Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Труд пахаря высоко ценился русским народом. Считалась, что эта работа освящена Богом, а пахарь – богатырь, которому покоряется «земля-кормилица». Это нашло отражение в былинах, трудовых песнях, старинных легендах и апокрифах.
По всей России поля засеивали вручную. Сеятель насыпал зерно в севалку, надевал её через плечо и в определённом ритме разбрасывал семена крупными горстями. Сев считался не просто мужским делом, но и делом женатых мужчин среднего возраста. Парни и старики к севу не допускались, только в том случае, если в семье не было других мужчин. Это было связано с мифологическими представлениями – сев осмыслялся как акт оплодотворения земли-матушки и его мог совершать только зрелый мужчина.
В семьях начало сева отмечалось очень торжественно. Существовало много ритуальных действий, которые должны были совершить хозяин (сеятель) и его семья.
Начало страдной поры обычно определяли самые уважаемые в деревне люди – старики, чей земледельческий опыт был бесспорным. Не забывали и приметы.
Начало страдной поры обычно определяли самые уважаемые в деревне люди – старики, чей земледельческий опыт был бесспорным. Не забывали и приметы.
Жатва тоже не обходилась без обрядов. Женщины выбирали зажинальщицу, которая совершала зажин поля. Чаще всего это была женщина средних лет, хорошая жница. После молитвы жница тайно сжинала три снопа, которые складывала на поле крестом, а сверху клала кусочек чёрного хлеба с солью, завязанный в тряпочку, и икону Спасителя. После ритуала все приступали к жатве.
В некоторых деревнях были коллективные зажины, где на пашню выходило всё население. Без этих ритуалов приступать к жатве не полагалось: крестьяне верили, что Господь накажет ослушника гибелью урожая.
Во время жатвы женщины работали в определённом порядке: впереди всех шла хозяйка, она начинала жатву, по правую руку, немного отстав, чтобы не мешать матери, шла старшая дочь, за ней остальные дочери, за ними – снохи. Если хозяйка дома была старая и уже не выходила из дома, её место занимала старшая дочь.
Во время работы надо было соблюдать различные запреты: нельзя было меняться на полосе местами, отдавать свой серп, брать чужой. По поверью это могло привести к травмам и помешать окончить жатву.
Все семьи заканчивали жатву примерно в одно и то же время. Семьям, которые не успевали убрать вовремя хлеб, помогали всем коллективом (толока – о ней дальше).
Во время жатвы женщины работали в определённом порядке: впереди всех шла хозяйка, она начинала жатву, по правую руку, немного отстав, чтобы не мешать матери, шла старшая дочь, за ней остальные дочери, за ними – снохи. Если хозяйка дома была старая и уже не выходила из дома, её место занимала старшая дочь.
Во время работы надо было соблюдать различные запреты: нельзя было меняться на полосе местами, отдавать свой серп, брать чужой. По поверью это могло привести к травмам и помешать окончить жатву.
Все семьи заканчивали жатву примерно в одно и то же время. Семьям, которые не успевали убрать вовремя хлеб, помогали всем коллективом (толока – о ней дальше).
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
Спасибо, посмеялась на сон грядущий))
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
Во время жатвы женщины работали в определённом порядке: впереди всех шла хозяйка, она начинала жатву, по правую руку, немного отстав, чтобы не мешать матери, шла старшая дочь, за ней остальные дочери, за ними – снохи. Если хозяйка дома была старая и уже не выходила из дома, её место занимала старшая дочь.
Во время работы надо было соблюдать различные запреты: нельзя было меняться на полосе местами, отдавать свой серп, брать чужой. По поверью это могло привести к травмам и помешать окончить жатву.
Все семьи заканчивали жатву примерно в одно и то же время. Семьям, которые не успевали убрать вовремя хлеб, помогали всем коллективом (толока – о ней дальше).
Почти по всей России было принято последний не срезанный сноп завязывать лентами или заплетать в косу, а под него класть кусок хлеба с солью.
Во многих местах России в последний день жатвы женщины катались с боку на бок по жнивью, приговаривая: «Яровая жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку».
После уборки в деревне устраивалась коллективная трапеза с пивом, варёным мясом, пирогами.
Праздник окончания жатвы. XXI век.
Почти по всей России было принято последний не срезанный сноп завязывать лентами или заплетать в косу, а под него класть кусок хлеба с солью.
Во многих местах России в последний день жатвы женщины катались с боку на бок по жнивью, приговаривая: «Яровая жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку».
После уборки в деревне устраивалась коллективная трапеза с пивом, варёным мясом, пирогами.
Праздник окончания жатвы. XXI век.
После обмолота зерно веяли, т.е. отделяли от сорных трав и мякины специальными лопатами, а после сортировали по качеству.
Очищенное зерно перемалывали на мельнице – ветряной или водяной. Мельницы имелись почти в каждой волости и принадлежали либо помещику, либо крестьянской общине, либо, что реже, какой-либо семье.
Огород состоял из 10-15 грядок, работали на нём женщины и дети, мужчины только копали грядки. «Огород – бабий доход». Женщины готовили рассаду, высаживали её, поливали, пропалывали и убирали урожай.
На огородах выращивали капусту, картофель, репу, морковь, свёклу, редьку, огурцы, лук, чеснок, горох, мак. Сажали и «поваренные травы»: укроп, тмин, цикорий, сельдерей, горчицу, портулак, салат, петрушку.
Посадка и уборка овощей часто обставлялась различными обрядовыми действиями.
В питании русских людей овощи были важнейшими продуктами питания, наряду с хлебом. Во многих областях России овощные блюда были главными на столе.
Огород состоял из 10-15 грядок, работали на нём женщины и дети, мужчины только копали грядки. «Огород – бабий доход». Женщины готовили рассаду, высаживали её, поливали, пропалывали и убирали урожай.
На огородах выращивали капусту, картофель, репу, морковь, свёклу, редьку, огурцы, лук, чеснок, горох, мак. Сажали и «поваренные травы»: укроп, тмин, цикорий, сельдерей, горчицу, портулак, салат, петрушку.
Посадка и уборка овощей часто обставлялась различными обрядовыми действиями.
В питании русских людей овощи были важнейшими продуктами питания, наряду с хлебом. Во многих областях России овощные блюда были главными на столе.