Фрэнк Бернард Дикси — «Ромео и Джульетта» (1884)
Одно из самых знаменитых изображений этой сцены. Полотно производит немного печальное впечатление, ведь зритель знает, что любовников ждет гибель. Однако художник вложил в свое творение и вторую мысль: любовь не умирает. Этот романтический подтекст подогревает симпатии зрителей к картине Дикси уже больше ста лет.
Бенджамин Вест и мастерская — «Ромео и Джульетта» (1778)
Вест создал драматичное полотно в классическом академическом стиле: темные тона, большое внимание уделяется драпировкам, условный пейзаж за окном (а должен быть город). Напряжение создаёт порыв кормилицы, спешащей вырвать девушку из рук мужа. Джульетта прячется в объятиях юноши. Зрителя может удивить спокойная поза Ромео и его галантный жест.
Картина подписана строками из диалога влюбленных:
Джульетта
Ты хочешь уходить? Но день нескоро:
То соловей, не жаворонок был,
Что пением смутил твой слух пугливый...
Ромео
То жаворонок был, предвестник утра, –
Не соловей. Смотри, любовь моя, –
Завистливым лучом уж на востоке...
Элеонора Фортескью-Брикдейл — «Прощание Ромео и Джульетты» (конец XIX-начало XX вв.)
Совсем в другом ключе показывает расставание влюбленных Фортескью-Брикдейл – перед нами красивая, полная света картина, лишенная трагичности. Джульетта полностью одета и причесана, она уткнулась лбом в шею мужа, который старается ее успокоить. Кормилица жестом велит им разговаривать тише. Несмотря на печальный сюжет, картина создает ощущение гармонии.
Форд Мэдокс Браун — «Ромео и Джульетта» (1869-1870)
Браун подает прощание пары драматично, но обращает большое внимание на декоративность полотна. Яркие цвета, контраст белых рук Джульетты и красного одеяния Ромео, старательно выписанные цветы и другие детали – на эту картину невозможно не обратить внимание.
Юноша как будто двигается в противоположные стороны одновременно: ноги уводят его на улицу, но душой и сердцем он тянется к возлюбленной. Это активное движение и насыщенные цвета создают напряжение и динамизм полотна. Здесь нет предчувствия смерти, но есть печаль расставания влюбленных.
Франческо Айец — «Последний поцелуй Ромео и Джульетты» (1823)
Айец – один из самых известных представителей итальянского романтизма, однако эту сцену он изображает почти как жанровую, в бытовом ключе. Джульетта не одета и не причесана, Ромео разрывается: ему пора уходить, но его тянет остаться с женой.
Кормилица должна бы следить, чтобы мать Капулетти не зашла в комнату, а вместо этого украдкой поглядывает, ласково ли новоиспеченный муж обходится с ее воспитанницей. Утро ясное, ничто не предвещает несчастья. Если бы юноша не собирался уйти через окно, у художника получилась бы обычная бытовая сценка.
Юлиус Кронберг — «Ромео и Джульетта на балконе» (1886)
Кронберг показывает простую, но трогательную романтическую сцену. Он сбегает через перила, она выгибается, только бы подольше не прерывать поцелуй, и даже поднялась на основание перил, чтобы легче было дотянуться до любимого.
Константин Маковский — «Ромео и Джульетта» (1890-е)
Почти все встречи Ромео и Джульетты происходят в темноте, ночью, или на балу, или у фра Лоренцо. Здесь мы видим влюбленных наедине, в комнате. По сюжету пьесы это может быть только утро после брачной ночи. Однако перед нами не иллюстрация, а просто романтическое полотно, в котором ни за что не угадаешь шекспировских героев. Например, почему на коленях у Джульетты книга? И что за море плещется за окном?
Читайте также: Испанская инфанта: история жизни в десяти портретах.