Координатор «Лиза Алерт» Виктор Дулин: «Бабушки на скамейках лучше видеокамер»

Как гиперопека провоцирует подростков на побег и по каким причинам чаще всего пропадают малыши, — рассказывает координатор поисковых операций, волонтёр «Лизы Алерт» Виктор Дулин.
Редактор, мама двух девочек
2017-05-26_Дулин_Курск_Поиск_Мелехова__cpqcWik
Источник: Фото из архива «Лиза Алерт»

Ребёнок не должен бояться возвращения

За детьми надо следить, просто следить — и тогда трагедий будет гораздо меньше. Особенно на природе и особенно пока ребёнок маленький.

Надо стараться предвидеть опасности и прогнозировать поведение малыша. И, конечно, объяснять правила поведения в лесу, в городе и дома, говорить о том, что ни в коем случае нельзя уходить с чужими людьми. И самое базовое: дети не должны бояться, что их накажут, если они убегут или потеряются.

Часто ребята опасаются возвращаться из-за страха наказания. Даже совсем малыши понимают, что сделали что-то не то, и боятся. Им сложно осознать, что они виноваты лишь в том, что они маленькие и потерялись из-за минутного импульса, любопытства или просто заблудились и запаниковали.

DSC_1145
Источник: Фото из архива «Лиза Алерт»

Вот был случай: пропал мальчик лет пяти. Достаточно бедная семья, смотреть за ребенком было особо некому, все работали. И как-то он пошёл гулять один и потерялся. А там были большие поля, перелески — достаточно места, чтобы пропасть.

Интересно вот что: ребенок сам нашёл дом, и в общем-то собирался вернуться, но когда увидел, что его пропажу заметили, что приехала толпа людей на поиски, то испугался и снова спрятался.

Несколько суток шёл поиск, много народу участвовало: Росгвардия, полиция, местные добровольцы из колхозов, наши поисковики. К счастью, нашли живым. Правда обессиленным.

Малыши теряются из-за своего любопытства

По нашей статистике, дети чаще всего не теряются, а убегают сами. Для себя мы выделяем несколько возрастных групп, каждая из которых пропадает по собственным причинам.

В самом нежном возрасте дети в большинстве случаев теряются или убегают, потому что чем-то заинтересовались, проявили любопытство, которое не было удовлетворено, и они пошли на разведку — и в итоге заблудились.

После пяти-шести лет ребята уже могут убежать из-за какой-нибудь фантазии, идеи, но умыслом это назвать ещё сложно.

У нас был случай, маленький мальчик доехал с «Речного вокзала» почти до «ВДНХ». И когда его нашли и спросили: «Ты куда собрался, родной?» Он ответил: «Я поехал путешествовать». Вот что тут скажешь?

В предподростковом возрасте дети могут потеряться, потому что переоценили свои силы, не рассчитали, понадеялись на память, а она подвела. В Брянской области был случай. Мальчик лет десяти поехал на велосипеде за мороженым — втайне от родителей, и на обратном пути пропал.

03_как_SAN_7794
Источник: Migration

Когда мы нашли велосипед, то подумали о возможном криминале, потому что велик был сломан и брошен, все это выглядело как маленькое ДТП. Оказалось, ребёнок не смог тащить велосипед, у которого не крутилось колесо, бросил его, свернул не туда, заблудился и влез в болото, где и провел двое суток. Нашли его на отклик: он отозвался, был в состоянии. Порезанный осокой, голодный, но в целом — без тяжёлых повреждений.

Подростки сбегают из тюрьмы, которую им устраивают родители

В предподростковом и подростковом возрасте дети начинают сознательно убегать из дома. Скажу больше: большинство наших поисков детей — это розыск таких вот «бегунов».

Побег ребёнка из дома может быть связан с отношениями в семье, особенностями характера, проблемами в школе. Причин убежать у ребёнка может быть много, но довольно частая — гиперопека.

В какой-то момент родители обнаруживают, что ребёнок вырос, но не ослабляют контроль, а наоборот — закручивают гайки, чтобы чего не натворил.

Они не понимают, насколько подростку нужна своя территория, и речь здесь не столько об отдельной комнате, сколько о свободе быть собой, распоряжаться своей жизнью, доверять себе. Дети по сути сбегают из тюрьмы, которую им устраивают их же родители.

Причем — обычные, нормальные дети, без диагнозов. И не принципиально — богатая семья или бедная, проблемы одинаковы у всех.

Вот вчера у нас за вечер пять подростков пропали — потом нашлись, живы, все хорошо. Половина успешного поиска — это разговор с родителями, со свидетелями, с друзьями ребенка, с окружением, отслеживание соцсетей. Это обычная работа, достаточно кропотливая, но обеспечивающая понимание того, куда этот ребенок мог пойти, где он может прятаться, какой у него характер и чего от него в принципе можно ожидать.

Помимо гиперопеки важной причиной для побега у ребенка может стать тотальное безразличие, когда родителям совершенно все равно, что происходит с их ребенком, или тяжёлые бытовые условия, нездоровая атмосфера в семье.

DSC_4371
Источник: Фото из архива «Лиза Алерт»

В Москве произошла такая история: пропали пятеро детей. У двух из них были нормальные семьи, о детях беспокоились и, собственно, их искали, а другими тремя родители вообще не занимались.

Мы приехали в общежитие, где проживали эти семьи. Вышла мама в совершенно непонятном состоянии, за ней какой-то мужчина, который попытался нас выгнать: «Что вы нас беспокоите? Два часа ночи. Вы кто такие?» Мы вежливо объяснили, мол, ваш ребенок пропал, мы его ищем и хотим с вами пообщаться. С таким отношением мы тоже, увы, сталкиваемся.

В итоге вся группа детей нашлась в достроенном, но не сданном доме. В общежитии маленькие комнатушки, никаких условий, вот дети и сбежали, нашли дом и заняли хорошую теплую светлую трёшку. Днем они бегали по большому торговому центру, зарабатывали тем, что откатывали тележки на место. Это такие тележки, в которых вставляется десять рублей. Многие их бросают у входа, а ребята оттаскивали их и забирали деньги. Сто тележек — тысяча рублей. Там же покупали себе поесть, попить, покурить, а вечером возвращались в «свою» квартиру. Они там прекрасно жили.

Раньше бабушки на скамейках заменяли видеокамеры

Иногда кажется, что раньше жизнь была безопасней. Но нет, всё было то же самое, просто о пропаже людей меньше говорили и писали. Часто родители недоумевают: сейчас всё под камерами, а мы всё равно боимся детей во двор выпускать. А раньше, мол, камер не было, но дети гуляли свободно, и никто не пропадал. Пропадали, конечно, просто мы об этом не слышали.

Камер действительно не было, но не надо забывать, что в советское время, например, была иная структура общества.

Бабушки и дедушки сидели во дворах на скамейках, смотрели в окна. Все друг друга знали, всем до всех было дело. Поверьте, это намного круче любых камер.

И в итоге контроля за детьми было не меньше, просто он иначе осуществлялся. Было другое время, другие технологии, другое общество, но глобально ничего не поменялось: малыши терялись, подростки убегали и большинство из них благополучно возвращались домой. Собственно, как и сейчас.

Посмотрите с ребенком мультфильмы о безопасности в городе от Дети Mail.ru и «Лиза Алерт». Это очень важно!