Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Статьи,

«Моему сыну диагностировали аутизм в 16 лет»: история мамы особенного подростка

Татьяна всегда замечала: одному из ее детей требуется гораздо больше внимания, чем остальным. В школе ситуация только усугубилась. Однако о том, что у ее сына аутизм, она узнала лишь в прошлом году, когда Семену исполнилось 16 лет. Рассказываем его историю во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.


«Наверное, это ошибка»

По образованию я учитель ИЗО и черчения, воспитываю пятерых детей: четырех подростков (17, 16, 14, 12 лет) и маленькую дочку (3 года). Пять лет назад мне предложили вести занятия по подготовке детей c расстройствами аутистического спектра (РАС) к школе в фонде «Открыть мир». Я согласилась и работаю там по сей день. Тогда я еще не знала, что у одного из моих детей тоже аутизм.

Сомнения по поводу Семена, второго сына, у меня были всегда. Он с раннего возраста выделялся на фоне остальных детей, словно перетягивал одеяло на себя, постоянно требовал больше внимания. И я снова и снова в мыслях возвращалась к этому вопросу. У сына были проблемы с речью — мы шли к логопеду, а после панических атак обратились еще и к психологу. Но не хватало какого-то важного объединяющего звена.

В ноябре прошлого года я все же решилась пройти с Семой диагностику. Тестирование показало: у сына 7 из 10 по шкале оценки РАС. Когда я узнала об этом, мне, как ни странно, даже стало немного легче.

Когда у ребенка возникают проблемы, ты бросаешься их решать, словно заделываешь дыры в корпусе корабля. Но всей картины ты не видишь и не понимаешь, сколько еще появится пробоин и, самое главное, где. Теперь же пазл сложился, я поняла, что все проблемы были симптомами одного диагноза, который я наконец узнала — и поняла, как могу помочь.

Сложнее было сообщить обо всем Семену. Ему 16 лет, уже большой, выше меня ростом. Мне было страшно, я не знала, как не напугать его, не расстроить его. Как сделать так, чтобы сын не почувствовал себя «не таким, как все». Он бывал у меня на работе в фонде, знал, какими бывают люди с аутизмом, но видел более тяжелые случаи, чем у него.

Сначала Сема отреагировал в духе: «Наверное, это ошибка». До сих пор переспрашивает меня время от времени. Хотя его самого все это время тревожил вопрос, что с ним не так.

Дом — школа — дом

Все эти годы Семен учился в обычном классе общеобразовательной школы. Учеба давалась ему с трудом, мы вместе делали все уроки. С остальными детьми мне не приходилось столько заниматься. По сути, я была его тьютором.

Весь первый класс сын просто не мог адаптироваться, не понимал, что происходит вокруг, куда ему идти. Класса до седьмого он не знал, как зовут одноклассников. Спрашиваю его: «С кем ты сидишь?» Он в ответ: «С девочкой». Как зовут — не знает. Совершенно не контактировал с детьми.

До сих пор мне сложно понять, как прошел его день, никаких подробностей не расскажет. Иногда сам говорит: «Мам, нам что-то задавали, но я ничего не понял. Узнай ты».

Недавно он побывал в лагере, который фонд «Открыть мир» организует для детей с аутизмом, — там адаптированная для них среда. Семену хватило пяти дней, чтобы в его поведении и мироощущении начались серьезные подвижки. 

В лагере они делились на команды и снимали кино, и в этом году он неожиданно вышел на сцену, участвовал в школьном спектакле. У Семы появился интерес ко внеучебным мероприятиям. Раньше мне ни на один кружок его затащить не удавалось. Так и жил: дом — школа — дом.

Вопросы без ответов, сочинения и барабаны

У Семена полная сохранность интеллекта. Иногда он приносит такие сложные и глубокие сочинения! У него очень пытливый ум, с детства ставит меня своими вопросами в тупик. Вместе ищем ответы.

К урокам Сема относится даже слишком серьезно. Учит параграфы чуть ли не наизусть, может не спать ночами от волнения. Оценки у него хорошие, хотя я и стараюсь говорить, что они не так важны. Я вижу, что стресс плохо сказывается на здоровье сына. После экзамена по физике у Семы село зрение — вот такая цена пятерки.

Когда сыну поставили диагноз, специалист посоветовала идти в 10-й и 11-й класс, а затем — в вуз. Говорят, там дети более толерантны. 

У Семена очень много интересов, но вывести их из разряда разговоров на кружок мне долгие годы не удавалось.

В этом году я подарила ему пробное занятие в школе игры на барабанах, сходила вместе с ним. Сначала сын запаниковал, но потом ему так понравилось, что он захотел заниматься дальше.

Сейчас мы с ним ездим на занятия в музыкальную школу через весь город, я ему показываю улицы, мы заходим в кафе, сын потихоньку учится пользоваться общественным транспортом самостоятельно. Спустя столько лет я наконец нашла интерес, который вытащил его из дома!

Главное, чтобы сын нашел себя

Другие дети с РАС, может, и сталкиваются с буллингом, но мой сын, кажется, понимает, как вести себя в социуме. В классе он сам по себе, но его не трогают, уважают. У него есть один друг, он тоже держится особняком.

Сема меня к школе не подпускает, понимает, как надо себя вести. Он не будет на улице или в школе размахивать руками, если ему надо успокоиться. Приходит домой, берет со своей полки сломанные наушники, разные веревочки — перебирает, трясет их в руках и постепенно успокаивается. Хождение из комнаты в комнату тоже помогает прийти в себя.

Причем Семен как-то сам, наблюдая за другими, понял, как не надо вести себя в общественных местах. Может, анализировал, над чем ребята смеются, что воспринимают негативно. Единственный раз у сына были проблемы, когда к нему пыталась приставать девочка. Она его толкала, пыталась привлечь его внимание. Но Сема не знал, как себя правильно вести в такой ситуации, и злился. В итоге она через какое-то время к нему подошла и просто предложила дружить.

Сейчас над нами висит большой вопрос: что дальше?

К школе он привыкал долгие годы, как сложатся его отношения в новом учебном коллективе? Как сделать так, чтобы это снова не растянулось надолго? Я стараюсь решать проблемы по мере поступления и далеко вперед не загадывать.

В последнее время Семен очень много говорит о работе, что это важно — иметь свое дело, развивать свои таланты. 

Мне бы хотелось, чтобы он нашел себя, жил самостоятельно, стал независимым человеком. Пусть у него будут верные друзья, которые всегда помогут!

Читайте также: 

Аутизм: как не пропустить «первые звоночки»

11 известных и успешных людей с аутизмом

Личный опыт: как живет мама ребенка с аутизмом

Смотрите интересный ролик:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
15
Виктория Александрова
Убейте меня, но не могу понять как может мама 5 детей понять, что у сына аутизм только к его 16 годам! У моего только какие-то звоночки появились к 2ум, но я уже ставила всех на уши потому что он отличался от старшей дочери, от окружающих детей именно по общению, которое ему не было нужно, и по познавательной деятельности. Сейчас сыну 2,9 года, продолжаем посещать занятия у нейропсихолога и дефектолога, и, хотя врачи РАС не поставили, а только ЗПРР, но одним местом чувствую, что позднее это будет именно РАС.
СсылкаПожаловаться
Оксана
В ответ на комментарий от Виктория Александрова
Виктория Александрова
Убейте меня, но не могу понять как может мама 5 детей понять, что у сына аутизм только к его 16 годам! У моего только какие-то звоночки появились к 2ум, но я уже ставила всех на уши потому что он отличался от старшей дочери, от окружающих детей именно по общению, которое ему не было нужно, и по познавательной деятельности. Сейчас сыну 2,9 года, продолжаем посещать занятия у нейропсихолога и дефектолога, и, хотя врачи РАС не поставили, а только ЗПРР, но одним местом чувствую, что позднее это будет именно РАС.
СсылкаПожаловаться
Всегда отгоняешь от себя мысли такие...понятно что само собой не уйдет это, нужно адаптировать к жизни..
СсылкаПожаловаться
Тот Лилек
Он пишут "аутистичного спектра" - весь спектр от и до - никто не наблюдал. Бывает, что хорошо бщается с младшими из семьи, бывает, что только с мамой. Иногда таих детей специально кто-то в школе "подначивают" чтобы как-то вывести из равновесия, из углубленной"спячки" - ведь они замечают почти только себя. Иногда сказывается сильно на почерке, на познавательных возможностях, но если работаешь на две работы - времени может не оставаться на всех. Хорошо бы не появился другой диагноз, например"шизофрения" - ведь там сильные медикаменты. Очень деликатный вопрос с диагнозом и только недавно появились надежные методы, опять же в переводе с английского. все мы очень критичны к другим и неза мечаем себя.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
MilaЧто делать и как? Быть или или
Добрый вечер/день/утро! Тему не анонимно создаю, потому что к анонимам предвзятое отношение на форуме. Дано, есть квартира однушка, оформлена на мужа, он по доброте пустил пожить на начальном этапе...
196
АнонимА вы бы смолчали?
Жену брата, мне в отдел навязала мама. Хотела как лучше, а получилось как обычно в жизни бывает. Невестка меня подставила и как оказалось, готовилась к этому достаточно долго. В результате, она пол...
149
Нос кругляшком, хвост крючком... Вот в наше время...
Приветствую форум!
Соскучилась. Тема такая. У меня возле подъезда частенько встречается одна бабушка, мне кажется, она меня таки осуждает!)))
Я, например, звоню мужу, если закуплюсь превыше своих...
145
АнонимА кто жил факт.браком до свадьбы, вы отмечаеие оба дня?
То есть дату начала совместной жизни и дату  бракосочетания?
Или нет?
76
Амина СадыкиПринц Филлип.
Интересный человек оказался. С тяжелым детством.
74
ТатьянаФорум-сила!
Добрый день. Поделитесь опытом работающие (практически беспробудно) родители, как вы проводите (или проводили) лето между первым и вторым, вторым и третьим классами. Ребенок еще не настолько большо...
41
Подпишитесь на нас