Мы, взрослые, прекрасно понимаем, чем ценны посещения музеев. Музеи – это часть культуры, это память, это история, причем история осязаемая, наглядная. Конечно, мы хотим приобщить к истории своих детей, мечтаем видеть их культурными и разносторонне развитыми. Мы стремимся дать им возможность «один раз увидеть» то, о чем можно «сто раз услышать», но так и не составить представления.
В Лондоне несколько лет назад музеи сделали бесплатными для посещения. В результате подавляющее большинство посетителей -местные жители, семьями охотно проводят там досуг. Что совсем неплохо для нации.
Только подрастающее поколение, почему-то, не всегда разделяет наши устремления: музейные экскурсии нередко кажутся ему скучными и утомительными. Как же избежать негативных ассоциаций с музеями и выставками у наших детей?
Естественно, очень многое зависит от возраста ребенка. Как утверждают психологи, свой первый осознанный поход в музей ребенок способен осуществить не раньше, чем в три года, но в большинство музеев можно брать детей любого возраста, хоть грудничков, правда, вряд ли это поспособствует существенному расширению их кругозора. Конечно, у каждого правила есть и не всегда приятные исключения: летом 2014 интернет-общественность бурно обсуждала случай, когда в Санкт-Петербурге россиянку с ребенком не пустили в музей.
На самом деле, превратить посещение музеев в один из приятных способов проведения семейного досуга – вполне в наших силах, стоит только немного постараться. Разумеется, начинать лучше с самого первого похода в музей. Если же он давно позади, можно начать со следующего, главное – основательно подготовиться к этому мероприятию.
Итак, вы решили сходить с ребенком в музей. С чего начать, и чему стоит уделить особое внимание?
1. Выбираем музей
Музеи есть почти в каждом городе нашей страны, но в небольших поселениях они, как правило, имеют сугубо историко-краеведческую направленность. Это не совсем то, чем обычно интересуются дошкольники и младшие школьники, а потому знакомство с историей и традицией родного края лучше отложить до достижения ребенком чуть более сознательного возраста. В идеале, первые походы в музей должны соответствовать интересам ребенка и быть для него увлекательными.
Каждый родитель знает, что может вызвать любопытство у его сына или дочери. Так, одному мальчишке будет интересно посмотреть на военную технику, другому – на чучела редких животных. Девочке может понравиться в музее игрушек или истории костюма. Дети помладше с удовольствием слушают сказки и будут рады увидеть среди экспонатов сказочных героев. Предпочтения подрастающей личности нужно обязательно учесть заранее – в этом состоит один из залогов успеха всего мероприятия.
2. Подготавливаем «почву»
Посещение музея окажется более плодотворным и доставит больше удовольствия как детям, так и взрослым, если оно станет логическим продолжением изучения какой-либо темы. Поэтому, запланировав визит в Палеонтологический музей, расскажите ребенку о теориях возникновения жизни на земле, почитайте с ним иллюстрированные книги о древних растениях и животных. Собираясь в Музей космонавтики, можно ближе познакомить ребенка с космической тематикой, и так далее.
Особого, «ювелирного» подхода может потребовать подготовка к посещению ребенком картинной галереи. Дело в том, что до определенного возраста не все дети способны выстаивать перед полотнами, проникнувшись чувством прекрасного. Для того, чтобы юным ценителям искусства было действительно интересно смотреть на картины, их сюжеты должны рождать у детей ассоциации, перекликаться с воспоминаниями из жизни или с литературными образами.
Узнаваемость персонажей, предметов и явлений природы, изображенных на холстах гениальных художников, – это задача для родителей. Мама и папа могут заранее составить программу осмотра выставки, выбрав определенные произведения, и поговорить с ребенком об их авторах, об особенностях времени, в которое они жили, и о многих других вещах.
3. «Все и сразу» – не лучший принцип
Не стоит спешить обойти весь музей разом, пытаясь на ходу составить впечатление обо всех произведениях в стиле импрессионизм, или изобретениях советских ученых, или представителях дикой фауны – это недостижимая цель даже для взрослого человека, не говоря уже о ребенке.
Лучше посетить всего один зал музея, подробно останавливаясь у каждого экспоната, обмениваясь впечатлениями друг с другом, чем посмотреть все, но по верхам. С этой точки зрения хороши тематические экскурсии, но только именно детские, рассчитанные на определенный возраст, и непродолжительные.
4. Уходим вовремя
Для того, чтобы впечатления сохранились в детской головке и отзывались лишь положительными ассоциациями, нужно постараться не допустить переутомления ребенка, не дать ему устать от обилия информации. Вот почему важно вовремя уйти из музея, оставив часть экспозиции для следующих посещений.
Нужно иметь в виду, что трехлетний малыш не сможет концентрировать свое внимание на музейных экспонатах дольше, чем тридцать-сорок минут, внимания четырехлетнего ребенка хватит примерно на час, и так далее. К счастью для родителей, во многих музеях предусмотрены интерактивные программы для детей. Они помогают малышам «встряхнуться», переключить внимание, а заодно и закрепить полученные знания.
5. Закрепляем результат
После прогулки по залам музея очень желательно подкрепиться какой-нибудь вкуснятиной в ближайшем кафе, чтобы одновременно «закрепить» впечатления от просмотра. Также будет замечательно, если у ребенка останется набор открыток, магнитик, книга или небольшая брошюра из сувенирной лавки музея на память о его посещении.
Пусть первые семейные походы в музей станут маленькими праздниками в жизни ребенка.