Иногда причиной отказа от еды (или от каких-то конкретных блюд) может быть особое «строение» нервной системы, часто выражающееся в оральной гиперчувствительности.
Вот ее основные симптомы:
- ребенок не любит чистить зубы, ему не нравится вкус зубной пасты
- разборчив в еде, отдает предпочтение одним и тем же определенным продуктам
- может есть только протертую, пюреобразную пищу
- избегает новых продуктов
- не любит пряную, острую, сладкую, соленую пищу, отдает предпочтение пресной еде
- при употреблении пищи старается снимать кусочки с вилки/ложки только зубами, не дотрагиваясь до пищи губами
- подвержен рвоте
- запивает пищу водой
- имеются проблемы с пережевыванием и глотанием пищи; часто давится пищей (и)или испытывает страх подавиться
- может есть только холодную или горячую пищу
- у него могут наблюдаться также признаки тактильной гиперчувствительности: он может не любить прикосновений, избегать игр с пачкающими материалами (клеем, песком, пальчиковыми красками и т.п.)
Как в домашних условиях можно справиться с этой проблемой:
1. Предоставьте ребенку возможность для ежедневной оральной активности. Используйте предназначенные для этих целей игрушки:
- свистки, дудочки и др. игрушки, где требуется дуть;
- коктейльные трубочки (можно играть в футбол, дуя через них на ватные шарики)
- сладкие и кислые леденцы, жевательную резинку
2. Разрешите ребенку, прежде чем попробовать блюдо, исследовать его, поиграть с ним. Ребенку с оральной гиперчувствительностью будет проще съесть еду, если предварительно он потрогал (изучил) ее тактильно (руками).
3. Научите ребенка чистить не только зубы, но и язык, на котором, к слову, тоже скапливаются бактерии. Для чистки зубов используйте обычную или электрическую зубную щетку. Предпочтительнее второй вариант.
4. Разрешите ребенку использовать различные соусы. Их можно готовить и пробовать вместе.
5. Дайте ребенку съесть кусочек мороженого, прежде чем предложить попробовать новое блюдо. Это подействует как своебразная "заморозка", снизив чувствительность во рту.
И еще несколько общих рекомендаций:
6. Следуйте т.н. "правилу радуги", выкладывая на тарелку пищу разных цветов (зеленого, желтого, красного, оранжевого). Во-первых, это красиво, во-вторых, такое ассорти будет содержать все разнообразие необходимых витаминов и микроэлиментов. Предлолжите ребенку попробовать каждый "цвет".
7. Привлекайте ребенка к приготовлению еды. Например, он может натереть на терке сыр или смешать вместе необходимые ингридиенты. Дети с большим удовольствием едят блюда, на приготовление которых они затратили собственное время и силы.
8. Ходите с ребенком в магазин за продуктами. Заранее составьте вместе с ним список необходимых продуктов. Пусть ребенок принимает активное участие в составлении списка продуктов. Советуйтесь с ним, спрашивайте, почему он считает необходимым купить тот или иной продукт, а без чего, по его мнению, можно в этот раз обойтись.
9. Предлагайте ребенку новые блюда еще и еще раз. Исследования показывают, что требуется по меньшей мере восемь раз предложить ребенку что-то новое из еды, чтобы он согласился это попробовать.
10. Если ребенок отказывается от еды, предложите ему съесть хотя бы по маленькому кусочку всего, что лежит на тарелке, и не выходить из-за стола до тех пор, пока все члены семьи не закончат трапезу, а просто посидеть со всеми вместе за столом.
Самое главное для таких чувствительных малоежек - ни в коем случае не давить на них. Не поможет в таком случае ни шантаж («ложечка за папу, ложечка за маму»), ни давление («пока не съешь - не выйдешь из-за стола»), ни уговоры, ни повышение голоса. Главное - создать комфортные условия для принятия пищи, и постепенно все наладится - как только у ребенка появятся привычные, любимые, предпочитаемые блюда, постепенно можно будет вводить все новые и новые продукты