Умение одеваться самостоятельно – очень важный навык. Его необходимо освоить к моменту посещения детского сада. Примерно в 2-3 года у малыша наступает период, который в психологии называют «я сам». Речь идет о времени, когда в ребенке просыпается интерес и желание копировать действия взрослых. Он пытается самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, с удовольствием убирает игрушки в своей комнате, учится одеваться и раздеваться.
А мы сами стали одеваться только когда пошли в сад - сработал стадный рефлекс. До этого я пыталась научить, но было бесполезно: начинал истерить.
Кстати, оттачивание навыка, чаще всего, начинается именно с раздевания. Не препятствуйте этому, пусть малыш сам снимет шапку, стянет носки и попытается вывернуть на лицевую сторону колготки. Как правило, к полутора годам у него это отлично получается. Если нет, не спешите, словно супермен, бросаться на помощь. Ребенок должен учиться справляться со сложностями самостоятельно. Впрочем, если малыш застрял на середине и очевидно, что дальше не справится, мама может выручить его. Однако делать за него всю работу не рекомендуется, только слегка помочь, подтолкнуть. В противном случае можно подавить интерес к получению навыка у ребенка.
Безусловно, на этом этапе процесс одевания может занимать довольно много времени. Это необходимо учитывать, планируя распорядок дня. То есть, в гости или в поликлинику лучше начать собираться заблаговременно, чтобы маме не приходилось нервничать и раздражаться на малыша. Торопить и, тем более, называть «копушей» специалисты тоже не советуют. Прямо сейчас ребенок проходит важный развивающий урок, набирается опыта, тренирует моторику.
Если ребенок не слишком проявляет инициативу в освоении навыка одевания, родителям придется его подтолкнуть. Только делать это, естественно, следует деликатно, незаметно. Например, колготки можно надеть до колен, а малышу предложить закончить работу.
В период начала оттачивания навыка маме и папе нужно тщательно выбирать одежду. От вещей со сложными пуговицами, кнопками и шнуровками лучше отказаться. Скажем, кроссовки на шнурках можно заменить обувью на липучках. Свитера и футболки должны быть со свободными горловинами или с прорезью сбоку, скрепленной кнопками. С ней ребенок справится легче. А успех возбудит в нем желание осваивать навык дальше.
Учиться одеваться можно с помощью сюжетно-ролевых игр. Предложите малышу надеть на любимую куклу нарядное платье, а потом поменять его на юбку и кофточку. Дети наверняка с удовольствием откликнутся на призыв поиграть в пиратов или трех мушкетеров. И уж совершенно точно они самостоятельно захотят одеться для игры – повязать на глаз повязку или приспособить полотенце под плащ Д ́артаньяна. Одеваясь, фантазируйте вместе с ребенком. Пусть голова будет Луной, а шапка - космическим кораблем.
Собираясь на улицу, можно предложить устроить состязание на одевание. Помните, что ребенок должен в конечном итоге выйти победителем в этой игре. В таком случае, в следующий раз ему захочется справиться с задачей еще лучше и быстрее. Распечатайте подобие медалей, наклейте их на картон и вручайте при каждой победе. Это не только доставит ребенку радость, но и будет способствовать формированию лидерских качеств.
Мой пока не умеет одеваться. Ему 2 года и 2 месяца. Мне уже предъявляли претензии в садике. Но я считаю, что еще немного рано. Ручки он подает, ножки сам пытается в обувь засунуть.
Специальные «игры-шнуровки» помогут детям развить мелкую моторику и обучат справляться с обувью на шнуровке. Аналогичную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Для этого нужно взять отрезок материи и нашить на нее различные средства «крепежа» одежды – кнопки, молнии, пуговицы различных форм, липучки, отверстия для шнурков.
Чтобы дети запомнили правильную последовательность вещей при их надевании, можно поиграть с ними в бумажные куклы. Это простая игрушка, которую можно сделать своими руками, незаслуженно забыта современными родителями. Ее развивающее свойство бесспорно.
Ребенку бывает непросто запомнить, где «перед», а где «зад» у одежды. Помочь ему можно с помощью аппликаций, которые нужно временно нашить на одежду.
Психологи говорят, что малыша очень важно приобщать и к выбору одежды. Предложите ему вместе проанализировать содержимое гардеробного шкафа, поинтересуйтесь, что бы он хотел надеть. Не надо ругать и отвергать его идеи, если вещи скомпонованы неудачно, объясните почему: слишком тепло/холодно для погоды за окном, несочетаемость цветов и т.д. Таким образом у малыша будет развиваться чувство стиля.
Обязательно хвалите ребенка за каждое успешное одевание. Это будет стимулировать его проявлять инициативу в дальнейшем. Как правило, к 5-6 годам ребенок может полностью одеваться без посторонней помощи.