Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Вредят ли девочкам игры в принцесс и монстров

Девочки обожают принцесс, причем не только нынешнее поколение, но и предыдущие. Однако многие современные психологи, опираясь на результаты новых исследований, утверждают, что такие игры способны навредить психике детей. Так ли это?


Зарубежное исследование показало: девочкам вредно часто играть в принцесс. По мнению экспертов во главе с профессором Сарой Койн, культура игры в принцесс навязывает юным леди гендерные стереотипы, а также искажает взгляд на женскую анатомию. Мы решили узнать, что думают российские специалисты на этот счет.

Во время загрузки произошла ошибка.

Дети живут не в вакууме

Когда слышишь о таких исследованиях, создается впечатление, что ученые берут каких-то детей в вакууме, которые играют только в принцесс или монстров, и больше ничего не видят. Но на самом же деле это совсем не так. Девочки всегда играли в принцесс, и результаты этих игр, их последствия всегда были разными – это зависит не от конкретной игры, а от того, что еще (помимо игр) происходит с девочкой. Нормальная девочка в детстве слушает не только сказки про принцесс, она видит свою маму, бабушку и соседку, и откуда именно она возьмет ролевую модель, трудно предугадать. Но если предположить, что девочку напитывают только темой принцесс, то тогда это, конечно, беда, и вопрос уже возникает не к диснеевским мультикам, а к родителям ребенка.
Жанна Савенко
Аналитически-ориентированный детский психолог

Оказалось, что девочки, которые слишком увлечены темой принцесс, становятся жертвами стереотипа о беспомощности, слабости и не слишком большом уме женщин. По словам Сары Койн, мир принцесс в основном населен хрупкими девушками, образы которых навязывают детям мнение о том, что женщина не должна (или не может) интересоваться математикой и естественными науками, что ей не пристало пачкаться, а значит, и экспериментировать и открывать для себя мир во всей его красе. Кроме того, красота и худоба некоторых принцесс говорит девочкам о том, что внешность играет очень большую роль в жизни женщины и становится залогом ее успеха.

Но ситуацию немного выравнивают мальчики, которые под влиянием современных игрушек, комиксов и фильмов стремятся к тому, чтобы стать сильнее, мужественнее и ответственнее. При этом профессор подчеркнула, что в ограниченных дозах игры в принцесс и просмотр соответствующих мультипликационных лент не вредит подрастающему поколению юных особ.

Роль, в которой ребенок застрял

Частые игры в принцесс, если мы говорим о сюжетно-ролевой игре, как и любые другие, – важны. Именно через проживание роли ребенок начинает понимать связанные с ней действия, примеряет на себя разные образы, формы поведения, у него появляется возможность их прочувствовать. Причем эмоции в игре настоящие, несмотря на ее «понарошковость», и ребенок научается справляться с ними, контролировать и проявлять их по отношению к детям и взрослым безопасно. Игра в принцессу – это тоже «примерка» на себя определенной роли: принцессы нежные, чувствительные, вежливые, заботятся о подданных, гуляют по паркам и ходят на балы. В игре главную роль играют отношения, то есть вежлива ли принцесса с окружающими, какая она, что она делает. И если девочка выбрала именно такой образ, значит, ей важно что-то из него прочувствовать или в нем разобраться. Это естественный процесс.
Наталья Беляева
Педагог и воспитатель, руководитель проекта «Культура игры» в Санкт-Петербурге
Во время загрузки произошла ошибка.

Если ребенок зацикливается на одной роли, то в этом всегда есть причина. Иногда это приятное состояние для него, которым он еще не наигрался (или в которое он «сбегает» от стресса), но бывает, что такое «застревание» связано с тем, что ребенку что-то непонятно, где-то не удается разобраться с «новым платьем» (ролью), что-то в этом «наряде» не так и он ищет решения. В такой ситуации задача взрослого – прийти в игру и помочь в этих поисках, но обязательно в игре, через действия, а не через совместный с ребенком психоанализ. И если говорить о том, становятся ли игры в принцесс источником гендерных стереотипов, то я считаю, что источником всегда являются не игры, а отношение к ним окружающих, ибо отношение взрослых и других детей зачастую диктует выбор роли ребенком.

Волей–неволей родители поощряют, когда девочки играют в куклы, а мальчики – в машинки. Мы и игрушки покупаем, заранее программируя детей на определенное гендерное поведение. От этого не уйти. Ребенок видит эмоциональное поощрение от окружающих, и ему выбранная игра нравится все больше и больше. Если девочка вдруг взяла в руки машинку, а ее остановили, потому что в эту игру играют мальчики, и дали ей в руки что-то другое – это и есть формирование гендерного стереотипа. Игра сама по себе его не формирует, для детей игра – это способ исследовать и приобретать новые навыки, а вот направление этой игры и ее оценку часто задают взрослые, отсюда рождаются стереотипы.

