Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Евдокия
Что делали с теми, кто нарушал законы общины?

Общественное мнение постоянно давило на крестьян, заставляя их жить «как положено». Но, естественно, находились люди, которые отклонялись от общепризнанных норм. Нарушителей подвергали наказанию. Наиболее действенным было мирское неодобрение. Нарушившего правила осмеивали, выказывали ему своё неодобрение. Плохая слава угрожала человеку потерей уважения, плохими отношениями с соседями. Редкий человек мог выдержать враждебность окружающих – людей, с которыми он вместе жил, работал, участвовал в праздниках и с мнением которых привык считаться. Если такое неформальное наказание оказывалось недейственным, то человека заставляли на сходе принести извинения, подвергали штрафу, по приговору схода наказывали розгами, исключали из общины, сдавали вне очереди в солдаты, отправляли в ссылку или тюрьму. В серьёзных случаях (конокрадство или постоянное воровство) могли устроить самосуд.

Евдокия
Реформы 1861 года придали общине юридический статус. Из самодеятельной крестьянской организации она стала административной ячейкой. Выборные стали считаться сельским начальством, их обязанности определялись законом. Они подчинялись волостной или уездной администрации. Спорные вопросы решал уже не сход, а волостной суд. Решение принималось не единогласно, а 2/3 голосов. Был разрешён добровольный выход из общины, при условии выкупа земли, с разрешения схода и земского уездного начальства. Разрешение давалось очень неохотно. С 1906 года крестьяне получили возможность выходить из общины и закреплять за собой землю на правах личной собственности без разрешения общины.

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Реформы 1861 года придали общине юридический статус. Из самодеятельной крестьянской организации она стала административной ячейкой. Выборные стали считаться сельским начальством, их обязанности определялись законом. Они подчинялись волостной или уездной администрации. Спорные вопросы решал уже не сход, а волостной суд. Решение принималось не единогласно, а 2/3 голосов. Был разрешён добровольный выход из общины, при условии выкупа земли, с разрешения схода и земского уездного начальства. Разрешение давалось очень неохотно. С 1906 года крестьяне получили возможность выходить из общины и закреплять за собой землю на правах личной собственности без разрешения общины.

Мадам Н.Д.В ответ на Евдокия
Евдокия
История переписки2
Вот они, те зонтики, о которых писала Марина в предыдущей теме! Только у мужчин!
ЕвдокияВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Вот они, те зонтики, о которых писала Марина в предыдущей теме! Только у мужчин!
История переписки3
Там ниже есть фото, где зонтики у женщин на ярмарке, есть картина, где женщины на ярмарках в перчатках, и костюм, где у барышни "ридикюль"
Евдокия
В крестьянской среде была обязательна толока (безвозмездная трудовая помощь при выполнении срочных или тяжёлых работ). Толока могла понадобиться любой семье и при любой работе. Толоку обычно организовывали в воскресенье или в любой праздничный день, когда люди не были заняты повседневными работами. Нуждающийся в помощи обходил родственников, соседей, если объём предполагаемых работ был велик, то приглашались все трудоспособные односельчане, а иногда и жители соседних деревень. Толока могла длиться только один день. Атмосфера была праздничной: с песнями, шутками, а после окончания работ начинался праздник с угощением, плясками, катанием на лошадях.
Отказ помочь соседу воспринимался как оскорбление, а приглашение на толоку было признанием трудолюбия, умения в работе. Хозяин с почтением относился к помочанам, он не должен был делать замечаний, раздавать советы.
На толоке любой человек мог продемонстрировать свои лучшие качества, которые так ценились в русской деревне: трудолюбие, мастерство, уважение к людям, способность сочувствовать чужой беде. Совместная работа укрепляла соседские отношения, давала человеку уверенность, что он не одинок и всегда может рассчитывать на помощь и сочувствие.

Евдокия
Разновидностью толоки, а заодно и молодёжными развлечениями были капустки и сдымки.
Капустки – устраивались во второй половине сентября и заключали в себе помощь какой-либо семье в заготовке капусты. На капустки приглашались только девушки, парни приходили без приглашения. Здесь девушки демонстрировали себя в работе. Нередко капустки устраивала та семья, где была девушка брачного возраста. Приглашение девушки на капустки означало, что она слывёт в деревне трудолюбивой, старательной, достойной. Девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её выберет хороший парень.
Сдымки устраивали, если хозяину надо было поставить сруб избы на фундамент, проконопатить его и т.п. На сдымки приглашались парни, которых в деревне считали хорошими работниками. Парень с хорошей репутацией имел все шансы взять в жёны хорошую работящую девушку.

Евдокия
Рекрутская повинность была введена в 1705 году указом Петра I. По этому указу для дворян повинность была личная и поголовная, для податных сословий – общинная, то есть правительство предъявляло свои требования не к лицу, а к общине, указывая лишь число подлежащих сдаче рекрутов, служба была пожизненная, призыву подлежали мужчины от 20 до 35 лет. В разные правления менялись сроки службы, призывной возраст, набор в армию был не ежегодный. В 1762 году отменили пожизненную рекрутскую повинность дворян. Постепенно от рекрутской повинности освобождались другие классы общества (купцы, почётные граждане, привилегированные местности (Бессарабии, отдаленных областей Сибири), лиц, получивших образование, колонистов и т.д.).
Указ Петра I разрешал лицам всякого сословия (даже крепостным) отдавать вместо себя в рекруты купленных людей.
Служба в армии была одним из главных механизмов освобождения населения от крепостной зависимости, т.к. человек, попавший в солдаты, утрачивал связь со своим прежним сословием, переходил в состав военного сословия и свой статус передавал жене и детям.

И.Е. Репин «Проводы новобранца» 1879 год
Евдокия
Кандидатуры в рекруты определялись общиной, а для крепостных крестьян – помещиком. «Военные приёмщики» обязаны были принимать всех, кого им дали. С середины XIX века рекрутов стали выбирать путём жеребьёвки.
При жеребьёвке учитывали рабочие крестьянские силы семьи. Все семьи по количеству здоровых мужчин призывного возраста делились на 3 разряда.
Первый разряд - семьи, где четверо и более взрослых мужчин.
Второй разряд – семьи, где было трое взрослых мужчин.
Третий разряд – семьи, где было двое взрослых мужчин.
Бессемейные мужчины призывного возраста относились к первому разряду, а единственный мужчина в семье от призыва в армию освобождался.
При объявлении набора в первую очередь на жеребьёвку отправлялись мужчины из первого разряда. Если набор был большой, то из второго, потом из третьего. Мужчина, вытянувший жребий мог вместо себя направить «охотника, наёмщика», т.е. того, кто желал его заменить.

Евдокия
В крестьянской среде отношение к рекрутской повинности было отрицательным. При объявлении рекрутской повинности по всей Руси раздавался «бабий плач». Стремление избежать повинности не считалось у крестьян преступлением против «царя и отечества».
Подобное отношение крестьян к воинской службе не понимали ни дворяне (для них долг царю и отечеству был главным), ни разночинная интеллигенция, которая объясняла «несознательность народа затерявшимся чувством долга перед родиной».
Но крестьяне видели долг в том, чтобы служить своей «отчине», своей деревне, в которой они жили, где были похоронены их предки, своей земле, на которой они работали, своей семье. Уход на долгую службу не позволял крестьянину выполнить свой долг: вспахать и засеять землю, вырастить детей, похоронить родителей.

Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В крестьянской среде отношение к рекрутской повинности было отрицательным. При объявлении рекрутской повинности по всей Руси раздавался «бабий плач». Стремление избежать повинности не считалось у крестьян преступлением против «царя и отечества».
Подобное отношение крестьян к воинской службе не понимали ни дворяне (для них долг царю и отечеству был главным), ни разночинная интеллигенция, которая объясняла «несознательность народа затерявшимся чувством долга перед родиной».
Но крестьяне видели долг в том, чтобы служить своей «отчине», своей деревне, в которой они жили, где были похоронены их предки, своей земле, на которой они работали, своей семье. Уход на долгую службу не позволял крестьянину выполнить свой долг: вспахать и засеять землю, вырастить детей, похоронить родителей.

