный голос нищих: «Подайте копеечку ради Христа!». Толпами нищие шли по дорогам России к святым местам.
В этой среде люди оказывались и крестьяне и горожане по разным обстоятельствам, чаще когда лишались средств к существованию из-за пожара, стихийного бедствия, разорённые войной, потерявшие кормильца. Ряды нищих пополняли солдаты, старики, калеки, беглые крестьяне и арестанты, осиротевшие дети. Количество этих обездоленных постоянно росло.
Среди обездоленных нищих были и профессиональные. Они обосновывались в больших городах или странствовали по стране, и были вполне довольны своей жизнью. Профессиональными нищими были «мамки» («мамка» могла в день зарабатывать до 3 рублей, тогда как девушка на фабрике только 50 копеек), мнимые погорельцы, «савотейщики», «могильщики», «богомолы», «охотники», «коробочники», «терялки» и другие. Эти ватаги возглавлялись выборным атаманом, собранные деньги делились на паи, двойные паи получали атаман, члены ватаги, владеющие лошадью и повозкой, знахари, их лечившие. Ватажники общались на специальном нищенском языке, который сформировался в XVII веке.
Отношение к нищим, в т.ч. и профессиональным, в крестьянской среде было вполне доброжелательным. В большинстве своём люди откликались на просьбы о подаянии. Отказывали в милостыни редко. Считалось, что Бог любит нищих, он оградит дающего милостыню и его дом от всякого зла. Жалость к нищим объяснялась ещё и тем, что такая судьба могла настигнуть каждого: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся».
Вера крестьян в силу знахарей была абсолютной, даже в случае смерти больного. Родственники умершего считали, что надо было бы обратиться к более сильному знахарю. Такая глубокая вера крестьян в знахарей способствовала удачному лечению, что с удивлением отмечали исследователи.
Профессионально этим занимались особые люди – колдуны, ведуны, ворожеи. Профессиональное колдовство в русской деревне было так же широко распространено, как и домашнее.
Колдунами становились те, кто был недоволен своим положением в обществе, желал иметь власть над людьми, стать богатым, отомстить за обиду и т.п. Этот человек должен был отречься от Бога, пройти специальный обряд.
Отношение к колдунам было двойственное: уважение и страх.
Профессионально этим занимались особые люди – колдуны, ведуны, ворожеи. Профессиональное колдовство в русской деревне было так же широко распространено, как и домашнее.
Колдунами становились те, кто был недоволен своим положением в обществе, желал иметь власть над людьми, стать богатым, отомстить за обиду и т.п. Этот человек должен был отречься от Бога, пройти специальный обряд.
Отношение к колдунам было двойственное: уважение и страх.
Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну в Яренске в 1762 году. Он был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 г. и 14 октября 1760 г. был введён мораторий на смертную казнь; для Козицына смертная казнь была заменена каторгой.
Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну в Яренске в 1762 году. Он был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 г. и 14 октября 1760 г. был введён мораторий на смертную казнь; для Козицына смертная казнь была заменена каторгой.
Спасибо. Постараюсь что-нибудь самостоятельно родить Главное, определиться, что интересно...Я пока сомневаюсь.
В праздничные дни всё выглядело обновлённым: дома, улицы, ограды, колодцы. Избы украшали новыми половиками, развешанными по стенам лубочными картинками и полотенцами с «украсами», расставленной по полкам праздничной утварью, затепленными у икон лампадам. Менялось поведение людей. Характерными чертами праздника были застолье с «хорошей» едой и хмельными напитками, приём гостей и хождение в гости, песни, пляски, совместное гуляние людей, одетых в «добрую» одежду.
Среди больших праздников, которые отмечала вся деревня, наиболее почитались Пасха, Рождество Христово, святки, масленица, Троица, Петров день, Покров, Егорьев день, престольные и заветные праздники.
Большие праздники продолжались обычно от 3 до 4 дней, а некоторые, например Пасха и масленица, неделю.
Общение на праздниках с дальними родственниками, балаганщиками, ярмарочными торговцами, нищими, богомольцами позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далёких странах и народах.
Праздники позволяли сделать передышку в череде тяжёлых крестьянских работ, отвлекая от семейных проблем, давали психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение вызывало иллюзию равенства всех людей, хотя бы на время.
Гости на крестьянском празднике. Праздник в деревне
На ярмарках заключали крупные сделки, давали представления артисты театров, работали русские и иностранные цирковые труппы, вечером запускали фейерверки, звучала музыка. Наряду с крупными ярмарками в России проводили множество мелких, длившихся два-три дня, на которых торговали в розницу, устраивали много увеселений.
Товар раставлялся рядами: ряд горшечников, бондарей, ряд с красным галантерейным товаром, ряды с баранками и бубликами, колбасами, сырами, мясом, мёдом. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Продажа сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой.
На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики и т.п.
Товар раставлялся рядами: ряд горшечников, бондарей, ряд с красным галантерейным товаром, ряды с баранками и бубликами, колбасами, сырами, мясом, мёдом. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Продажа сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой.
На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики и т.п.
Товар раставлялся рядами: ряд горшечников, бондарей, ряд с красным галантерейным товаром, ряды с баранками и бубликами, колбасами, сырами, мясом, мёдом. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Продажа сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой.
На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики и т.п.
В балаганы зазывали балаганные зазывалы. Зрителям предлагалось посмотреть на чудеса, невиданные в деревне: «американку-геркулеску-огнеедку», «девицу Марью, самую толстую и колоссальную», «женщину-рыбу», «африканского дикаря, пожирающего на глазах почтенных зрителей живого человека» и т.п. Кроме того, там можно было увидеть небольшие пьески из жизни заморских императоров, фараонов, знаменитых разбойников, пантомимы.
Традиционным увеселением был кукольный театр. Главным его персонажем был Петрушка, постоянно попадающий в нелепые ситуации, но удачно из них выбиравшийся.
Ярмарка превращала жизнь в сказку, наполняла её весельем, шутками, давала возможность отдохнуть от обыденности.