Продленка – плюсы и минусы

Группа продленного дня в школе, или «продленка» – одна из форм организации внеурочной деятельности учеников. Нужна ли она детям? Или во введении этой разновидности внеучебного досуга в большей степени заинтересованы родители и педагоги? Рассмотрим все плюсы и минусы продленки в условиях современных реалий российской школы.
Гид по материнству и детству

lori-0000465161-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори
Положительные стороны продленки

1. Присмотр воспитателя в группе продленного дня

Безусловно, самым главным плюсом групп продленного дня является занятость ребенка после уроков – во время продленки он находится под присмотром воспитателя группы продленного дня, и именно воспитатель в обязательном порядке проследит за тем, чтобы ребенок проводил свое время с максимальной эффективностью. Далеко не во всех семьях существует возможность воспользоваться услугами няни, или привлечь к организации досуга школьника неработающих родственников. Поэтому продленка зачастую является единственным выходом для тех семей, в которых оба родителя работают целый день.

2. Питание в группе продленного дня

В то время, пока ребенок находится в группе продленного дня, родители могут быть спокойны за то, что он будет накормлен. Кроме обязательного завтрака, который обычно бывает на второй или третьей перемене, во время продленки ребенок получит обед и полдник. Чаще всего обеды и полдники платные, но во многих школах существуют льготные категории учащихся, которые могут быть обеспечены питанием за счет бюджетных средств или средств учредителя образовательного учреждения.

3. Организация досуга в группе продленного дня

Очень важный вопрос – чем именно ребенок будет занят после уроков. К сожалению, дети без присмотра взрослых часто тратят все свободное от школы время не на уроки или полезные развивающие занятия, а на компьютерные игры, просмотр несоответствующих возрасту телевизионных программ, или общение со сверстниками на улице. На продленке, как правило, дети успевают сделать все домашние задания, причем учитель в любой момент сможет разъяснить недопонятый материал, подсказать правильный путь решения. Кроме того, зачастую именно во время продленки проводятся организованные экскурсии, походы и прочие мероприятия.

4. Общение со сверстниками в группе продленного дня

Общение вне уроков среди школьников чаще всего происходит в менее формальной обстановке. Исследования, проведенные в младших классах нескольких российских школ, показали, что дети, которые посещают группу продленного дня, имеют более развитые навыки общения в коллективе, чаще склонны оказывать помощь товарищу, легче и быстрее выполняют командные задания, чем дети, которые продленку не посещали.

5. Помощь педагогов в группе продленного дня

Во время пребывания в продленке школьник может получить помощь профессиональных психологов, логопедов, спортивных работников. Так как во время продленки ребенок проводит в стенах школы достаточно много времени, то в этом случае со стороны педагогов возможен индивидуальный подход к каждому ученику.

Отрицательные стороны продленки

1. Отсутствие дневного отдыха

К сожалению, даже в самых современных и прекрасно оборудованных школах и лицеях отсутствует возможность дневного отдыха для младших школьников, в то время как он обязательно нужен ученикам начальных классов: за целый день, проведенный в школе, ребенок сильно устает и морально, и физически.

2. Отсутствие личного пространства и времени

Почти для каждого ребенка очень важна возможность проводить в течение дня хотя бы некоторое время наедине с самим собой. Во время продленки ребенок полностью лишен этого покоя и уединения. К тому же, многим детям шум и скученность во время выполнения домашних заданий мешает сосредоточиться.

3. Нехватка внимания родителей

Дети, которые посещают группу продленного дня, почти в полтора раза чаще жалуются на нехватку внимания со стороны родителей, чем те дети, которые имеют возможность находиться после уроков дома с няней или родственниками.

4. Усталость от длительного пребывания в однообразной обстановке

Дети младшего школьного возраста очень устают не столько от самих занятий, сколько от однообразия окружающей обстановки. Пребывание первоклассника в четырех стенах в течение целого дня пять дней в неделю в одном и том же коллективе зачастую негативным образом влияет на психику ученика: ребенок может стать более раздражительным, рассеянным, конфликтным.

5. Недостаточное качество питания, присмотра и досуга

Конечно, довольно часто качество предоставляемых образовательным учреждением услуг во время продленки оставляет желать лучшего: родители часто жалуются на то, что школьное питание не выдерживает никакой критики, во время продленки ребенок выполняет домашние задания недостаточно качественно, а развивающих занятий и интересных мероприятий проводится мало.

Однако для многих семей группа продленного дня в школе по-прежнему остается единственным выходом в ситуации, когда родители не могут забирать ребенка сразу после уроков из-за занятости на работе, а поручить присмотр няне или бабушке нет возможности. Более того, у каждого родителя, чей ребенок посещает группу продленного дня, есть возможность добиваться высокого качества предоставляемых образовательным учреждением услуг, обращаясь со своими требованиями и претензиями к администрации школы, а также в районные, городские или региональные отделы образования.