Во время загрузки произошла ошибка.

Но что мы, как родители, как мамы девочек должны обо всем этом думать? В конце концов, это уже не первый случай, когда игрушки, мультфильмы и увлечения девочек винят в том, что они вредят формированию личности. Взять хотя бы нашумевшую историю с куклами серии «Школа монстров» (Monster High), поступивших в продажу по всему миру шесть лет назад. Эти куклы, которых выпускает компания Mattel, создатель Барби, снискали весьма противоречивую славу: с одной стороны, они получили благоприятные отзывы от профессионального сообщества (серия получила несколько наград), а с другой – массу негативных отзывов от журналистов, родителей и некоторых детских психологов.

Прежде всего взрослых смутила откровенная сексуальность образов кукол серии «Школа Монстров», а также характеры персонажей, которые представляются критикам бездельницами, глупыми модницами и весьма невоспитанными особами. Справедливости ради стоит отметить, что по задумке авторов серии, среди их «подопечных» есть борцы за чистоту окружающей среды, спортсменки и ученицы с высоким уровнем интеллекта.

Впрочем, все эти достоинства как-то сразу меркнут перед тем фактом, что девицы из Монстр Хай очень уж страшные. Ну еще бы, ведь их образы вдохновлены фильмами ужасов и хоррор-романами: здесь дочери зомби, Дракулы, Франкенштейна и оборотня.

Ребенку важно помочь сделать правильные выводы

Лично мне эти игрушки не нравятся, но вредными или опасными они быть не могут сами по себе. Если, играя с ребенком, мы обсуждаем внешний вид кукол, почему они такие и бывает ли так не понарошку, а по-настоящему, то мы находимся в поле, где ребенок делает свои выводы, оценивает куклу и формирует свое отношение к ней, ее образу. В такой ситуации выводы ребенка, его мысли не станут для нас неожиданностью, и он сможет задать вопросы, на которые получит ответы, уточнит что-то. Проблемы и опасности появляются в тот момент, когда ребенок остается один на один с медиа-индустрией, которая с этими куклами связана, смотрит один мультфильмы о них и делает выводы сам, не имея сформированных ценностей, в момент, когда он еще только исследует самого себя, что такое хорошо, а что такое плохо, как к этому относиться, как другие относятся к этому.
Наталья Беляева
Педагог и воспитатель, руководитель проекта «Культура игры» в Санкт-Петербурге
Во время загрузки произошла ошибка.

Если во время этих исследований быть с ребенком рядом, разговаривать с ним, обсуждать увиденное, интересоваться его личным мнением, тогда не возникнет опасностей и страха, что дети начнут копировать поведение кукол-монстров из мультфильмов, совершенно не осознавая своих действий. Важно уважать интерес ребенка, быть проводником, показывать незамеченное, обсуждать. На этом строится вся гуманная педагогика. Опасность и вредоносность – они в первую очередь не от игрушек, а от той информации, которую дети считывают с них.

В общем, понятно, что неоднозначность кукол «Школы монстров» стала причиной горячих споров вокруг них: некоторые родители даже требовали запретить эти игрушки как опасные для психического здоровья детей. Кажется, у этих родителей появился шанс добиться своего: в скором будущем Таможенный союз стран Евразийской экономической комиссии планирует принять технический регламент «О безопасности игрушек».

В нем говорится, что под запрет на ввоз на территорию Таможенного союза попадут игрушки, способные спровоцировать «пренебрежительное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей», а также вызывать приступы агрессии. Иными словами, игрушкам предстоит проходить нравственный контроль, который будет осуществлять специальная экспертная группа (сейчас безопасность игрушек оценивается только по их составу, гигиеническим и токсикологическим свойствам).

По мнению ряда психологов, это полезное начинание, поскольку игрушки-монстры якобы лишают мальчиков и девочек выбора, словно бы навязываясь своим вызывающим видом, провоцируя их купить, что тоже неполезно, ведь так рушатся представления о культуре контролируемого потребления. Ну а кроме того, они не только могут стать причиной агрессии, но и нарушают преставления детей о пропорциях, масштабах и естественности человеческого тела.

