Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Tetyana NekrasovaВ ответ на Maia Titova
Maia Titova
Я живу в чешской деревне. Тут тоже так. Вечерами мужчины идут в местную деревенскую господу (это кабачок такой) "на пиво". Женщины же собираются у какой нибудь одной дома. Вместе не ходят.
История переписки4
Да и в российских деревнях до сих пор почти так. Говорят, хорошо, что вы приехали, а то мы только по праздникам семьями собираемся. А так - барышни отдельно, мужики отдельно.
Енотик гугенотик, 1 ребенокВ ответ на Maia Titova
Maia Titova
Я живу в чешской деревне. Тут тоже так. Вечерами мужчины идут в местную деревенскую господу (это кабачок такой) "на пиво". Женщины же собираются у какой нибудь одной дома. Вместе не ходят.
История переписки4
привет, как ваши дела? запропали
Maia TitovaВ ответ на Енотик гугенотик
Енотик гугенотик
привет, как ваши дела? запропали
История переписки5
привет))
да, как-то долго не появлялась на форуме))
надо исправлять)
Эмели SunВ ответ на Maia Titova
Maia Titova
Я живу в чешской деревне. Тут тоже так. Вечерами мужчины идут в местную деревенскую господу (это кабачок такой) "на пиво". Женщины же собираются у какой нибудь одной дома. Вместе не ходят.
История переписки4
А что-то в этом есть))
татьяна корневаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Будничный досуг семейных людей носил замкнутый характер. Взрослые большую часть свободного времени проводили дома, отдыхая или выполняя лёгкую работу: женщины шили, вышивали, вязали; мужчины вили верёвки. Плели сети. Делали мелкий ремонт упряжи и т.п. Работа сопровождалась обсуждением семейных дел, разговорами с детьми. В семьях, где мужчины владели грамотой, вечерами читали вслух Псалтирь или жития святых.

Мужчины могли собираться в трактире или в избе одинокого мужика, чтобы поговорить, послушать новости, поиграть в карты и – редко – выпить; женщины ходили к подругам. Проводить свободное время вместе семейным мужчинам и женщинам не полагалось. Приход гостей без всякого дела, только затем, чтобы поговорить, не одобрялось, как и пустое времяпрепровождение на улице. Люди, наблюдавшие жизнь русских крестьян в XIX веке, говорили, что она была уныло-однообразна, с бесхитростными радостями и скорбями. Иное дело – праздничные дни, но об этом ниже.

В северных деревнях (Архангельская обл.) все были грамотными, обязаны были посещать церковноприходскую школу, мальчики учились с 8 до 12 лет, а насчет девочек родителям удавалось договорится, что бы девочки обучались только 2 года, с 8 до 10 лет, т.к. нужна была нянька для младших братьев и сестер. Это было еще во времена Ломоносова.
Евдокия
Семейная жизнь крестьян была открытой для всей деревни - вся община принимала участие в свадьбах, похоронах, рождении детей. Все важные деревенские вопросы решали сообща, сельскохозяйственные работы начинали и заканчивали в одно время, артелями отправлялись на охоту и рыбную ловлю, группами шли на богомолье, вместе свершали обряды, отмечали праздники.
Люди старались помочь друг другу, а те, кто не хотел жить «по правилам», наказывались или изгонялись из деревни.

Мадам Н.Д.В ответ на Евдокия
Евдокия
Семейная жизнь крестьян была открытой для всей деревни - вся община принимала участие в свадьбах, похоронах, рождении детей. Все важные деревенские вопросы решали сообща, сельскохозяйственные работы начинали и заканчивали в одно время, артелями отправлялись на охоту и рыбную ловлю, группами шли на богомолье, вместе свершали обряды, отмечали праздники.
Люди старались помочь друг другу, а те, кто не хотел жить «по правилам», наказывались или изгонялись из деревни.

