Связующая нить: как избежать возврата детей в детские дома

Рассказываем, что помогает укрепить отношения между приемными детьми и родителями.

Depositphotos_338778784_s-2019_1
Depositphotos_338778784_s-2019_1Источник: depositphotos.com

Три года назад Анна и Павел стали родителями пятерых детей. Супруги приняли в семью сразу трех малышей, при этом у них самих к этому моменту было уже двое своих ребят.

«Мы не собирались брать троих – вообще, мы хотели одного ребенка в возрасте до двух лет, – рассказывают родители. – Но после обучения в школе приемных родителей мы узнали, что дети часто попадают в приюты и дома ребенка вместе с братьями и сестрами, и разделять их ни по закону, ни по-человечески не годится. Вот мы и оставили заявку на двух детей дошкольного возраста».

Дальше все развивалось как детектив: буквально на следующий день из опеки позвонили и сказали, что дают нам разрешение взять трех детей в приемную семью. Двое братьев и сестренка были в тот момент в больнице, их тогда только что забрали из дома в связи с угрозой жизни.

В опеке сообщили, что дети очень друг к другу привязаны, но по закону их придется разделить: старшему мальчику 3,5 года, младшему месяц назад исполнилось 2 года, а девочке всего 11 месяцев. Значит, их распределят в разные учреждения.

«В общем, мы решились. И забрали троих сразу из больницы. То есть нашим малышам удалось избежать опыта детского учреждения», – вспоминают Анна и Павел.

Их кровному старшему сыну на тот момент было десять лет, а дочке – чуть больше двух. «Первый год-полтора я помню с трудом, самым важным было наладить быт. Когда в доме три ребенка в памперсах и четыре дошкольника, то просто всех накормить, полечить, погулять, почитать – уже почти подвиг», – признается Анна.

К концу второго года и дети, и родители освоились: младшие приемные легко встроились в семью, а вот старшему из троих оказалось сложнее всех. Видимо, в прежней семье он уже в свои 3-4 года играл роль взрослого.

Например, он никогда не садился за стол, не убедившись, что у брата с сестрой есть еда, следил, чтобы никто не плакал, утешал, но сам никогда не обращался за утешением. Не радовался подаркам, не хотел ласки.

«Это было ужасно трудно, такая дистанция – прямой путь к выгоранию. Через пару лет у меня начали опускаться руки. Сначала я пошла на занятия группы поддержки ”Уже вместе”, и сама возможность поговорить об этом была помощью», – делится Анна.

Родители уже думали, что им не достучаться до старшего приемного сына, что близкие отношения с этим закрытым мальчиком у них никогда не сложатся. Но оказалось, что все поправимо.

Анна стала проводить полдня только вдвоем с этим «сложным» ребенком: когда детей пятеро, уделять кому-то так много персонального внимания в обычной жизни не просто. На занятиях группы у мамы с сыном было это время.

Кроме того, дома не получается целых два часа подряд говорить только о том, кто что любит, играть в сказки, болтать и рисовать. В том числе этим они занимались в группе поддержки.

А пример других пар мама-ребенок и совместные упражнения на доверие и привязанность помогали Анне с сыном пробовать снова и снова, не сдаваться.

В какой-то момент выяснилось, что сын уже готов к контакту (хотел на руки, просил помощи в мелочах), но мама за годы так привыкла к его «самостоятельности», что не сразу смогла перестроиться. Сейчас отношения с мальчиком наладились.

«Конечно, мы никогда не думали о возврате сына в систему, но всерьез опасались, что если нам не удастся до школы построить с ним надежную связь, то нас будут ждать трудности и в школе с обучением, и в подростковом возрасте.

Даже сейчас мы от них не застрахованы, но у нас с мужем стало больше надежды, что раз сын научился идти со своими горестями и сложностями к нам, то и дальше это ему будет удаваться», – отметила Анна.

fdff0bff-1672-493f-959d-4c9f0c48c245

«Связующая нить» – тренинг укрепления детско-родительских отношений, организованный Институтом развития семейного устройства, который основала в 2012 году психолог Людмила Петрановская.

При ИРСУ есть школа приемных родителей, выпускники которой уже приняли в семьи несколько сотен детей. Если становится сложно, семьи обращаются за помощью сюда.

На тренингах налаживают связи в паре «родитель+ребенок» и разрешают сложные ситуации на практике.

Под руководством психологов мамы или папы сами взаимодействуют с детьми в безопасной и веселой атмосфере. В группе 6-7 пар «родитель+ребенок» и двое ведущих, а цикл занятий состоит из 10 встреч. Таких групп не очень много даже в Москве, а польза от них очевидна и уже доказана опытом.

Сейчас Институт развития семейного устройства собирает 350 000 рублей, чтобы осенью этого года провести очередную группу. Средства на аренду помещения у нас есть; сбор ведется на зарплату ведущих и расходные материалы.

Давайте поддержим приемных родителей! Пусть отношения в этих семьях строятся на законах любви и привязанности.

Читайте также:

А еще смотрите лекцию Людмилы Петрановской о родительском истощении:

Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей