Можно выделить несколько этапов развития нервной анорексии.
1. Первичный, или инициальный период длится от 2 до 4 лет. В это время наиболее ярко проявляется синдром дисморфомании – бредовые или сверхценные идеи недовольства собственной внешностью, депрессия и стремление к коррекции мнимого недостатка.
Если человек не ест, чтобы похудеть, и вес у него ниже 47 кг, это считается анорексией.
Я не понаслышке знаю, что это такое. Мои пациенты при абсолютно нормальной массе тела часто пишут: «я жирная», «у меня толстые ноги, живот, щеки и т.д.».
Интересно, что недовольство собой часто возникает именно тогда, когда появляются естественные для подросткового возраста изменения. Например, девочка 14 лет искренне недоумевает: «Почему я поправилась за последний год на 5 кг»?
Как же формируется подобный синдром и как понять, что у ребенка анорексия? Больной уверен, что не соответствует тому идеалу, который он себе создал. Этим идеалом может быть человек из ближайшего окружения, часто – это кино- и телезвезды. Причем в данной ситуации критическое мнение окружающих – родителей, врачей, как правило, не имеет силы.
Впрочем, подростки настолько ранимы, что любое неосторожное замечание родителей, сверстников или педагогов может стать пусковым механизмом к развитию анорексии. Одна моя пациентка в 14 лет резко ограничила себя в питании после того, как девочки на уроке физкультуры заметили, что когда она бежит, у нее «трясутся щеки».
В этот период у детей также могут наблюдаться аффективные расстройства, выраженные в ухудшении настроения: чем меньше удается снизить массу тела, тем хуже настроение. Одна из характерных жалоб, сигнализирующая о приближении заболевания, – «не хочу идти в школу/колледж/институт, надо мной все смеются».
2. Аноректический этап начинается с активного стремления к коррекции внешности и условно заканчивается похуданием на 20-50% от исходной массы, развитием вторичных соматоэндокринных сдвигов, олигоаменореи (уменьшении менструации у девушек) или аменореи (полным ее прекращением).
В этот период больные стараются снизить массу тела самыми разнообразными и доступными им способами, причем поначалу тщательно скрывают это от окружающих. Они начинают буквально истязать себя физическими нагрузками. Одновременно сокращают объем пищи, исключают продукты, богатые белком и углеводами. Затем они садятся на жесткую диету и едят преимущественно молочно-растительную пищу.
Кроме того, они делают все стоя, много ходят, сокращают сон, стягивают талию поясом или шнурами для того, чтобы пища «медленнее всасывалась».
Упражнения типа «сгибание–разгибание» при нарастающем похудании порой настолько интенсивны, что приводят к травмированию кожи в области крестца, лопаток, по ходу позвоночника, на месте стягивания талии.
В первые дни диеты чувство голода может отсутствовать. Затем организм начинает требовать питание. И тогда больные начинают поиски других способов похудания. Среди них прием слабительных, нередко в очень больших дозах, применение клизм. Эти меры могут привести к слабости сфинктера, выпадению прямой кишки.
Другой самый распространенный способ похудания при выраженности чувства голода – искусственно вызываемая рвота. Сначала больные жуют, а затем сплевывают пищу. При частом вызывании рвоты эта процедура упрощается: больным достаточно сделать отхаркивающее движение или, просто наклонив туловище, нажать на эпигастральную область и вся съеденная пища выбрасывается без тягостных вегетативных проявлений. Больные называют это «срыгиванием».
Анорексия - это очень страшная болезнь. У меня ею болела подруга и крестная дочь. Подруга в итоге лежала под капельницами в больнице и 3 месяца у психиатра, у нее организм отказался уже принимать еду и не переваривал ее, отказали почки, в итоге кормили в больнице через капельницы, приучали организм кушать.
Если рассматривать последовательность развития нарушений, получается следующая картина. Сначала больные ходят по магазинам и «зрительно наедаются», стремятся готовить пищу с этой же целью, испытывая большое удовольствие, слизывают остатки пищи с ножей и ложек. Постепенно мысли о еде становятся навязчивыми. Больные заготавливают себе огромные количества еды. Часто они «закармливают» своих близких, прежде всего младших братьев и сестер. Следующий этап – жевание и сплевывание, далее – искусственно вызываемая рвота. Искусственно вызванная рвота часто сочетается с булемией – непреодолимым голодом, когда практически отсутствует чувство насыщения. Естественно, в ход идут и различные медикаментозные средства, прежде всего «Сибутрамин». Развивается патологическое пищевое поведение.
Все это время у больного нервной анорексией наблюдаются психопатологические расстройства, своеобразные навязчивые явления. Сохраняется страх перед едой, ожидание чувства сильного голода, необходимости вызывать рвоту, а также навязчивый подсчет калорий в съеденной пище.
На этом этапе, несмотря на значительное похудание, у больных практически отсутствует физическая слабость, они остаются очень подвижными, деятельными, работоспособными.
Хотя нередко бывают приступы удушья, сердцебиения, головокружения, усиленной потливости, которые возникают спустя несколько часов после приема пищи.
3. Кахектический период наступает, когда у больного диагностируется дистрофия внутренних органов. Похудание значительно убыстряется, у больных полностью отсутствует подкожная жировая клетчатка, нарастают дистрофические изменения кожи, мышц, развивается миокардиодистрофия, фиксируются брадикардия, гипотония, акроцианоз, снижение температуры тела и эластичности кожи, уменьшается содержание сахара в крови, появляются признаки анемии. Больные быстро мерзнут, отмечается повышенная ломкость ногтей, выпадают волосы, разрушаются зубы.
На этом этапе заболевания больные перестают критически смотреть на свою внешность, но продолжают упорно отказываться от еды. Теперь они ведут малоподвижный образ жизни, у них наблюдаются запоры, снижается артериальное давление. Выраженные водно-электролитные сдвиги могут приводить к развитию болезненных мышечных судорог. Такое состояние без медицинской помощи может иметь печальные последствия. Обычно таких больных, нередко насильственным путем, госпитализируют.
К счастью, большинство пациентов обращаются к врачу еще до развития тяжелой стадии заболевания. В таких случаях выздоровление может наступить спонтанно без врачебного вмешательства. В тяжелых случаях медицинская помощь включает в себя обязательное стационарное лечение, назначение лекарственной терапии, психотерапию больного и членов его семьи, восстановление нормального режима питания с постепенным увеличением калорийности пищи.