Датские дети: коллектив, состоящий из личностей

Датчане, согласно исследованию специалистов из Кембриджского университета, считаются самыми спокойными и уверенными в себе европейцами. А закладываются эти качества в детстве, когда взрослые принимают детей как равных.
Аналитический психолог
deti.mail.ru_pwysEG4
Источник: Migration
Раннее детство

Спустя несколько недель после родов мама приносит ребенка в офис – получить поздравления и дать коллегам покачать младенца. Есть поверие, что чем больше людей подержит ребенка на руках, тем больше радости будет в его жизни. Вскоре мама может вернуться на работу: если она зарабатывает больше мужа, то в декрете будет сидеть именно он. Возможно, что и не один раз – в датских семьях немало детей.

«Мужское воспитание» маленькие датчане получают в полной мере: в детских садах много воспитателей-мужчин, что объясняется не только любовью к детям, но и тем, что зарплату они получают, по датским меркам, достойную. Главным методом воспитания и обучения считается игра, поэтому в детских садах много игровых программ. Играют дети все вместе – на возрастные группы воспитанников детсадов не делят.

Что можно перенять. Попробовать найти для своего ребенка возможность общения и с теми, кто постарше, и с теми, кто помладше. Приглашайте в гости детей, с которыми ребенок играет во дворе, не ограничивайте его общением только с ровесниками.

Учеба

У работающих родителей может не хватать времени на воспитательные беседы со школьником, тогда эту функцию берет на себя школа. Ученикам младших классов рассказывают о том, как вредны алкоголь и наркотики. После таких рассказов учителя проверяют, насколько правильно поняли их дети.

Домашних заданий в датских школах почти не задают – все делается в классе. Особое внимание уделяется спортивному развитию школьника: в младших классах из пяти уроков два отданы физической культуре, а после школы многие дети идут в спортивные клубы. А вот с литературой и математикой дела обстоят чуть хуже: старшеклассники считают только с помощью калькулятора, и могут вообще не знать произведений мировой культуры.

Учителя ведут себя с учениками демократично, повышать голос на учеников строго запрещено, а в качестве наказания можно оставить ребенка после уроков или отправить в дружественную школе организацию, где ученик будет «отрабатывать» свой проступок, выполняя разные мелкие поручения.

Что можно перенять. Не ждать, когда ребенок достигнет подросткового возраста и заинтересуется вещами, которые могут привести к зависимостям, а рассказать о том, какой вред они могут нанести, еще в младших классах. А вот считать в уме детей, пожалуй, стоит научить – иначе они оказываются абсолютно беспомощными, когда у них разряжается телефон.

Общение со взрослыми

С раннего возраста ребенок привыкает, что с его мнением в семье считаются так же, как и с точкой зрения взрослых. Все вопросы, по которым семья не пришла к соглашению, обсуждаются снова и снова, пока не найдется компромисс. Навязывать свое мнение у датских родителей считается неприличным – и маленькому ребенку, и, тем более, подростку. У ребенка всегда есть свое пространство – сперва это комната, а в 14 лет датских детей ставят на учет для получения жилья. К 18 годам, когда датские юноши и девушки официально считаются взрослыми, квартира у них уже имеется. Добрые и теплые отношения с родителями у отдельно живущих детей сохраняются.

Что можно перенять. Ребенок не станет вести себя умно и серьезно, если ему все время напоминать, что он еще маленький и права голоса не имеет. Поэтому на семейных советах учитывайте мнение детей и не давите на них, принимая как важные, так и мелкие решения.

Вместе – целая страна

Несмотря на то, что к каждому ребенку датчане относятся как к самостоятельной личности, подчеркивать чьи-то особенности и уникальность они не станут. В детях, наоборот, развивается коллективный дух – и с помощью родительских бесед на тему того, что только вместе можно добиться чего-то полезного, и благодаря разным коллективным действиям: играм, хоровому пению и так далее.

Что можно перенять. Говоря ребенку о том, что в нем есть особенного, не стоит противопоставлять его другим детям. Лучше после этого предложите ему рассказать о том, что особенного есть в тех детях, с которыми он вместе учится и играет. Это поможет ему лучше их узнать, или просто обратить на них внимание – ведь друзья действительно очень важны.