Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Общественное мнение постоянно давило на крестьян, заставляя их жить «как положено». Но, естественно, находились люди, которые отклонялись от общепризнанных норм. Нарушителей подвергали наказанию. Наиболее действенным было мирское неодобрение. Нарушившего правила осмеивали, выказывали ему своё неодобрение. Плохая слава угрожала человеку потерей уважения, плохими отношениями с соседями. Редкий человек мог выдержать враждебность окружающих – людей, с которыми он вместе жил, работал, участвовал в праздниках и с мнением которых привык считаться. Если такое неформальное наказание оказывалось недейственным, то человека заставляли на сходе принести извинения, подвергали штрафу, по приговору схода наказывали розгами, исключали из общины, сдавали вне очереди в солдаты, отправляли в ссылку или тюрьму. В серьёзных случаях (конокрадство или постоянное воровство) могли устроить самосуд.
Отказ помочь соседу воспринимался как оскорбление, а приглашение на толоку было признанием трудолюбия, умения в работе. Хозяин с почтением относился к помочанам, он не должен был делать замечаний, раздавать советы.
На толоке любой человек мог продемонстрировать свои лучшие качества, которые так ценились в русской деревне: трудолюбие, мастерство, уважение к людям, способность сочувствовать чужой беде. Совместная работа укрепляла соседские отношения, давала человеку уверенность, что он не одинок и всегда может рассчитывать на помощь и сочувствие.
Капустки – устраивались во второй половине сентября и заключали в себе помощь какой-либо семье в заготовке капусты. На капустки приглашались только девушки, парни приходили без приглашения. Здесь девушки демонстрировали себя в работе. Нередко капустки устраивала та семья, где была девушка брачного возраста. Приглашение девушки на капустки означало, что она слывёт в деревне трудолюбивой, старательной, достойной. Девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её выберет хороший парень.
Сдымки устраивали, если хозяину надо было поставить сруб избы на фундамент, проконопатить его и т.п. На сдымки приглашались парни, которых в деревне считали хорошими работниками. Парень с хорошей репутацией имел все шансы взять в жёны хорошую работящую девушку.
Указ Петра I разрешал лицам всякого сословия (даже крепостным) отдавать вместо себя в рекруты купленных людей.
Служба в армии была одним из главных механизмов освобождения населения от крепостной зависимости, т.к. человек, попавший в солдаты, утрачивал связь со своим прежним сословием, переходил в состав военного сословия и свой статус передавал жене и детям.
И.Е. Репин «Проводы новобранца» 1879 год
При жеребьёвке учитывали рабочие крестьянские силы семьи. Все семьи по количеству здоровых мужчин призывного возраста делились на 3 разряда.
Первый разряд - семьи, где четверо и более взрослых мужчин.
Второй разряд – семьи, где было трое взрослых мужчин.
Третий разряд – семьи, где было двое взрослых мужчин.
Бессемейные мужчины призывного возраста относились к первому разряду, а единственный мужчина в семье от призыва в армию освобождался.
При объявлении набора в первую очередь на жеребьёвку отправлялись мужчины из первого разряда. Если набор был большой, то из второго, потом из третьего. Мужчина, вытянувший жребий мог вместо себя направить «охотника, наёмщика», т.е. того, кто желал его заменить.
Подобное отношение крестьян к воинской службе не понимали ни дворяне (для них долг царю и отечеству был главным), ни разночинная интеллигенция, которая объясняла «несознательность народа затерявшимся чувством долга перед родиной».
Но крестьяне видели долг в том, чтобы служить своей «отчине», своей деревне, в которой они жили, где были похоронены их предки, своей земле, на которой они работали, своей семье. Уход на долгую службу не позволял крестьянину выполнить свой долг: вспахать и засеять землю, вырастить детей, похоронить родителей.
Подобное отношение крестьян к воинской службе не понимали ни дворяне (для них долг царю и отечеству был главным), ни разночинная интеллигенция, которая объясняла «несознательность народа затерявшимся чувством долга перед родиной».
Но крестьяне видели долг в том, чтобы служить своей «отчине», своей деревне, в которой они жили, где были похоронены их предки, своей земле, на которой они работали, своей семье. Уход на долгую службу не позволял крестьянину выполнить свой долг: вспахать и засеять землю, вырастить детей, похоронить родителей.
В оставшееся до отъезда время рекруты освобождались от всякой работы и начинали «гулять»: кататься на лошадях, ходить в любое время с гармошкой, распевать песни, пить водку или сваренное по этому случаю пиво. Рекруты одной деревни ходили к рекрутам другой деревни, забыв про распри. Это разгульное поведение не вызывало осуждение односельчан, а наоборот, приветствовалось. Все понимали – «гулять- то не гуляют, своё горе заливают».
Перед отправкой парень ездил по всем родственникам прощаться, где его кормили и поили. Накануне вся семья шла в церковь, и молились за «сохранения рекрута». Существовало много ритуальных действий, которые старалась выполнить семья. Матери, жёны, сёстры старались обезопасить рекрута на войне и давали ему с собой разные обереги.
В 1874 году рекрутская повинность была заменена на всеобщую личную воинскую повинность. Новобранцев стали призывать в возрасте 21 года, общий срок службы составлял 15 лет, из них пребывание на действенной службе в сухопутных войсках определялось 6 годами, на флоте – 7 годами.
В оставшееся до отъезда время рекруты освобождались от всякой работы и начинали «гулять»: кататься на лошадях, ходить в любое время с гармошкой, распевать песни, пить водку или сваренное по этому случаю пиво. Рекруты одной деревни ходили к рекрутам другой деревни, забыв про распри. Это разгульное поведение не вызывало осуждение односельчан, а наоборот, приветствовалось. Все понимали – «гулять- то не гуляют, своё горе заливают».
Перед отправкой парень ездил по всем родственникам прощаться, где его кормили и поили. Накануне вся семья шла в церковь, и молились за «сохранения рекрута». Существовало много ритуальных действий, которые старалась выполнить семья. Матери, жёны, сёстры старались обезопасить рекрута на войне и давали ему с собой разные обереги.
В 1874 году рекрутская повинность была заменена на всеобщую личную воинскую повинность. Новобранцев стали призывать в возрасте 21 года, общий срок службы составлял 15 лет, из них пребывание на действенной службе в сухопутных войсках определялось 6 годами, на флоте – 7 годами.
А кто пахать-то будет?
А кто пахать-то будет?
А кто пахать-то будет?
А кто пахать-то будет?
Вплоть до ХХ века грамотность среди крестьянского населения была очень низкой. Причин было много: низкий уровень социально-экономического развития страны, отсутствие школ в деревнях, патриархальность крестьянского быта. Крестьяне, «жившие по заветам предков» относились к овладению грамотой как к делу неразумному, как и ко всему новому, что входило в их жизнь (в этом они были очень схожи с купечеством). Считалось, что новшества, в том числе и грамота, нарушают традиции и обычаи. В деревнях можно было услышать: «Для чего мне, к примеру, грамота – за сохой ходить али сено косить? Не посеешь – и кусать нечего будет. Это и без грамоты ясно».
Дворяне тоже долго не видели необходимости в образовании крестьян. Лишь некоторые из них печалились о «духовной нужде народной» и в XVIII и в начале XIX веков.
Отношение крестьян к грамоте несколько изменилось после реформ 1860-1870-х годов. Крестьяне стали постепенно осознавать, важность начального образования, отсутствие которого не позволяло добиться успехов. Грамотные крестьяне требовались и для работы на фабриках и заводах.
Училища были двухклассные (образование длилось пять лет) и одноклассные (обучение длилось три года). Преподавались Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметика, история, география, естествоведение и черчение.
Церковно-приходские школы были одноклассные (два года образования) и двухклассные (четыре года образования). В них преподавали Закон Божий, арифметику, историю Церкви и Отечества, читали церковные и гражданскую печать, занимались церковным пением.
В училища принимались дети от 7 до 12 лет. Занятия начинались в зависимости от времени уборки урожая – 2-6 октября и заканчивались к 1-20 мая.
Учебный день начинался в 8-10 часов и заканчивался в 17-19 часов, в середине дня был 2-3 часовой перерыв на обед. До обеда учитель объяснял материал, после обеда помогал делать домашнее задание.
В конце года проводили торжественный экзамен, на который приезжало земское начальство, и приходили нарядные родители.
Училища были двухклассные (образование длилось пять лет) и одноклассные (обучение длилось три года). Преподавались Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметика, история, география, естествоведение и черчение.
Церковно-приходские школы были одноклассные (два года образования) и двухклассные (четыре года образования). В них преподавали Закон Божий, арифметику, историю Церкви и Отечества, читали церковные и гражданскую печать, занимались церковным пением.
В училища принимались дети от 7 до 12 лет. Занятия начинались в зависимости от времени уборки урожая – 2-6 октября и заканчивались к 1-20 мая.
Учебный день начинался в 8-10 часов и заканчивался в 17-19 часов, в середине дня был 2-3 часовой перерыв на обед. До обеда учитель объяснял материал, после обеда помогал делать домашнее задание.
В конце года проводили торжественный экзамен, на который приезжало земское начальство, и приходили нарядные родители.
Она до самой смерти в 93 года писала почти каллиграфическим почерком, правда уже без завитушек, была слепа к этому времени.
Она до самой смерти в 93 года писала почти каллиграфическим почерком, правда уже без завитушек, была слепа к этому времени.
Багданов- Бельский " Устный счет". Коллега давала этот пример ученикм 4 класса решить устно, никто не справился, кое- как письменно сообразили, решали пол- урока.
Багданов- Бельский " Устный счет". Коллега давала этот пример ученикм 4 класса решить устно, никто не справился, кое- как письменно сообразили, решали пол- урока.