Эти дворяне и интеллигенция далеки были от проблем крестьян. Где каждый мужчина на счету.
ЕвдокияВ ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
Эти дворяне и интеллигенция далеки были от проблем крестьян. Где каждый мужчина на счету.
История переписки2
Во-во, были далеки, но все знали, что крестьянам надо для счастья...
Евдокия
Во всех рекрутских песнях военная служба представлена как «великое мучение», «злодеюшка», «невзгодушка» и т.п.
В оставшееся до отъезда время рекруты освобождались от всякой работы и начинали «гулять»: кататься на лошадях, ходить в любое время с гармошкой, распевать песни, пить водку или сваренное по этому случаю пиво. Рекруты одной деревни ходили к рекрутам другой деревни, забыв про распри. Это разгульное поведение не вызывало осуждение односельчан, а наоборот, приветствовалось. Все понимали – «гулять- то не гуляют, своё горе заливают».
Перед отправкой парень ездил по всем родственникам прощаться, где его кормили и поили. Накануне вся семья шла в церковь, и молились за «сохранения рекрута». Существовало много ритуальных действий, которые старалась выполнить семья. Матери, жёны, сёстры старались обезопасить рекрута на войне и давали ему с собой разные обереги.
В 1874 году рекрутская повинность была заменена на всеобщую личную воинскую повинность. Новобранцев стали призывать в возрасте 21 года, общий срок службы составлял 15 лет, из них пребывание на действенной службе в сухопутных войсках определялось 6 годами, на флоте – 7 годами.

Пошевел ПервыйВ ответ на Евдокия
Евдокия
Во всех рекрутских песнях военная служба представлена как «великое мучение», «злодеюшка», «невзгодушка» и т.п.
В оставшееся до отъезда время рекруты освобождались от всякой работы и начинали «гулять»: кататься на лошадях, ходить в любое время с гармошкой, распевать песни, пить водку или сваренное по этому случаю пиво. Рекруты одной деревни ходили к рекрутам другой деревни, забыв про распри. Это разгульное поведение не вызывало осуждение односельчан, а наоборот, приветствовалось. Все понимали – «гулять- то не гуляют, своё горе заливают».
Перед отправкой парень ездил по всем родственникам прощаться, где его кормили и поили. Накануне вся семья шла в церковь, и молились за «сохранения рекрута». Существовало много ритуальных действий, которые старалась выполнить семья. Матери, жёны, сёстры старались обезопасить рекрута на войне и давали ему с собой разные обереги.
В 1874 году рекрутская повинность была заменена на всеобщую личную воинскую повинность. Новобранцев стали призывать в возрасте 21 года, общий срок службы составлял 15 лет, из них пребывание на действенной службе в сухопутных войсках определялось 6 годами, на флоте – 7 годами.

То есть с 21 до 36?!!!
А кто пахать-то будет?
ЕвдокияВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
То есть с 21 до 36?!!!
А кто пахать-то будет?
История переписки2
Призывали далеко не каждый год и не всех.
Елена Меркушина, 4 ребенкаВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
То есть с 21 до 36?!!!
А кто пахать-то будет?
История переписки2
Так поэтому и гуляет в народе поговорка - 1 сын - нет сына, 2 сына-пол сына, 3 сына - сын.
БройлерВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
То есть с 21 до 36?!!!
А кто пахать-то будет?
История переписки2
В семье у дедушки было 6 братьев и одна сестра, о судьбе всех не знаю, а вот один из братьев, Андрей служил, погиб в первую мировую, его жена оставила свекрам детей (сына и дочь) и вышла по новой замуж. А мой дедушка Дмитрий, отслужил 15 лет, пришел домой, девчат-ровесниц незамужних нет, женился на вдове с двумя детьми, и забрал брошенных племянников, рассудив, что у жены двое и у него двое, и семья уже, а потом от совместного брака родилось еще трое, двое умерли во младенчестве, а мама моя выжила. Дедушка был грамотным, уж не знаю, армия ли научила, но единственный на деревне выписывал журнал "Крестьянка" (а может, "Крестьянин";) . По чертежам этого журнала он, классный плотник, сделал молотилку с конным приводом. С приемными сыновьями трудился с раннего утра до ночи, были лошадь, волы, корова, овцы....не голодали. Даже первые цветы мальвы по округе появились у первых у них во дворе все из того же журнала, выписывали семена......Когда старший сын задумал жениться, отделил дедушка ему половину дома, а на др. половине жила остальная семья.В коллективизацию не спешили в колхоз, присматривались к новому делу. Раскулачили, сослали в Архангельск лес валить, а семье оставили мешок овса, мешок ячменя... конечно, голодали, бабушка лежала пухлая от голода, т.к. отдавала детям последний кусочек.... Через год вернулся дедушка, маме привез пальто с роскошным лисьим воротником и огромной дырой на спине, дыру залатали, и мама пошла в школу. Дедушка подшивал маме развалившиеся ботинки, наколол палец и через 2 недели после возврата из места высылки умер... А на молотилке и после войны еще работали в колхозе, ставили маму с сестрой, говорили-это ваша, становитесь к ней и работайте....
Евдокия
Про образование в России была отдельная тема - История образования в России (Мадам НД). Здесь пойдёт речь о грамоте в крестьянском сословии.
Вплоть до ХХ века грамотность среди крестьянского населения была очень низкой. Причин было много: низкий уровень социально-экономического развития страны, отсутствие школ в деревнях, патриархальность крестьянского быта. Крестьяне, «жившие по заветам предков» относились к овладению грамотой как к делу неразумному, как и ко всему новому, что входило в их жизнь (в этом они были очень схожи с купечеством). Считалось, что новшества, в том числе и грамота, нарушают традиции и обычаи. В деревнях можно было услышать: «Для чего мне, к примеру, грамота – за сохой ходить али сено косить? Не посеешь – и кусать нечего будет. Это и без грамоты ясно».
Дворяне тоже долго не видели необходимости в образовании крестьян. Лишь некоторые из них печалились о «духовной нужде народной» и в XVIII и в начале XIX веков.
Отношение крестьян к грамоте несколько изменилось после реформ 1860-1870-х годов. Крестьяне стали постепенно осознавать, важность начального образования, отсутствие которого не позволяло добиться успехов. Грамотные крестьяне требовались и для работы на фабриках и заводах.

Евдокия
Для крестьянских детей появились народные училища и церковно-приходские школы.
Училища были двухклассные (образование длилось пять лет) и одноклассные (обучение длилось три года). Преподавались Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметика, история, география, естествоведение и черчение.
Церковно-приходские школы были одноклассные (два года образования) и двухклассные (четыре года образования). В них преподавали Закон Божий, арифметику, историю Церкви и Отечества, читали церковные и гражданскую печать, занимались церковным пением.
В училища принимались дети от 7 до 12 лет. Занятия начинались в зависимости от времени уборки урожая – 2-6 октября и заканчивались к 1-20 мая.
Учебный день начинался в 8-10 часов и заканчивался в 17-19 часов, в середине дня был 2-3 часовой перерыв на обед. До обеда учитель объяснял материал, после обеда помогал делать домашнее задание.
В конце года проводили торжественный экзамен, на который приезжало земское начальство, и приходили нарядные родители.

Елена Меркушина, 4 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Для крестьянских детей появились народные училища и церковно-приходские школы.
Училища были двухклассные (образование длилось пять лет) и одноклассные (обучение длилось три года). Преподавались Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметика, история, география, естествоведение и черчение.
Церковно-приходские школы были одноклассные (два года образования) и двухклассные (четыре года образования). В них преподавали Закон Божий, арифметику, историю Церкви и Отечества, читали церковные и гражданскую печать, занимались церковным пением.
В училища принимались дети от 7 до 12 лет. Занятия начинались в зависимости от времени уборки урожая – 2-6 октября и заканчивались к 1-20 мая.
Учебный день начинался в 8-10 часов и заканчивался в 17-19 часов, в середине дня был 2-3 часовой перерыв на обед. До обеда учитель объяснял материал, после обеда помогал делать домашнее задание.
В конце года проводили торжественный экзамен, на который приезжало земское начальство, и приходили нарядные родители.

Вот не знаю сколько классов моя бабушка закончила в церковно приходской школе, но чистописание у них было, была грамота(русский), была литература. Правда может потому у них все это было, что в одном классе с бабушкой училась дочка барина(они не звали помещик, а барин, хотя он к деревне не имел отношения). Я очень хорошо помню как она рассказывала про обучение чистописанию, наши прописи ни в какое сравнение не идут с теми пытками
Она до самой смерти в 93 года писала почти каллиграфическим почерком, правда уже без завитушек, была слепа к этому времени.
Ольга МорозоваВ ответ на Елена Меркушина
Елена Меркушина
Вот не знаю сколько классов моя бабушка закончила в церковно приходской школе, но чистописание у них было, была грамота(русский), была литература. Правда может потому у них все это было, что в одном классе с бабушкой училась дочка барина(они не звали помещик, а барин, хотя он к деревне не имел отношения). Я очень хорошо помню как она рассказывала про обучение чистописанию, наши прописи ни в какое сравнение не идут с теми пытками
Она до самой смерти в 93 года писала почти каллиграфическим почерком, правда уже без завитушек, была слепа к этому времени.
История переписки2
У меня отец закончил всего 4 класса. В деревне только начальная школа была, дальше учиться нужно было ехать в другое село, а кто ж из колхоза отпустит, да и война началась, работал в колхозе с 11 лет. Почерк был буковка к буковке, красивый, четкий, ошибок очень мало допускал. Учили на совесть...
Елена Меркушина, 4 ребенкаВ ответ на Ольга Морозова
Ольга Морозова
У меня отец закончил всего 4 класса. В деревне только начальная школа была, дальше учиться нужно было ехать в другое село, а кто ж из колхоза отпустит, да и война началась, работал в колхозе с 11 лет. Почерк был буковка к буковке, красивый, четкий, ошибок очень мало допускал. Учили на совесть...
История переписки3
У Вас отец в советское время учился? Моя то бабушка до революции училась, вот там и по рукам били линейками , и на горох ставили, а мальчиков могли и розгами высечь. А за случайно поставленную кляксу - неуд за экзамен влепить.
Ольга МорозоваВ ответ на Елена Меркушина
Елена Меркушина
У Вас отец в советское время учился? Моя то бабушка до революции училась, вот там и по рукам били линейками , и на горох ставили, а мальчиков могли и розгами высечь. А за случайно поставленную кляксу - неуд за экзамен влепить.
История переписки4
В советское, но тоже прилетало, причем не только от учителя, но и от родителей, если учитель жаловался.
Мадам Н.Д.В ответ на Ольга Морозова
Ольга Морозова
В советское, но тоже прилетало, причем не только от учителя, но и от родителей, если учитель жаловался.
История переписки5

Багданов- Бельский " Устный счет". Коллега давала этот пример ученикм 4 класса решить устно, никто не справился, кое- как письменно  сообразили, решали пол- урока.
kryska lokiВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.

Багданов- Бельский " Устный счет". Коллега давала этот пример ученикм 4 класса решить устно, никто не справился, кое- как письменно  сообразили, решали пол- урока.
История переписки6
так нет никакой гарантии, что кто-то из учеников на картине его решил)) может как в истории про Гаусса, учитель написал пример и спать пошел на два часа.