Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Картины Перова "Рыболов" и "Рыбная ловля". Копия первой картины у нас висела на даче, сын маленький ее очень любил рассматривать.
Вместе с этим рыболовом привстаёшь, чтобы посмотреть - клюёт?
Во времена средневековой Руси охота была важным подспорьем в жизни крестьян. Население северных областей вообще «кормилось зверьём да птицею», платило в казну подати со «звериных и со птичьих и с бобровых ловищ». Иностранцы, посещавшие Россию в XVI-XVII веках, отмечали изобилие дичи, продававшейся на базарах русских городов, а также хорошо организованную торговлю мехами.
В XVIII-XIX веках охота уже не играла такой важной роли, она была развита как промысел в северо-восточных губерниях, в Сибири. В других областях охота носила любительский характер.
Наиболее развитыми охотничьими промыслами были беличий, соболиный, лисий, волчий, медвежий и заячий. Хорошо был развит промысел птиц: уток, гусей, рябчиков, тетеревов, глухарей.
Промысловики отправлялись на охоту артелями от 3 до 6 человек. Они уезжали из дома за 200-400 км на несколько недель, а зачастую и месяцев. В лесу артельщики жили в небольших избушках – зимниках, рубленых из дерева, с печью каменкой и нарами для сна. Охотились каждый день с утра до вечера, обычно по два человека. В лесу передвигались на широких лыжах, подбитых для лучшего скольжения кумусом – мехом с ног лося или оленя. Добычу обычно делили между артельщиками поровну. Если охотничьи угодья располагались недалеко от дома, то на охоту отправлялись и в одиночку – также на несколько дней.
Промысловики отправлялись на охоту артелями от 3 до 6 человек. Они уезжали из дома за 200-400 км на несколько недель, а зачастую и месяцев. В лесу артельщики жили в небольших избушках – зимниках, рубленых из дерева, с печью каменкой и нарами для сна. Охотились каждый день с утра до вечера, обычно по два человека. В лесу передвигались на широких лыжах, подбитых для лучшего скольжения кумусом – мехом с ног лося или оленя. Добычу обычно делили между артельщиками поровну. Если охотничьи угодья располагались недалеко от дома, то на охоту отправлялись и в одиночку – также на несколько дней.
Мариночка, не удержалась! Тоже любимая картина! Перов "Охотники на привале". Сразу Некрасова вспоминаю с его Дедом Мазаем!
Мариночка, не удержалась! Тоже любимая картина! Перов "Охотники на привале". Сразу Некрасова вспоминаю с его Дедом Мазаем!
Я больше фотографии искала, чтобы "натуральней" представить крестьянский быт, а то опять не увидят бусы, перчатки и зонтики
Леший в славянской мифологии- Лесной дух-оборотень. Внешний вид Лешего очень похож на человеческий, но его легко вычислить по перепутанной обуви. Часто у Лешего нет правого уха, волосы обычно с пробором налево, а зелёные глаза горят, словно угли. Леший может принять облик любого лесного существа или растения. В лесу он хозяин, и все подчиняется его правилам. Леший предпочитает жить в ельниках, очень любит громко петь и ходит по лесам с очень большой скоростью. Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников. К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак (имеется ввиду собака, у которой над обычными глазами белые «брови»). И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной.
Лешие не имеют цели причинить человеку какой-то вред, они скорее шутят, просто шутки их получаются злые и грубые - то заведут человека в топь, то туман в глаза напустят. Впрочем, от морока человеку легко избавиться - достаточно поменять местами обувь на правой и левой ногах, или одеть вывернутую на изнанку одежду.
Однако в день на Ерофея-мученика (17 октября) в лес ходить не стоит - лешие бесятся, и ничто их не берет, тогда они могут причинить настоящий вред и даже погубить человека. В деревнях бытует мнение, что Лешие неравнодушны к женскому полу. А пастухи в стародавние времена старались заключить с ними договор о том, чтобы скот оставался в целости и
сохранности.
Ещё одна ведущая отрасль крестьянского хозяйства – бортничество и пасечное дело. Мёд диких пчёл собирали вплоть до конца XIX века. В некоторых областях бортничество было вторым занятием крестьян после земледелия. В таких «бортных деревнях» оброк помещикам и церковную десятину выплачивали мёдом и воском. В XVIII-XIX веке бортничество уступает место пасечному пчеловодству.
Уже в XV веке иностранные посланники писали, что Московия очень богата мёдом, в XVI веке из Архангельска только в Англию вывозили до 800т воска в год, в XVIII веке привозили в Архангельск со всей России ежегодно 25т мёда.