В народных сказках есть герои и пострашнее

Дети, играя с игрушками-монстрами, никак себя не травмируют. Да, они могут их рисовать, изображать как-то, но и это связано не с тем, что с ребенком вдруг что-то стало не то, а с тем, что вот в данный момент времени он увлечен определенной темой, фантазирует и придумывает. Дети играют в самых разных существ, слушают страшные, жуткие народные сказки, и там бывают монстры пострашнее, чем те, которые продаются в магазинах. Совершенно нормально, если среди игрушек ребенка – неважно купили вы ему их или он слепил их из пластилина, опираясь на свою фантазию, – будут монстры. Многие родители и мои коллеги стали весьма впечатлительные, постоянно шокируются и, такое ощущение, что хотят на всякий случай кого-то обвинить в неблагополучии детей.
Жанна Савенко
Аналитически-ориентированный детский психолог

Кажется, и это мы уже где-то слышали? Много лет не утихали споры о том, как ужасна кукла Барби, как чудовищно ее тело – тонкая талия, большая грудь, непропорционально длинные ноги, слишком яркий макияж. Кроме того, борцов за гендерное равноправие волновала и социальная роль персонажа Барби: кто она, чем занимается? Красит волосы и ногти, живет в розовом доме, катается на пони, поет и участвует в конкурсах красоты? Mattel слышала этот недовольный гул и каждый год выпускала Барби в новых образах: она была врачом, астронавтом, дрессировщицей, палеонтологом, кандидатом в президенты, программистом, спортивным тренером. И все это – с той же лучезарной улыбкой и длинными белыми волосами.

Недавно нереальный мир неестественной Барби рухнул: Mattel сделала несколько кукол, образы которых максимально приближены к человеческим. Сейчас можно купить темнокожую Барби, рыжую Барби, Барби маленького роста, Барби с широкими бедрами, Барби с короткой стрижкой и так далее.

Во время загрузки произошла ошибка.

Только вот что: куклы, принцессы и монстры – они для детей. И у детей есть отличный инструмент для того, чтобы вообразить даже самую уродливую игрушку кем угодно – императрицей, ветеринаром, поваром, учителем, физиком-ядерщиком в розовой пышной юбке и с голубыми волосами. Этот инструмент – фантазия. Дети прекрасно знают, что принцессы – это не только беззаботное пение, магия и бесконечная любовь, но и храбрость, сила характера и умение следовать за мечтой.

Также читайте о том, почему подростки хотят быть похожими на кукол.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
20
Катерина Брель
В ответ на комментарий от Дарья Абрамская История переписки4
Дарья Абрамская
С одеждой понятно, а куклами зачем девочку увлекать? Я себя вспоминаю. Кукол ненавидела люто, но все тетки-бабки обожали таскать странных и уродливых пупсов. В итоге я им ломала руки-ноги от скуки, а потом еще за это и получала. Хоть бы объяснили лучше, как ими играть?
СсылкаПожаловаться
Хорошо когда есть разные игрушки, если выбор разнообразный, ребенок сам сориентируется, что ему нравится, со временем будет появляться что-то любимое.Обычно в куклы чисто ролевые игры бывают - купают их. кормят. спать укладывают, одежки делают, моя так с кошками делала, в куклы не играла совершенно.
СсылкаПожаловаться
Дарья Абрамская
В ответ на комментарий от Катерина Брель История переписки3
Катерина Брель
На утренник в садик, на праздник, она одевала те же штаны и майку, в которой ходил обычно и так хотела идти на праздник, иногда там еще костюм какой-то - елочки, снежинки и т.д.Потом одевала простые платья. мне хотелось праздничное, выглядело это по нищебродски))Я грозилась, что на утренник не приду, фоткать не буду, стала потом одевать, как некий дресс-код, положено одеть платье, значит оденет, например на выпускной в саду я несла с собой одежду для переодевания после официальной части.
СсылкаПожаловаться
С одеждой понятно, а куклами зачем девочку увлекать? Я себя вспоминаю. Кукол ненавидела люто, но все тетки-бабки обожали таскать странных и уродливых пупсов. В итоге я им ломала руки-ноги от скуки, а потом еще за это и получала. Хоть бы объяснили лучше, как ими играть?
СсылкаПожаловаться
Александр Жердев
Я, к примеру, нормально отношусь к разным вариациям кукол,это открывает для ребенка реальный мир,полный множества типажей.В куклах "монстр хай" тоже нет ничего криминального.Девочки могут понять факт того, что не внешность блондинки важна для жизни,а харизма и профессиональные умения. ДРУГОЙ вопрос, рядом должны быть адекватные,вдумчивае,заинтересованные родители,которые могут что-то объяснить и прокомментировать - чего, увы,не хватает
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Завидуйте_МолчаБросить ребёнка...

Не знаю как правильно назвать тему. Не знаю зачем пишу, наверно и выговориться и может хорошего совета получить. Сложилась такая ситуация, что мне необходимо выйти на работу. Ребёнку 2 года. Бабушка/дедушка живущие рядом (свекры) с ребёнком не помогают. Я второй месяц вожу ее в частный сад с 9 до 16, ходит отлично, радостная бежит в группу. График моей работы будет с 8 до 20/21.00, сад на полный день с 8 до 20. Следовательно ни отвести в сад, ни забрать я не смогу, нужно будет нянечку нанимать (про мужа прошу не спрашивать, тема не о нем). Если ребёнок заболеет, то сидеть нянечка будет, а это 3600 в день. Итого сад+нянечка без учета «а вдруг заболеет» уже в 50 минимум выйдет, а в случае болезни ребёнка вообще во всю зп.... Есть другой вариант, отвезти ребёнка к моим родителям, они хоть и работают, но там и садик в 3 раза дешевле и ребёнка моя мама и водить и забирать и если заболеет на больничном с ней сидеть будет. Но это 3,5 часа на самолёте от меня. И тут 2 вопроса: во-первых как ребёнок с психологической точки зрения к этому отнесётся. Она два года неразлучна со мной, даже спим вместе. А тут я хоть и к родным бабушке с дедушкой, но в чужой для неё дом привезу, неделю побуду и уеду... и боюсь что оставлю минимум до сентября. Смогу конечно раз в 2 месяца на пару дней прилетать и по скайпу общаться.... ну и как мне эту разлуку выдержать... простите за много букв, я вся в катастрофическом расстройстве и растерянности.... но на работу просто необходимо выйти. Спасибо кто осилил весь текст!

1301
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

248
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

232
Марина Луневаэгоизм и дружба

честно признаюсь, что решила создать тему после вчерашней темы Елки про свекровь и другие темы про помощь, навеяло
БЫЛА у меня подруга. подружились гуляя в парке с годовалыми дочерьми, т.е. дети подружились, ну и мы, взрослые
всегда прослеживалось у нее, что другие должны подстраиваться под нее, ее ребенка, начиная с родственников и заканчивая подругами. случаев много, за 10 лет всех не упомню и приводить не буду. я старалась как -то это нивелировать и идти на компромисс, когда мои интересы не сильно страдали
потом я стала безработной и наши материальные возможности стали несовместимы по объему от слова совсем(((((, естественно она это понимала
что стало "Вишенкой на торте": ДР моей дочери, я приглашаю только дочь подруги (денег нет, взяла 1000 руб. у отца дочери). и тут подруга начинает мне говорить, что ее дочь "это" (заказной торт из пекарни и пиццу) есть не будет, а будет тоже самое, но только из ресторана (дороже и неудобнее мне), все мои слова, что на этот ресторан денег нет идут лесом. после этого я уже не смогла с ней общаться и прекратила дружбу.
вопрос к форуму, скажите, вот такой эгоцентризм в отношениях, перетягивание одеяла на себя, все мне должны делать как Я хочу -это сейчас нормально для людей, таких большинство?
ЯЖЕМАТЬ -победила разум почти всех?
откуда эта фигня?
сорри за многабукав)))))))))

208
МумикИдеальный перекус

в офисе-что для вас?
Всем здравствуйте!
Поделитесь, особенно интересно, кто на ПП. У нас не принято есть в офисе-максимум шоколадка и кофе/чай, я завтракаю очень рано-в 6:30. к 10:30 неприлично громко начиню урчать на весь офис от голода)))))), надо что то закинуть в топку, а вот что? Конфеты, шоколад не хочу, кто как выходит из положения?
вот заварила семена чиа, сижу, жду, не знаю, поможет ли)))
Ну и всем хорошего дня/вечера/ночи/утра)))))

173
Tetyana Nekrasova«Черная» зима и пару оттенков коричневого, синего и серого...))

Приезжал недавно в гости знакомый из Женевы. Сказал, что у нас в городе (Дюссельдорф) большинство людей очень «скучно» одеты. Мало того, что постоянно пасмурно и солнца не видно, еще и одежда у всех в траурных тонах. Город ему понравился, он не нытик, не подумайте))
Сегодня пришлось довольно много поездить в транспорте и пройтись по городу. Решила присмотреться, прав ли он.
Действительно, процентов 70-80 в черных куртках, еще процентов 10-15 в темно-коричневых, темно-синих, темно-серых и хаки. В остатке преобладают серый (посветлее) и варианты из джинсовой ткани. Ярких цветов почти не увидишь, только на детях. Пастельные тона в одежде (Мои любимые. Я их называю ласково: «гаденькие»))) - тоже практически отсутствуют...
Я не могу объяснить это исключительно практичностью — город у нас довольно чистый. И в магазинах все цвета в ассортименте. Вот почему? Погода влияет?)) Менталитет? Но сейчас о немецком менталитете сложно говорить, очень много неместных.
А в ваших городах как обстоит дело с зимней цветовой гаммой?))


P.S. Зато погода сегодня балует разнообразием: было солнечно, потом дождь, потом дождь со снегом, потом снег с дождем и градом, потом просто снег, сейчас снова просто дождь))

137
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети