
Эксперты связывают происходящее с выходом России из болонской системы образования. Эти процессы идут в стране уже несколько лет и полностью меняют подход к получению высшего образования. Насколько они связаны между собой, какие риски несет отмена ЕГЭ в 2025 году, останется ли у школьников несколько попыток поступления в престижные вузы страны — обсудили с экспертом.
Почему вопрос об отмене ЕГЭ становится все более актуальным
Отношение к ЕГЭ, несмотря на то, что тест введен в российских школах 24 года назад, остается неоднозначным. Дискуссия о необходимости замены единого государственного экзамена в обществе идет уже много лет. Его поднимают на самых разных уровнях, от Государственной думы до профильных министерств. Мы собрали наиболее распространенные претензии к такому формату проверки знаний у учащихся:
- ЕГЭ не дает представления о знаниях выпускников и их умении самостоятельно мыслить;
- он уничтожил комплексный подход в изучении предмета;
- не отвечает современным требованиям;
- без репетитора подготовиться к ЕГЭ очень сложно;
- большая часть учащихся уходит из школы после 9-го класса из страха перед единым государственным экзаменом;
- сосредоточившись на изучении профильных предметов, которые ученики собираются сдавать после 11-го класса, они не уделяют внимание другим дисциплинам;
- есть большое сомнение в объективности полученных оценок за ЕГЭ.
— Что сегодня показывает ЕГЭ? Высокий балл свидетельствует о хорошем уровне функциональных возможностей выпускника — памяти, внимании, работоспособности, умении опознавать типовые задачи и решать их. Но отражает ли он реальный уровень грамотности и текстовых способностей, если речь идет, например, о русском языке, — это уже не так очевидно. Правильные ответы на типовые задания далеко не всегда гарантируют наличие системных знаний и способность рассуждать самостоятельно. Ведь на такие задания действительно можно и «натаскать», — говорит доцент кафедры журналистики института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» Светлана Ушакова.
Что известно об отмене ЕГЭ в России на сегодня: последние новости
Процесс обсуждения актуальности или неактуальности ЕГЭ растянулся больше чем на два десятилетия. Но в последнее время эти дискуссии получили практическую направленность. Все чаще слышны мнения о том, что такой формат сдачи экзаменов необходимо отменить и вместо него ввести другую проверку знаний. Например, 13 января 2025 года депутат Государственной думы Ярослав Нилов заявил, что ЕГЭ не отвечает современным вызовам времени. Это давно устаревший формат тестирования знаний выпускников. Глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев считает, что сегодня ЕГЭ играет роль билета в высшее учебное заведение, но не подходит к своей роли аттестационного экзамена для выпускников школы.
В то же время остаются достаточно убедительными высказывания педагогического и научного сообществ, которые считают, что ЕГЭ помогает детям из маленьких провинциальных городов поступать в престижные столичные вузы и дальше строить свою карьеру. Видимо, это мнение разделяют много экспертов. Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев заявил, что в 2025 году ЕГЭ отменяться точно не будет. Тем не менее глава комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов утверждает, что процесс отказа от единого государственного экзамена в России уже запущен. В качестве доказательства он привел факты об изменении некоторых правил сдачи теста в прошлом году и все больший интерес экспертного сообщества к интегральному методу оценки знаний выпускников.
Эксперты говорят, что к болонской системе образования ЕГЭ не имеет никакого отношения и его возможная отмена связана с реформированием всей системы высшего и среднего образования в России. Это тренд времени.

Законопроект об отмене ЕГЭ
Предложения об отмене единого государственного экзамена поступали в Госдуму несколько раз начиная с 2011 года. Последнее было направлено в 2024 году. Несмотря на лоббирование этого проекта тремя партиями — ЛДПР, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» и КПРФ, — последний вариант, как и все предыдущие, не прошел дальше первого чтения.
В качестве альтернативы ЕГЭ законотворцы предложили традиционные экзамены, которые были в советской школе. Законопроект был отклонен, так как, по мнению большинства депутатов, при замене тестирования на другие формы проверки знаний может быть разрушен социальный лифт, позволяющий талантливым детям из провинции поступать в вузы крупных городов, тем самым будут нарушены их права на равные возможности получения образования.
Что будет, если отменят ЕГЭ
ЕГЭ может быть заменен другой формой аттестации учащихся. Рассмотрим, какие плюсы и минусы может принести такое новшество выпускникам.
1. Придется менять законодательную базу. Сегодня сдачу ЕГЭ регулируют несколько федеральных законов, в частности Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
2. У выпускников из провинции исчезнет возможность получить несколько попыток поступления на бюджет в разные вузы. Сегодня дети могут подать документы сразу в пять высших учебных заведений и пройти конкурс по результатам ЕГЭ.
3. При очном экзамене и интегральной оценке знаний преподаватели могут быть более субъективными и занизить оценку по несущественным причинам, например, потому, что какой-то ученик им не нравится или носит не ту прическу.
4. При отсутствия ЕГЭ исчезнут критерии, которые дорабатывались и уточнялись в течение последних двух десятилетий и сегодня представляют наиболее четкую систему оценки знаний учащихся.
5. При ЕГЭ выпускник сам выбирает предметы, которые хочет сдать. При интегральной системе оценки знаний ему придется сдавать даже те дисциплины, которые он не будет изучать в дальнейшем, и они ему больше не пригодятся.
6. При подготовке к ЕГЭ ученик может сосредоточиться на нескольких предметах и уделить им наибольшее внимание. А сдача всех экзаменов приведет к усреднению общего балла выпускника.