Самое страшное наказание- быть "изгоем", т.е. когда человека изгоняли из общины. Он селился на окраине деревни, с ним никто не должен был общаться, помогать, и сам он ни с кем не мог общаться. Очень часто изгои умирали от этого, или уходили туда, где их никто не знал, чтобы начать все заново.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Самое страшное наказание- быть "изгоем", т.е. когда человека изгоняли из общины. Он селился на окраине деревни, с ним никто не должен был общаться, помогать, и сам он ни с кем не мог общаться. Очень часто изгои умирали от этого, или уходили туда, где их никто не знал, чтобы начать все заново.
История переписки2
Изгоем становились пьяницы и воры, которыеф воровали у своих.
Евдокия
Главными ценностями для русского крестьянина были праведная жизнь, скромный достаток, уважение окружающих и дети.
Крестьяне старались жить «по правде» - не обманывать, не покушаться на чужую собственность, помогать ближним, проявлять милосердие.
Под достатком понимали всё необходимое для безбедной жизни. Достаток – это хороший, крепкий дом, свой скот, полный амбар зерна, «добрая» одежда на все случаи жизни, сундуки с приданым, еда на столе. Деньги не считались особо большой ценностью. «Богатство нажить – в аду жить», «От трудов праведных не наживёшь хором каменных». Считалось, что если Бог сочтёт нужным, то сам пошлёт богатство человеку, трудолюбиво и разумно выполняющему свою работу.

Нечта зимнееВ ответ на Евдокия
Евдокия
Главными ценностями для русского крестьянина были праведная жизнь, скромный достаток, уважение окружающих и дети.
Крестьяне старались жить «по правде» - не обманывать, не покушаться на чужую собственность, помогать ближним, проявлять милосердие.
Под достатком понимали всё необходимое для безбедной жизни. Достаток – это хороший, крепкий дом, свой скот, полный амбар зерна, «добрая» одежда на все случаи жизни, сундуки с приданым, еда на столе. Деньги не считались особо большой ценностью. «Богатство нажить – в аду жить», «От трудов праведных не наживёшь хором каменных». Считалось, что если Бог сочтёт нужным, то сам пошлёт богатство человеку, трудолюбиво и разумно выполняющему свою работу.

Крестьяне старались жить «по правде» - не обманывать, не покушаться на чужую собственность, помогать ближним, проявлять милосердие.
тоже хочу так жить
не всегда получается(((((
Евдокия
Высокий статус в деревне определялся не богатством или властными полномочиями, а уважением односельчан. Уважение можно было заслужить праведной жизнью, честным трудом, желанием помочь людям. Делать добро, сострадать и сочувствовать считалось нормальным в крестьянской среде. Уважение людей вызывал человек отличавшийся учтивостью, т.е. вежливостью по отношению ко всем людям независимо от их социального статуса, личных симпатий и антипатий. Резко осуждались попытки кого-нибудь унизить, стремление причинить ему нравственную боль. Очень ценилась честность. «Гол, да не вор», «Беден, да честен».

Татьяна Собольникова, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Высокий статус в деревне определялся не богатством или властными полномочиями, а уважением односельчан. Уважение можно было заслужить праведной жизнью, честным трудом, желанием помочь людям. Делать добро, сострадать и сочувствовать считалось нормальным в крестьянской среде. Уважение людей вызывал человек отличавшийся учтивостью, т.е. вежливостью по отношению ко всем людям независимо от их социального статуса, личных симпатий и антипатий. Резко осуждались попытки кого-нибудь унизить, стремление причинить ему нравственную боль. Очень ценилась честность. «Гол, да не вор», «Беден, да честен».

Если бы было все так просто.
Евдокия
Жизнь крестьян проходила в постоянном труде.
Мужчины пахали и удобряли землю, боронили, сеяли, вывозили урожай с полей, сушили снопы в овинах, молотили, везли зерно на мельницу. Они были основной рабочей силой при косьбе, вывозе сена, уходе за лошадьми, при заготовке дров, ремонте инвентаря, жилых строений, хозяйственных построек. Мужские профессии – плотник, мельник, кузнец, коновал, пасечник, санник, тележник, ямщик, охотник, рыбак.
Женщины занимались уборкой урожая, огородом, выращиванием и обработкой льна. Уходом за скотом и птицей, приготовлением еды, заготовкой продуктов на зиму, убирали в избе, стирали, ухаживали за больными. Кроме того они пряли, ткали, шили на всю семью, вышивали, вязали.


Евдокия
Основным занятие крестьян было земледелие. «Держись за Землю-Матушку – она не подведёт». Работа на земле считалась почётным занятием, полученной от Бога. Крестьяне считали свой труд важным для государства, а землепашца – единственным кормильцем-поильцем страны: «Мужик – Богу свеча, государю слуга».
Крестьяне в основном занимались хлебопашеством, т.е. выращивали зерно – хлеб. В разных районах России выращивали разные культуры.
Главной культурой считалась рожь. «Тот и хорош, у кого родилась рожь». Как говорили крестьяне, на рожь «всегда можно надеяться», т.е. всегда можно получить хороший результат. Второе место занимала пшеница, но она считалась не только прихотливой культурой, но и культурой, которая очень истощает почву и требует значительного количества органических удобрений. В крестьянских хозяйствах выращивали овёс, ячмень, гречиху. Хотя бы в небольших количествах выращивали хмель, из которого делали пиво.

Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Основным занятие крестьян было земледелие. «Держись за Землю-Матушку – она не подведёт». Работа на земле считалась почётным занятием, полученной от Бога. Крестьяне считали свой труд важным для государства, а землепашца – единственным кормильцем-поильцем страны: «Мужик – Богу свеча, государю слуга».
Крестьяне в основном занимались хлебопашеством, т.е. выращивали зерно – хлеб. В разных районах России выращивали разные культуры.
Главной культурой считалась рожь. «Тот и хорош, у кого родилась рожь». Как говорили крестьяне, на рожь «всегда можно надеяться», т.е. всегда можно получить хороший результат. Второе место занимала пшеница, но она считалась не только прихотливой культурой, но и культурой, которая очень истощает почву и требует значительного количества органических удобрений. В крестьянских хозяйствах выращивали овёс, ячмень, гречиху. Хотя бы в небольших количествах выращивали хмель, из которого делали пиво.

Про рожь точно. Пшеница меньше урожай дает на равной площади, капризна к погодным условиям.
Евдокия
В русском быту выращивали ещё две культуры – лён и коноплю, из которых делали масло и ткани. Выращивание льна считалось выгодным – продажа волокна приносила хороший доход семье.
Выращивание льна и конопли считалось в русской деревне бабьим делом. Мужчина только пахал под эти культуры землю и засевал.
Убирали, обрабатывали лён и коноплю женщины и эта работа была очень трудоёмкой. Но льноводство считалось важным в крестьянских семьях, ведь благодаря этим работам вся семья была одета, а девушки имели возможность, продавая лён, накопить себе денег на приданое.
Как и все работы крестьян, в выращивании и обработке льна было много обрядовых действий.

Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
В русском быту выращивали ещё две культуры – лён и коноплю, из которых делали масло и ткани. Выращивание льна считалось выгодным – продажа волокна приносила хороший доход семье.
Выращивание льна и конопли считалось в русской деревне бабьим делом. Мужчина только пахал под эти культуры землю и засевал.
Убирали, обрабатывали лён и коноплю женщины и эта работа была очень трудоёмкой. Но льноводство считалось важным в крестьянских семьях, ведь благодаря этим работам вся семья была одета, а девушки имели возможность, продавая лён, накопить себе денег на приданое.
Как и все работы крестьян, в выращивании и обработке льна было много обрядовых действий.

Как представлю себе, сколько сил и времени, и работы нужно было, чтобы появилась льняная рубаха - так дурно становится... А они еще и "крестиком" рубахи расшивали... Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))
Елена АндрееваВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Как представлю себе, сколько сил и времени, и работы нужно было, чтобы появилась льняная рубаха - так дурно становится... А они еще и "крестиком" рубахи расшивали... Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))
История переписки2
Да, согласна! Мой любимый анекдот: Включила стиральную машину, мультиварку, хлебопечку, легла спать, позвонил муж, "Дорогая, что делаешь" как что, стираю, готовлю, хлеб пеку!
Tetyana NekrasovaВ ответ на Елена Андреева
Елена Андреева
Да, согласна! Мой любимый анекдот: Включила стиральную машину, мультиварку, хлебопечку, легла спать, позвонил муж, "Дорогая, что делаешь" как что, стираю, готовлю, хлеб пеку!
История переписки3
Мы в деревню к родным ездим, хотелось бы чаще, но только раз в несколько лет получается. Настоящая деревня, в российской глубинке. И вот есть у них уже и машинка стиральная, и отопление газовое, и часть продуктов в магазине покупают. И машина вместо телеги с лошадью - все равно, ежедневно куча дел от рассвета до заката. Всех накормить, этих подоить, это полить, другое протяпать... Заготовки на зиму в обеденный перерыв закатать... И нет выходных для кормёжки и дойки, и праздников, нет. Коровы не в курсе, что сегодня 1-е января))
FloraВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Как представлю себе, сколько сил и времени, и работы нужно было, чтобы появилась льняная рубаха - так дурно становится... А они еще и "крестиком" рубахи расшивали... Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))
История переписки2
Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))

Это да. Поэтому смешно читать темы от замученных бытом дам
Tetyana NekrasovaВ ответ на Flora
Flora
Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))

Это да. Поэтому смешно читать темы от замученных бытом дам
История переписки3
Аха, бельё из машинки развесить, носки в машинку собрать - это же вам не каких-то 3-4 га вспахать! Это еще и интеллект задействовать нужно))
kryska lokiВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Как представлю себе, сколько сил и времени, и работы нужно было, чтобы появилась льняная рубаха - так дурно становится... А они еще и "крестиком" рубахи расшивали... Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))
История переписки2
У меня в детстве книжка была "как рубашка в поле выросла", как раз про это)
Валерий ОсиповВ ответ на kryska loki
kryska loki
У меня в детстве книжка была "как рубашка в поле выросла", как раз про это)
История переписки3
у меня до сих пор есть))))дочке читаю.
Сумашедшая белкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В русском быту выращивали ещё две культуры – лён и коноплю, из которых делали масло и ткани. Выращивание льна считалось выгодным – продажа волокна приносила хороший доход семье.
Выращивание льна и конопли считалось в русской деревне бабьим делом. Мужчина только пахал под эти культуры землю и засевал.
Убирали, обрабатывали лён и коноплю женщины и эта работа была очень трудоёмкой. Но льноводство считалось важным в крестьянских семьях, ведь благодаря этим работам вся семья была одета, а девушки имели возможность, продавая лён, накопить себе денег на приданое.
Как и все работы крестьян, в выращивании и обработке льна было много обрядовых действий.

Эх, не знали они, наверное, тогда о других свойствах конопли. Глядишь и жилось бы веселее))
Евдокия
Работы на полях начинались с пахоты, после землю бороновали.
В лесной зоне, с большим количеством камней, пней, кустарников использовалась соха, для вспашки плотной, дернистой чернозёмной почвы, для подъёма целины, залежей и перелога использовался плуг.
Каждое поле крестьяне, как правило, пахали и боронили дважды в году: весной и поздним летом.
Весенняя пахота проходила в апреле-мае., но готовить сельскохозяйственный инвентарь начинали уже после дня Авдотьи Плющихи (1/14 марта): «Пришла Евдокея – мужику затеи: соху точить, борону чинить».
По традиции в этот день оканчивались сроки зимних наймов и заключались договоры на выполнение весенних с/х работ.
К Егорьеву дню (23 апреля/6 мая), старались выехать на пашню, ведь «на Егорьев день только ленивая соха в поле не выезжала».
Вторая вспашка поля проходила после уборки урожая, т.е. в августе, а где хлеб вызревал поздно, то растягивалась на весь сентябрь.