В XIX-начале ХХ века разведение домашних пчёл в крестьянских хозяйствах было любительским. Промысловое значение пчеловодство имело в богатых лесом северо-западных губерниях, в ряде среднерусских и южнорусских губерний, в Сибири.
Как и в других отраслях, в пчеловодстве были свои святые покровители (святой Зосима Пчельник (17/30 апреля) и святой Савватий Пчельник (27 сентября/10 октября)), свои обряды и магические ритуалы.
В русских деревнях каждый мужчина, хорошо владея топором и долотом, мог в домашних условиях смастерить те или иные предметы быта или орудия труда для нужд семьи: выдолбить бочоночек или кадушку, сплести корзину, лапти, сети для ловли рыбы, сделать грабли или вилы, обработать кожу. В свою очередь, фактически каждая женщина умела прясть, ткать, шить, вязать, вышивать, плести кружева.
Многие предметы крестьянского обихода заказывали мастерам-профессионалам: кузнецам, скорнякам, гончарам. Мастер, как правило, работал один, реже с помощником, у себя дома или в специальном помещении.
Кустари занималось производством изделий для рыночной торговли. Кустарные промыслы получили особое распространение в основном в неземледельческих регионах, где земледелие не могло обеспечить семье прожиточный минимум.
По деревням ходили артели плотников, каменщиков, предлагая свои услуги.
В народе ремесленников, тех, кто превращал бесформенные куски в изделия, почитали, считая, что они владеют тайными знаниями. Считалось, что тем, кто мог создать не просто бытовую вещь, а произведение искусства, помогает Бог, Божья Матерь или святые. У каждого ремесла был свой покровитель.
Все прядильно-ткацкие работы начинались обычно с Филиппова дня (15/28 ноября) и заканчивались к сезону летних земледельческих работ. До святок занимались прядением, а после масленицы или со дня Авдотьи Плющихи (1/14 марта) в избе ставили ткацкий стан и начинали тканье полотен. Все процессы, как обычно, сопровождались обрядами. Крестьянки старались не работать в понедельник, в пятницу (день бабьей святой – Параскевы Пятницы – покровительницы женских работ), в субботу и во все праздники. Считалось, что, работая в пятницу, можно запорошить святой Параскеве глаза.
Все прядильно-ткацкие работы начинались обычно с Филиппова дня (15/28 ноября) и заканчивались к сезону летних земледельческих работ. До святок занимались прядением, а после масленицы или со дня Авдотьи Плющихи (1/14 марта) в избе ставили ткацкий стан и начинали тканье полотен. Все процессы, как обычно, сопровождались обрядами. Крестьянки старались не работать в понедельник, в пятницу (день бабьей святой – Параскевы Пятницы – покровительницы женских работ), в субботу и во все праздники. Считалось, что, работая в пятницу, можно запорошить святой Параскеве глаза.
Стоит отметить, что вышивание в русской деревне это не только «украса», а сакральный процесс. Считалось, что узоры полны глубокого таинственного смысла. Прядение и ткачество, как и процесс выращивания льна, народным мифологическим сознанием осмыслялись как «творение мира», а ткачиха – как творец этого мира. В периоды бедствий, эпидемий, мора скота, т.е. когда «мир находится на краю гибели», женщины собирались вместе и за одну ночь изготавливали холст – новину. Готовую к утру ткань обносили вокруг села, служили молебен, после чего ткань жертвовали в церковь, часовню, вывешивали на придорожные обетные кресты или сжигали вместе с орудиями прядения и тканья. Верили, что после этого нарушенный порядок мира восстановится.
В XIX веке русская крестьянская семья могла быть малой или большой, т.е. нераздельной. Малая семья состояла из родителей и их детей, которые ещё не создали собственные семьи. Нераздельная (большая, патриархальная) семья объединяла до четырёх поколений родственников, количество которых могло составлять от 15 до 25 (30) человек. Большие семьи были характерны для тех регионов России, где главным занятием было земледелие. Кроме того, они сохранялись у помещичьих крестьян, т.к. помещики не разрешали семейные разделы.
Хозяйство вели все члены семьи, главной рабочей силой были женатые мужчины и женщины, а также парни и девушки. Дети включались в работу с 7-8 лет и вместе со стариками трудились по мере сил возможностей (об этом было в теме о воспитании детей).
Имущество принадлежало семье, но подлежало разделу только между женатыми мужчинами, на которых ложились определённые обязательства перед государством, помещиком, общиной. При отделении от большой семьи каждая малая семья получала свою долю, необходимую для ведения хозяйства, и должна была нести тягло. Девушки, выходя замуж, получали свою долю общесемейного имущества в виде приданого и не имели права на отцовское наследство.
Во главе семьи стоял старший по возрасту мужчина. Его слово считалось законом, ему подчинялись все члены семьи. Особенно безгласными были молодые снохи, а также вдовы и солдатки, жившие в семье мужа. Более свободно себя чувствовали сыновья, но и они редко могли принимать самостоятельные решения.
В малых семьях, где отношения строились только между родителями и детьми, атмосфера была более свободная, хотя и здесь последнее слово было за главой семьи.
Имущество принадлежало семье, но подлежало разделу только между женатыми мужчинами, на которых ложились определённые обязательства перед государством, помещиком, общиной. При отделении от большой семьи каждая малая семья получала свою долю, необходимую для ведения хозяйства, и должна была нести тягло. Девушки, выходя замуж, получали свою долю общесемейного имущества в виде приданого и не имели права на отцовское наследство.
Во главе семьи стоял старший по возрасту мужчина. Его слово считалось законом, ему подчинялись все члены семьи. Особенно безгласными были молодые снохи, а также вдовы и солдатки, жившие в семье мужа. Более свободно себя чувствовали сыновья, но и они редко могли принимать самостоятельные решения.
В малых семьях, где отношения строились только между родителями и детьми, атмосфера была более свободная, хотя и здесь последнее слово было за главой семьи.
Естественно, что взаимоотношения людей в семьях было не всегда безоблачным. Случаи дурного отношения мужа к жене, свекрови к невестке, враждебность братьев и их жён, жестокость к детям и беспомощным родителям – всё это также имело место, но не было типичным явлением семейной жизни. Деревенское общество неодобрительно относилось к семьям, в которых отсутствует «лад», однако редко вмешивалось в их жизнь. Внешне это неодобрение могло проявляться в нежелании вступать в родство с такими семьями, стремлением держаться от них подальше.
Старость наступала тогда, когда люди утрачивали способность к трудовой деятельности. По Российскому законодательству с 60 лет мужчин «снимали с тягла», т.е. переставали брать налоги. В старости различалось два периода. Первый - когда человек уже не мог выполнять прежнюю тяжёлую работу, но был достаточно силён и энергичен. Второй - когда утрачивал трудоспособность и умственные способности.
Основной работой стариков был ремонт инвентаря, изгородей, домашней утвари, плетение лыковой или верёвочной обуви, сбор ягод и грибов, пчеловодство. Старухи присматривали за детьми, пряли, помогали в приготовлении пищи, занимались огородом (если хватало сил), собирали с внуками грибы и ягоды. Старики старались работать до последнего, помогая семье.
Старики много молились, ходили по святым местам, раздавали милостыню нищим, делали вклады в церкви и монастыри.
К старикам старались относиться с теплом и заботой. Многие исследователи XIX века отмечали, что в деревне старики пользуются уважением: «Деревни отличаются замечательным отношением крестьян к старикам и старухам, и больным в том числе».
Община решала много задач: поддерживала дисциплину, следила за правильностью разделов и наследования семейного имущества, решала по просьбе крестьян внутрисемейные конфликты, распределяла и взимала налоги и повинности, расследовала преступления (кроме убийства, крупных краж и святотатства), наблюдала за исполнением паспортного режима и т.д.
Община выступала и как представительный орган крестьян перед государственной администрацией и помещиком, вставала на защиту своих интересов и интересов отдельных её членов.
Одной из функций общины была социальная помощь вдовам, сиротам, старикам, людям, пострадавшим от пожара и стихийных бедствий. В обязанности общины входила и организация праздников, проведение коллективных обрядов, забота о церкви.
Община управлялась сходом – общим собранием глав крестьянских хозяйств. Любое постановление схода считалось действительным, если принималось единогласно. Если голоса делились, то тех, кто в меньшинстве, старались уговорить. Деревенская этика не одобряла людей, упорно отстаивающих своё мнение, открыто несогласных с общим мнением.
Главный принцип общины: «Живи как все».
Большую роль в общине играли «лучшие старики», т.е. люди за 60 лет, обладавшие большим жизненным опытом. Сохранившие ясный ум, пользовавшиеся уважением односельчан за честность, верность слову. Они создавали общественное мнение, поддерживали репутацию людей, решали важные вопросы во время пахоты, сева, жатвы. Они считались носителями традиций.