Истоки «наполеоновских» планов на достижение ребенком успехов следует искать в детстве самих родителей. Когда мама и папа были маленькими, они мечтали о том, как вырастут и станут виртуозными музыкантами, всемирно известными космонавтами или изобретут вечный двигатель. Но, к сожалению, так случилось, что детские мечты так и не стали реальностью. Теперь же, повзрослев, родители стараются спроецировать на своих детей собственные нереализованные мечты. Мама, мечтавшая в детстве играть на фортепиано, водит своего ребенка в музыкальную школу. Она заставляет малыша разучивать гаммы и всерьез грезит тем, что когда-нибудь он станет, по меньшей мере, лауреатом на престижном музыкальном конкурсе. Возможно, она даже не догадывается, что ее малыш ненавидит музыку и хочет рисовать. Если присмотреться, можно заметить, что на каждом клочке бумаги ребенок оставляет какой-то весьма талантливый рисунок. Однако мама упорно отказывается замечать, что сфера дарования малыша находится в другой плоскости. Со временем такие родители «сминают» характер и темперамент ребенка, делают его пассивным, аморфным и безынициативным. Родители решают за него, с кем дружить, кого приглашать в гости, какие экзамены сдавать, и даже какую профессию выбрать.
Далеко не все целеустремленные с пеленок. Некоторых вначале приходится заставлять. Ну и, конечно, надо присмотреться к ребенку - может к чему-то конкретному есть интерес.
Последствия родительского гнета негативно сказываются на детях. Степень урона зависит от возраста, на который пришелся пик прессинга. Чем младше ребенок, тем, соответственно, больше вреда наносится его психике. Малыш становится нервным, плаксивым, замкнутым, у некоторых может начаться энурез. Младшие школьники становятся вялыми, их перестает волновать учеба, они часто болеют, склонны к различным невротическим расстройствам. Дети подросткового возраста, напротив, скорее всего начнут бунтовать, огрызаться, прогуливать школу или кружки – в общем, всем своим видом показывать, что они «сами с усами» и могут самостоятельно решать, как им жить.
Что предпринять в таком случае родителям? Какой линии поведения следует придерживаться? В первую очередь, проанализировать свое поведение: не слишком ли вы завысили планку с родительским контролем, не требуете ли от ребенка того, чем ему совсем не хочется заниматься? Поговорите с дочерью или сыном. Спросите, к чему у него «лежит душа». Конечно, интересы детей с возрастом меняются. Это нормально. Главное, чтобы тот или иной род занятий был выбором малыша, а не вашим. Хочет он стать путешественником? Помогите ему, поддержите это стремление. Пусть дети вырастают и становятся биологами и учеными, артистами и танцорами, математиками и химиками, но только по собственному желанию.