Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Евдокия
Пахота и боронование крестьяне считали делом чрезвычайной важности и сопровождали различными ритуальными действиями. Мужики на сходке выбирали «зачинальщика». Обычно это был женатый мужчина средних лет, уважаемый всей деревней, работящий, славившийся хорошими урожаями, здоровый и благочестивый. На поле зачинальщик клал три земных поклона иконе и делал зачин – три борозды поперёк поля, а затем тщательно перепахивал небольшой участок поля. После этого ритуала мужики отправлялись пахать свои наделы.
Труд пахаря высоко ценился русским народом. Считалась, что эта работа освящена Богом, а пахарь – богатырь, которому покоряется «земля-кормилица». Это нашло отражение в былинах, трудовых песнях, старинных легендах и апокрифах.

Евдокия
Сроки сева могли отличаться даже в пределах одной губернии. Крестьяне сами определяли сроки сева, опираясь на народный календарь и приметы. «Яровой хлеб засевай, когда в комьях земли появятся блестящие мелкие пузыри», «Если берёза расцветает сверху, то ранний сев лучше, если с середины – средний сев, если снизу – поздний сев».
По всей России поля засеивали вручную. Сеятель насыпал зерно в севалку, надевал её через плечо и в определённом ритме разбрасывал семена крупными горстями. Сев считался не просто мужским делом, но и делом женатых мужчин среднего возраста. Парни и старики к севу не допускались, только в том случае, если в семье не было других мужчин. Это было связано с мифологическими представлениями – сев осмыслялся как акт оплодотворения земли-матушки и его мог совершать только зрелый мужчина.

Евдокия
Крестьяне одной деревни приступали к севу одновременно. Выбирался засевальщик, который должен был первым бросать зёрна в землю. На поле священник свершался молебен, идя с молитвами вдоль пашни. За ним шёл засевальщик, разбрасывая в поле общее зерно. Крестьяне верили, что без молебна Бог не даст благословления на добрый урожай.
В семьях начало сева отмечалось очень торжественно. Существовало много ритуальных действий, которые должны были совершить хозяин (сеятель) и его семья.

Евдокия
Самым трудным и самым желанным было время жатвы. В сравнительно короткие сроки необходимо было убрать весь урожай. На жатву выходили ранним утром, а возвращались с полей, когда наступали сумерки. «Пока колос в поле, трудись подоле». Период жатвы, как правило, совпадал с самым жарким месяцем – июлем, и работать приходилось на солнцепёке. «Пот ключом бьёт, но жница своё берёт». Желанной жатва была потому, что человек видел плоды своего труда, завершение многих своих забот. Собранный урожай давал надежду не только на сытую жизнь в течение года, но и на решение других насущных проблем: приобретение необходимых в хозяйстве орудий труда, строительство нового дома, покупку скотины.
Начало страдной поры обычно определяли самые уважаемые в деревне люди – старики, чей земледельческий опыт был бесспорным. Не забывали и приметы.

Татьяна Собольникова, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Самым трудным и самым желанным было время жатвы. В сравнительно короткие сроки необходимо было убрать весь урожай. На жатву выходили ранним утром, а возвращались с полей, когда наступали сумерки. «Пока колос в поле, трудись подоле». Период жатвы, как правило, совпадал с самым жарким месяцем – июлем, и работать приходилось на солнцепёке. «Пот ключом бьёт, но жница своё берёт». Желанной жатва была потому, что человек видел плоды своего труда, завершение многих своих забот. Собранный урожай давал надежду не только на сытую жизнь в течение года, но и на решение других насущных проблем: приобретение необходимых в хозяйстве орудий труда, строительство нового дома, покупку скотины.
Начало страдной поры обычно определяли самые уважаемые в деревне люди – старики, чей земледельческий опыт был бесспорным. Не забывали и приметы.

А у нас в Сибири (на юге Тюменской области) жатва - это конец августа -сентябрь. Интересно наблюдать, когда едешь на Украину машиной, как меняются поля пшеницы и ржи: где - то только они желтеют, дальше идут работы, ну а чем южнее, тем чаще видишь уже пустые поля.
Евдокия
Уборка урожая считалась в основном женским делом. На мифологическом уровне жатва осмыслялась как роды матери-земли, которой женщины должны были помочь.
Жатва тоже не обходилась без обрядов. Женщины выбирали зажинальщицу, которая совершала зажин поля. Чаще всего это была женщина средних лет, хорошая жница. После молитвы жница тайно сжинала три снопа, которые складывала на поле крестом, а сверху клала кусочек чёрного хлеба с солью, завязанный в тряпочку, и икону Спасителя. После ритуала все приступали к жатве.
В некоторых деревнях были коллективные зажины, где на пашню выходило всё население. Без этих ритуалов приступать к жатве не полагалось: крестьяне верили, что Господь накажет ослушника гибелью урожая.

Евдокия
На жатву обычно выходила вся семья: женщины жали, подростки устанавливали снопы, мужики ближе к завершению жатвы вывозили снопы на гумно, в овины, ставили скирды.
Во время жатвы женщины работали в определённом порядке: впереди всех шла хозяйка, она начинала жатву, по правую руку, немного отстав, чтобы не мешать матери, шла старшая дочь, за ней остальные дочери, за ними – снохи. Если хозяйка дома была старая и уже не выходила из дома, её место занимала старшая дочь.
Во время работы надо было соблюдать различные запреты: нельзя было меняться на полосе местами, отдавать свой серп, брать чужой. По поверью это могло привести к травмам и помешать окончить жатву.
Все семьи заканчивали жатву примерно в одно и то же время. Семьям, которые не успевали убрать вовремя хлеб, помогали всем коллективом (толока – о ней дальше).

Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
На жатву обычно выходила вся семья: женщины жали, подростки устанавливали снопы, мужики ближе к завершению жатвы вывозили снопы на гумно, в овины, ставили скирды.
Во время жатвы женщины работали в определённом порядке: впереди всех шла хозяйка, она начинала жатву, по правую руку, немного отстав, чтобы не мешать матери, шла старшая дочь, за ней остальные дочери, за ними – снохи. Если хозяйка дома была старая и уже не выходила из дома, её место занимала старшая дочь.
Во время работы надо было соблюдать различные запреты: нельзя было меняться на полосе местами, отдавать свой серп, брать чужой. По поверью это могло привести к травмам и помешать окончить жатву.
Все семьи заканчивали жатву примерно в одно и то же время. Семьям, которые не успевали убрать вовремя хлеб, помогали всем коллективом (толока – о ней дальше).

Насчет перемены мест не знаю, а вот пользование чужим инструментом, редко, но могло быть травмоопасным. Инструмент подбирался под руку. Размер и форма рукоятки, вес лезвия, его изгиб и тд. Баланс подбирался.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
Насчет перемены мест не знаю, а вот пользование чужим инструментом, редко, но могло быть травмоопасным. Инструмент подбирался под руку. Размер и форма рукоятки, вес лезвия, его изгиб и тд. Баланс подбирался.
История переписки2
У бабушки в деревне даже тяпки у всех свои были. Уж про серп-косу речь не шла.
Ольга МорозоваВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
У бабушки в деревне даже тяпки у всех свои были. Уж про серп-косу речь не шла.
История переписки3
Ох, уж эта тяпка))) У нас их называют окучивалками и картошку мы окучиваем, а не тяпаем))) На заре своей юности поехала в Ярославль поступать после школы.Остановилась на время поступления у родни, жили они в частном секторе в своем доме и был огородик с картошкой. Июль месяц. К ним пришла сватья, помочь с картошкой. И говорит мне- ты картошку тяпать умеешь? Я неуверенно кивнула головой,а сама думаю-как это, чЁ делать то надо?! Она-вон там тяпка, бери, пошли со мной. Я судорожно смотрю по сторонам, что за тяпка такая
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
Tetyana NekrasovaВ ответ на Ольга Морозова
Ольга Морозова
Ох, уж эта тяпка))) У нас их называют окучивалками и картошку мы окучиваем, а не тяпаем))) На заре своей юности поехала в Ярославль поступать после школы.Остановилась на время поступления у родни, жили они в частном секторе в своем доме и был огородик с картошкой. Июль месяц. К ним пришла сватья, помочь с картошкой. И говорит мне- ты картошку тяпать умеешь? Я неуверенно кивнула головой,а сама думаю-как это, чЁ делать то надо?! Она-вон там тяпка, бери, пошли со мной. Я судорожно смотрю по сторонам, что за тяпка такая
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
История переписки4
Тяпка - она и в Африке тяпка)) Мои родственники из Курской области. Иначе, как тяпкой, не называли.
Спасибо, посмеялась на сон грядущий))
Дарья Работова (Белова)В ответ на Ольга Морозова
Ольга Морозова
Ох, уж эта тяпка))) У нас их называют окучивалками и картошку мы окучиваем, а не тяпаем))) На заре своей юности поехала в Ярославль поступать после школы.Остановилась на время поступления у родни, жили они в частном секторе в своем доме и был огородик с картошкой. Июль месяц. К ним пришла сватья, помочь с картошкой. И говорит мне- ты картошку тяпать умеешь? Я неуверенно кивнула головой,а сама думаю-как это, чЁ делать то надо?! Она-вон там тяпка, бери, пошли со мной. Я судорожно смотрю по сторонам, что за тяпка такая
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
История переписки4
Моц дедушка тоже родом из деревни. Всегда называл тяпки такой, но картошку он окучивал, а ее тяпал) интересно)
Дарья Работова (Белова)В ответ на Дарья Работова (Белова)
Дарья Работова (Белова)
Моц дедушка тоже родом из деревни. Всегда называл тяпки такой, но картошку он окучивал, а ее тяпал) интересно)
История переписки5
Тяпку тяпкой, а картошку окучивал.извините за опечатки
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Дарья Работова (Белова)
Дарья Работова (Белова)
Моц дедушка тоже родом из деревни. Всегда называл тяпки такой, но картошку он окучивал, а ее тяпал) интересно)
История переписки5
У нас тоже. Тяпки, но картошку ими окучивают.
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
У бабушки в деревне даже тяпки у всех свои были. Уж про серп-косу речь не шла.
История переписки3
Я 6 лет в деревне прожила. Тоже ц каждого свои инструменты. А другой и держать неудобно. Приноровиться можно, но на это нужно время. И пораниться можно не один раз
Татьяна Собольникова, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
На жатву обычно выходила вся семья: женщины жали, подростки устанавливали снопы, мужики ближе к завершению жатвы вывозили снопы на гумно, в овины, ставили скирды.
Во время жатвы женщины работали в определённом порядке: впереди всех шла хозяйка, она начинала жатву, по правую руку, немного отстав, чтобы не мешать матери, шла старшая дочь, за ней остальные дочери, за ними – снохи. Если хозяйка дома была старая и уже не выходила из дома, её место занимала старшая дочь.
Во время работы надо было соблюдать различные запреты: нельзя было меняться на полосе местами, отдавать свой серп, брать чужой. По поверью это могло привести к травмам и помешать окончить жатву.
Все семьи заканчивали жатву примерно в одно и то же время. Семьям, которые не успевали убрать вовремя хлеб, помогали всем коллективом (толока – о ней дальше).

А в моём детстве уже косили мужчины косами. В колхозах, конечно убирали косилкой или комбайном, а на личных участках комбайн только молотил зерно, так как его давали всего на день - два на все село после того, как закончится уборочная в колхозе.
Евдокия
Последний день жатвы отмечался очень празднично. Проводилось много обрядов, в которых благодарили поле за урожай и просили его плодоносить в следующем году.
Почти по всей России было принято последний не срезанный сноп завязывать лентами или заплетать в косу, а под него класть кусок хлеба с солью.
Во многих местах России в последний день жатвы женщины катались с боку на бок по жнивью, приговаривая: «Яровая жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку».
После уборки в деревне устраивалась коллективная трапеза с пивом, варёным мясом, пирогами.

Праздник окончания жатвы. XXI век.
Елена ВасиленкоВ ответ на Евдокия
Евдокия
Последний день жатвы отмечался очень празднично. Проводилось много обрядов, в которых благодарили поле за урожай и просили его плодоносить в следующем году.
Почти по всей России было принято последний не срезанный сноп завязывать лентами или заплетать в косу, а под него класть кусок хлеба с солью.
Во многих местах России в последний день жатвы женщины катались с боку на бок по жнивью, приговаривая: «Яровая жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку».
После уборки в деревне устраивалась коллективная трапеза с пивом, варёным мясом, пирогами.

Праздник окончания жатвы. XXI век.
21 век?? Нет опечатки?
ЕвдокияВ ответ на Елена Василенко
Елена Василенко
21 век?? Нет опечатки?
История переписки2
Нет, не опечатка)) Традиции живут)))
Евдокия
После жатвы шла многодневная работа по обработке зерна. Его сушили в овинах и ригах. После просушки снопы молотили чаще всего на гумне. Обмолот зерна начинался обычно в сентябре и заканчивался к декабрю. Но при большом урожае он мог растянуться и до весны. Этой тяжёлой работой занимались мужчины, но при необходимости могли подключиться и женщины. Молотили специальными орудиями – цепами.
После обмолота зерно веяли, т.е. отделяли от сорных трав и мякины специальными лопатами, а после сортировали по качеству.
Очищенное зерно перемалывали на мельнице – ветряной или водяной. Мельницы имелись почти в каждой волости и принадлежали либо помещику, либо крестьянской общине, либо, что реже, какой-либо семье.

Евдокия
Рядом с домом крестьяне разбивали огород, на котором выращивали овощи. «Огород для семьи подмога».
Огород состоял из 10-15 грядок, работали на нём женщины и дети, мужчины только копали грядки. «Огород – бабий доход». Женщины готовили рассаду, высаживали её, поливали, пропалывали и убирали урожай.
На огородах выращивали капусту, картофель, репу, морковь, свёклу, редьку, огурцы, лук, чеснок, горох, мак. Сажали и «поваренные травы»: укроп, тмин, цикорий, сельдерей, горчицу, портулак, салат, петрушку.
Посадка и уборка овощей часто обставлялась различными обрядовыми действиями.
В питании русских людей овощи были важнейшими продуктами питания, наряду с хлебом. Во многих областях России овощные блюда были главными на столе.

Елена Меркушина, 4 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Рядом с домом крестьяне разбивали огород, на котором выращивали овощи. «Огород для семьи подмога».
Огород состоял из 10-15 грядок, работали на нём женщины и дети, мужчины только копали грядки. «Огород – бабий доход». Женщины готовили рассаду, высаживали её, поливали, пропалывали и убирали урожай.
На огородах выращивали капусту, картофель, репу, морковь, свёклу, редьку, огурцы, лук, чеснок, горох, мак. Сажали и «поваренные травы»: укроп, тмин, цикорий, сельдерей, горчицу, портулак, салат, петрушку.
Посадка и уборка овощей часто обставлялась различными обрядовыми действиями.
В питании русских людей овощи были важнейшими продуктами питания, наряду с хлебом. Во многих областях России овощные блюда были главными на столе.

Автор, наверное не 10-15 грядок, а 10-15 соток?
Пошевел ПервыйВ ответ на Елена Меркушина
Елена Меркушина
Автор, наверное не 10-15 грядок, а 10-15 соток?
История переписки2
Грядка в километр, поди, длиной.
ЕвдокияВ ответ на Елена Меркушина
Елена Меркушина
Автор, наверное не 10-15 грядок, а 10-15 соток?
История переписки2
Нет, 10-15 грядок. Огороды, как правило, были небольшие и на них выращивали самое необходимое для семьи, т.к. сил на большие огороды не хватало. Сколько соток занимал усадебный участок, к сожалению, не подскажу. Возможно, в разных регионах по-разному.
Елена Меркушина, 4 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Нет, 10-15 грядок. Огороды, как правило, были небольшие и на них выращивали самое необходимое для семьи, т.к. сил на большие огороды не хватало. Сколько соток занимал усадебный участок, к сожалению, не подскажу. Возможно, в разных регионах по-разному.
История переписки3
Я могу только про Тульскую и Рязанские губерни сказать, есть 2 примера. В Тульской, деревня никогда не была под барином, вольная - под домом 13-16 соток + огород 14-16 соток и у моих было 6 га пахоты, это как было при царе, так при советах и осталось(ну кроме пахоты, это отобрали). В Рязанской, барская деревня, там даже фамилии у всех были по барину(одна на всю деревню), так же как и в Тульской 13-16 соток под домом + 14-16 под картошку или лук. Так что 10-15 грядок это неочем, большую семью с них не накормишь, под домом был так называемый овощник - где как раз были посажены морковь, огурцы, свекла и т.д, собственно так же и сейчас в деревнях.