7. Результаты ЕГЭ действительны четыре года. Если ребенок по какой-то причине не смог поступить в вуз сразу после школы, он может воспользоваться этим правом в дальнейшем.
Из плюсов отмены ЕГЭ — уменьшится стресс. Многие дети настолько боятся единого государственного экзамена, что решают уходить из школы после 9-го класса. А другие падают в обморок во время тестирования. Последний выпускной год они живут в искусственной атмосфере нагнетания страхов и панических настроений, что если они не сдадут ЕГЭ на высокий балл, то их жизнь окончена.
Еще один плюс — не надо будет тратить столько денег на репетиторов.
Как мы видим, на сегодняшний день полноценной альтернативы единому государственному экзамену не существует.
Чем планируют заменить ЕГЭ
Предложений, какая может быть альтернатива ЕГЭ, несколько. Но все они недостаточно продуманы на сегодняшний момент. Например, есть такая идея: рассчитать средний балл по каждому предмету, который изучал школьник, и добавить к нему оценку, полученную им на традиционном экзамене, как в советской школе.
Как будет проводиться поступление в университеты, если отменят ЕГЭ
Депутаты хотят вернуть образование, которое было в СССР. Они с таким упоением вспоминают систему Советского Союза, что, видимо, совсем не помнят тех минусов, которые она с собой несла.
Если отменят ЕГЭ, то, скорее всего, вернутся вступительные экзамены в вузы. А это снова приведет к коррупции и взяткам. Обычно в СССР на престижные специальности поступали те, кто имел блат (еще одно словечко из советских времен), то есть студенты, у родителей которых были соответствующие связи и знакомства. Дети из провинции не были конкурентами москвичам и жителям мегаполисов. Поэтому шансов на поступление у них было значительно меньше.

Мнение экспертов об отмене ЕГЭ
— Прежде всего, мы должны понимать, что наши реальные дети учатся не в Хогвартсе. И если образование в современном мире всеобщее, массовое, а его результаты становятся главными в конкурентной борьбе при поступлении в вуз, то мечтать об идеальной системе, максимально полно отражающей индивидуальные возможности каждого, бессмысленно. Любая система оценок всегда будет в большей или меньшей степени формализованной и усредненной. Кроме того, в любой подобной системе довольно быстро накапливаются негативные тенденции, которые вызывают критическое отношение к ним общества, — говорит наш эксперт Светлана Ушакова.
Надо ли отказываться от ЕГЭ? Однозначного ответа нет. Во-первых, есть ли альтернатива? Во-вторых, если сделать это резко и сразу, то ближайший очевидный результат — это скорее хаос, чем революционное улучшение. И как сделать, чтобы ЕГЭ не был самым «ужасным ужасом» для выпускника и при этом более полно и объективно отражал и его возможности, и его знания? Возможно, ситуацию улучшит обсуждаемое сегодня специалистами и общественностью введение дополнительной так называемой интегральной оценки, учитывающей достижения ученика в разных сферах и включающей средний балл по всем школьным предметам.
— На мой взгляд, проблема лежит в несколько иной плоскости. Самое главное: и семья, и школа должны понимать, что если ребенок реально имеет системные, глубокие знания и умеет их применять в разных ситуациях, то, в принципе, неважно, по какой методике их будут проверять, — он справится с любой системой проверки. Мне кажется, сегодня в массовом образовании мы недорабатываем именно здесь: судорожно пытаемся механически прорешать как можно больше разных, но плохо связанных между собой типовых задач вместо того, чтобы хорошо увязывать элементы знания между собой, учить рассуждать и развивать умение видеть сущность, природу той или иной задачи. Поэтому упор надо делать на эффективные методики, на качество обучения, в том числе и на развитие речи, при помощи которой мы все и рассуждаем, — считает Светлана Ушакова.
Главное об отмене ЕГЭ
Единый государственный экзамен является итоговой аттестацией для учащихся выпускного класса средней образовательной школы. Вспомним основные моменты, связанные с ним.
1. ЕГЭ был введен в общеобразовательных школах в 2001 году.
2. По мнению педагогического и научного сообщества, он является социальным лифтом для детей из провинции, которые хотят получить бесплатно хорошее образование.
3. Несмотря на негативное отношение к ЕГЭ в обществе, плюсов тестирования значительно больше, чем минусов.
4. Дискуссия о необходимости замены единого государственного экзамена в обществе идет уже много лет.
5. Предложения об отмене единого государственного экзамена поступали в Госдуму несколько раз начиная с 2011 года, но не проходили дальше первого чтения.
6. Если отменить ЕГЭ, придется менять законодательную базу.
7. На сегодня четкой альтернативы единому государственному экзамену нет.
8. Возможно, на смену ЕГЭ придет интегральная система оценки знаний учащихся.
9. Упор надо делать не на механическое натаскивание на сдачу ЕГЭ, а на эффективные методики, качество обучения, в том числе и на развитие речи, при помощи которой мы все и рассуждаем.
Список источников:
1. Карташева В. Депутат Нилов заявил, что процесс отказа от ЕГЭ уже начался. Парламентская газета. 2025.
2. Глава Рособрнадзора заявил об отсутствии планов отменять ЕГЭ в ближайшие годы. Интерфакс. 2025.
3. Законопроект № 386869-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“». В архиве.
4. Речи об отмене ЕГЭ в ближайшие годы не идет, заявил глава Рособрнадзора. РИА «Новости». 2025.
5. Степанова А., Белоусова А. «Получится новая, современная формула оценки»: в Госдуме заявили о начале процесса отказа от ЕГЭ. RT на русском. 2025.