Трагедия в роддоме: кто ответит?

Всю страну облетела страшная новость – в Барнаульском роддоме произошло ЧП со смертельным исходом. После введения глюкозы и магнезии скончался один младенец, а еще четверо попали в реанимацию. К счастью, этих новорожденных удалось спасти.
Depositphotos_15836013_s.jpg800_1.jpg
Источник: Фото: Legion-Media.Ru

Несколькими днями позже стало известно еще об одном преступлении – в детской больнице No5 Санкт-Петербурга полуторагодовалому мальчику перелили донорскую ВИЧ-положительную кровь. Теперь ни в чем не повинному малышу предстоит длительное тяжелейшее лечение.

Страшно не по-детски: 1988 год, Элиста

Трагедии в роддомах и детских больницах, увы, совсем не новость в нашей стране. Самая громкая из них произошла в городе Элиста Калмыцкой АССР в 1988 году. Это был первый случай массового заражения ВИЧ женщин и детей.

Напомним, что практически до конца 1980-х годов официально «СПИДа в СССР не было». Однако к 1988 году в стране было выявлено свыше 30 инфицированных и зафиксирована первая смерть от болезни, «которой наши люди не болеют». Тогда Верховный Совет СССР принял решение о мерах по профилактике. В частности, обследование на вирус стало обязательным для доноров, тогда же появились первые кабинеты анонимной диагностики. Но эти достаточно жесткие меры не спасли тех детей и женщин Элисты. Одни из них в больнице получили кровь вирусоносителя, другие – пострадали от инъекций нестерильными шприцами.

Кроме того, по данным Министерства здравоохранения, к апрелю 1990 года в нескольких городах республики было зарегистрировано более 270 инфицированных детей – смертельный вирус начал распространяться, как круги по воде.

Чем же эта чудовищная провинность закончилось для врачей? Ничем. Было проведено расследование, халатность медицинского персонала больницы установлена. Евгений Чазов, который был в те годы министром здравоохранения, вынес виновным выговор. На этом – все.

По данным на 2011 год около половины инфицированных в Элисте уже скончалось.

Шестнадцать лет спустя: 2004 год, Урал

Преступная халатность в Краснотурьинском родильном доме Свердловской области: в этом небольшом уральском городе практически одновременно погибли сразу шесть новорожденных.

Главный врач роддома, Марат Салахов, пытался убедить всех в том, что причина гибели детей - внутриутробная инфекция, а значит, в случившемся нет вины медперсонала. По городу активно распространялись слухи, что «все погибшие младенцы были слабенькие, недоношенные, из неблагополучных семей». Одним словом, «нежильцы»...

Комиссия Министерства здравоохранения Свердловской области и Минздрава России с этим не согласилась. Было доказано, что дети погибли из-за инфекции, вызванной микробом klebsiella pneumonia, а заражение произошло через руки персонала и дыхательную аппаратуру в реанимации. Все погибшие младенцы побывали там, и впоследствии klebsiella была обнаружена даже на матрасиках в кувезах. Кроме того, выяснилось, что на самом деле заболели не 13 (как было объявлено официально), а 26 детей. К счастью, большинство новорожденных все же выжило.

Итог: в муниципальной газете опубликовано соболезнование семьям, потерявшим детей, от городского управления здравоохранения и Краснотурьинского родильного дома через три недели после всех событий. Местные власти предложили небольшую материальную помощь пострадавшим семьям, больше похожую на подачку. Был снят с должности главный педиатр области, заместитель министра здравоохранения Олег Лукин, и несколько других должностных лиц. Никого не посадили. И не лишили лицензии на врачебную деятельность. Смерть шести младенцев так и осталась для чиновников и правоохранительных органов чужой бедой.

Конечно же, это далеко не все случаи исключительной врачебной халатности. Просто эти массовые «педиатрические» происшествия – самые ужасающие в своей безнаказанности.

День сегодняшний: Барнаул - Санкт-Петербург

Санкт-Петербург. По поводу того, что в ДГКБ No5 малышу была перелита кровь ВИЧ-положительного донора, началась проверка. Ее проводят Прокуратура Фрунзенского района совместно с Территориальным отделом УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей. Факт преступной небрежности подтверждается, прокуратура устанавливает причастность к этому конкретных врачей. Как будут (и будут ли) наказаны виновные – покажет время.

Барнаул. Здесь ситуация куда более запутана. Генпрокуратурой возбуждено дело по ст. 238 УК РФ, пункт «в» части второй: «Производство, хранение, сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть человека». Максимальное наказание – до 10 лет заключения. Прокурор Алтайского края взял расследование на личный контроль.

