Не всем матерям удается полюбить своего новорожденного ребенка – во всяком случае, сразу. Еще недавно об этом не принято было говорить – пожалуй, до широкой огласки поста в блоге одной женщины, которая призналась, что не любит собственную дочь. Вот прямо на уровне физиологии – даже запах не переносит. Цунами осуждения, которое поднялось вокруг, не должно вводить в заблуждение: люди, озвучивающие табуированные темы, всегда вызывают общую ненависть одним фактом обнародования.
Заметим, что мы говорим не об «извергах рода человеческого», оставляющих в подъезде случайно рожденного ребенка. Вполне половозрелые, успешные, замужние, даже мечтавшие о материнстве женщины вдруг оказываются неспособны на искреннее чувство к тому, кого вынашивали в течение девяти месяцев, рожали в муках и кто теперь полностью от них зависит.
Любовь к детям базируется на твоем мировоззрении и чувстве ответственности. Странно, но о материнском инстинкте пишут больше мужчины, потерявшие свой отцовский.
Казалось бы – ну не любишь, и что? Еще в позапрошлом веке до материнской любви вообще никому не было дела: в крестьянских и купеческих семьях детей было столько, что имена забывали; высокая детская смертность воспринималась смиренно, с оттенком облегчения (минус лишний рот). Дворянских детей выкармливали специально нанятые кормилицы, матери видели их два раза в день, допуская до своей ручки утром и на ночь.
За последние двести лет количество детей на одну семью стало меньше, появился декретный отпуск (завоевание последних десятилетий). В отпрысков стали «вкладываться», их достижениями – гордиться, особенности – уважать. Материнская любовь – и ее прилюдные проявления – стали общественно одобряемым и поощряемым явлением.
Страдание по поводу собственной нелюбви к ребенку возникает не только из осознания своей «ненормальности» (все любят, а я нет), но и потому, что мудрая природа любовью облегчает труды. Когда есть любовь – все легко: не спать ночами, терпеть боль в растрескавшихся сосках, часами слушать плач.... Словом, легко делать те тысячи нудных, неблагодарных, незаметных дел, которых требует родительство. Если любви нет – все это становится каторгой, наступает полное выгорание.
Одна подруга мне на полном серьезе заявила, что у нее уже нет сил. Ребенку месяц, а она уже хочет взять няню, чтобы та по ночам мыкалась с дитем, а подруга с мужем спали... На мой вопрос, зачем рожала, – ведь 30 лет, не девочка, должна понимать, что к чему, –я получила ответ, что она думала, что все будет проще и веселее.
Конечно, причин у такой беды может быть много: инфантильность самой женщины, которая никак не может смириться с тем, что ее собственное детство завершилось; тяжелые отношения в семье, болезни – душевные и физические, гормональные проблемы, внешние обстоятельства: развод, нужда, да мало ли еще... Важно знать: материнское чувство – это не волшебный дар. Это привязанность, а привязанность можно и нужно создавать.
Чтобы привязанность к ребенку появилась скорее, необходимо:
• постоянное присутствие ребенка рядом с матерью после родов (особенно в первые три дня) – это стимулирует выработку «гормонов материнства», необходимых для возникновения привязанности;
• прикладывание к груди сразу после родов и длительное грудное вскармливание: такой телесный контакт создает неповторимое чувство близости и нежности к ребенку;
• уверенность в своих силах. Очень часто старшие родственники дают понять женщине, что она ничего не понимает в том, как нужно растить младенца. Беря на себя все хлопоты о ребенке, они отстраняют от них мать, которая перестает чувствовать себя нужной, а в конечном счете так и не получает возможности освоить науку материнства. В идеале помощь родственников должна ограничиваться домашними делами: приготовление еды, уборка и т. п., но не забота о младенце, которым должна заниматься мать. Она обязательно должна иметь возможность и время находиться наедине с малышом, чтобы они могли лучше узнать друг друга.
«Ад – это комната, где вы заперты с младенцем, который никогда не вырастет»
Марина Цветаева – пример трагической материнской «нелюбви» (кстати, такая же нелюбовь у отца осуждается куда меньше). Поэтесса так и не полюбила свою младшую дочь – «дефективную», как она ее называла, Ирину, умершую 2-летней от голода, покинутую в приюте. Цветаева, ухаживающая в этот момент за любимой старшей дочерью, которая была тяжело больна, даже не поехала на похороны. «На одного маленького ребенка в мире не хватило любви», – мать и не отрицала своей вины. Многие поклонники поэтессы отвернулись от нее, узнав о судьбе девочки.
Даже если привязанность к ребенку не возникла сразу после родов, воспитать ее в себе возможно. Материнские чувства обязательно появятся, если женщина искренно стремится к ним. Природа поможет в этом: гормоны и генетика сделают свое дело, и молодая мама обязательно полюбит своего малыша, пусть на это и потребуется некоторое время.
Читайте также: Как вырастить ребенка счастливым: 13 простых правил