Однако, барнаульский роддом No1 только что открылся после капитальной реконструкции, и в нем по определению не могло быть просроченных препаратов. Как утверждает замначальника краевого управления по здравоохранению администрации Алтайского края Вера Ушанова, все препараты закупались с завода, и медперсонал сам растворы не смешивал.

Параллельно проводится проверка лекарств завода-поставщика - пока что ничего криминального в их составе также не выявлено. В то же время авторитетные педиатры подчеркивают, что введение глюкозы и магнезии - вполне штатная, рядовая процедура при интенсивной терапии для ослабленных новорожденных.

Версий, как водится, сразу несколько. Одна - персонал роддома мог ошибиться в дозировке лекарства. Вторая – виновность производителей препарата, допустивших ошибки при его изготовлении.

Самое главное во всей этой истории – чтобы виновные были доподлинно установлены и понесли заслуженное наказание. В том числе и материальное, как подчеркнул уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов: «Родители могут предъявлять иски к клинике в рамках возбужденного уголовного дела с требованием восстановления нарушенных прав и компенсации».

Когда же начнут наказывать виновных?

Еще несколько лет назад довести дело о врачебной ошибке до суда было практически нереально. Виной тому – несовершенство российского уголовного законодательства, не позволяющего адекватно квалифицировать действия врачей. Кстати, в УК РФ до сих пор нет такого понятия – «врачебная ошибка». Плюс ко всему, препятствием для возбуждения уголовного дела очень часто становится круговая порука среди самих врачей.

Но, все же, правды добиваться можно и нужно, особенно если знать, с какой стороны заходить. Наиболее близки к понятию «врачебной ошибки» статьи 109 (причинение смерти по неосторожности), 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), и 124 (неоказание помощи больному). Кстати, за последние годы число исков о компенсации вреда жизни и здоровью, причиненного при оказании медицинской помощи в России, возросло в 13 раз. А это свидетельствует о том, что люди перестали «прощать» врачей за допущенную халатность, и готовы отстаивать свои права.

Появилось у нас и некоторое количество дельных адвокатов, специализирующихся именно в этой области. Как правило, услуги их весьма дороги, но если подавать коллективный иск, то расходы на гонорар защитнику не будут столь уж высоки, а результат скорее всего оправдает себя.

Конечно же, медицина – не арифметика. Каждый день врач имеет дело с самым сложным объектом на земле – человеческим организмом. И ошибки неизбежны, ведь еще Гиппократ сказал: «Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания».

Ошибки ошибкам рознь. Так, медицинский работник не подлежит уголовной ответственности, если он в своей работе руководствовался обычаями медицинской практики или добросовестно заблуждался. Конечно, в тех ужасных случаях, о которых мы говорим сегодня, о подобном речь не идет.

Что советуют профессионалы

Дмитрий Шустов, президент Национальной ассоциации защиты прав пациентов в г. Москве рекомендует учесть, что:

• Решение любого судебного процесса, связанного с врачебной ошибкой, будет связано с заключением экспертов. А независимого института экспертизы у нас до сих пор нет. Все экспертные организации находятся в системе Минздравсоцразвития. Значит, нельзя исключать цеховую солидарность.

• Никаких критериев по компенсации морального вреда (ни методик, ни особых формул расчета) у нас не существует. То есть, как судья решит, такой компенсация и будет. В России вообще исторически сложилось так, что компенсация морального вреда не высока по сравнению с другими государствами. Врачебная ошибка, повлекшая за собой смерть человека, редко оценивается в сумму больше чем 500 тысяч рублей, увечье - 50, максимум - 100 тысяч. рублей

• Будьте предельно внимательны к выбору роддома (клиники). Соберите как можно больше информации.

• Если в лечебном учреждении вам скажут, что договор добровольного информированного согласия подписывать не обязательно, не верьте. В ст. 32 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» говорится: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина». В договоре вам должно быть понятно все. Если есть вопросы – задавайте их до того, как подписать документ.

• Обязательно сохраняйте все документы, которые велись в период лечения (родовспоможения): историю болезни, выписку, результаты анализов и т.д. Если за какие-то услуги вы платили - сохраняйте кассовые чеки и платежки. Если вам отказываются выдать медицинскую карту для того, чтобы вы могли снять с нее ксерокопию, ссылайтесь на ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Там сказано, что каждый гражданин имеет право получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья.