Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Темпераментное» воспитание

Часто молодые мамы советуются с более опытными, выбирая стратегию воспитания своего ребенка. И с удивлением обнаруживают, что советы опытных мам не просто разнятся - нередко они диаметрально противоположны.


Фотобанк Лори

И при этом обе мамы утверждают, что данная стратегия воспитания проверена на их собственных детях и показала себя превосходно. Однако, другая мама нередко заявляет, что её ребенку этот метод воспитания совершенно не подошел, отвратительный метод, неэффективный и бессмысленный.

Получается, все методики воспитания хороши, но подходят не любым детям. То, что одного превращает в ангела, другим просто не воспринимается.

Так как же тогда быть,  как выбрать тот единственный подход к воспитанию, который будет хорош именно для Вашего ребенка? Что учитывать при выборе метода воспитания?

Выбирать нужно, естественно, исходя из особенностей ребенка. Из его базовых, ключевых, прирожденных особенностей. Но если даже характер формируется прижизненно, собственно, в процессе воспитания и формируется, то что же ребенку дано от рождения?

Впервые это качество выделил и описал древнегреческий врач Гиппократ. Позже многие исследователи постепенно приходили к схожей концепции. В начале 20го века И. П. Павлов ( российский физиолог), выяснил, что темперамент напрямую связан со строением нервной системы, а Карл Юнг (немецкий психолог), дал точные описательные критерии темпераментов.

Всего выделяется четыре типа темперамента:

1. Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

2. Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

3. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

4. Меланхолик - легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Соответственно, каждому типу темперамента подходит определенный стиль воспитания.

1) Спокойный несколько отрешенный ребенок флегматичного темперамента будет вести себя по Вашим правилам безо всякого принуждения, пока вопрос не касается чего-то по-настоящему важного для него. Это тот самый вариант, когда разговор и объяснение с раннего возраста (а не с 6-10 лет, как у большинства детей) дает результат куда лучший, чем авторитарный стиль воспитания. Хотя, с таким ребенком существует одна проблема. Флегматик совершает свои шалости тихо и незаметно, не привлекая к себе внимания и не делясь радостью от процесса.

Обычно родители видят не сам процесс, а последствия. Вы не увидите, как ребенок унес к себе документы с Вашего стола, вытащил мобильный из сумки, засунул в духовку мячик. Вы просто в какой-то момент обнаружите последствия его шалостей. Поэтому именно с ребенком-флегматиком очень важно заранее предусматривать возможные шалости и убирать подальше вещи, которые он может повредить или которые могут повредить ему. Помните: пройдет много лет, прежде чем маленький флегматик впервые догадается спросить: «Можно?»

2) Ребенок же холерического темперамента - активный, вспыльчивый и неуравновешенный - объяснениям и увещеваниям поддается крайне сложно. Его проще сначала резко осадить (вплоть до физического наказания), а потом уже спокойно объяснить, в чем он неправ и за что получил наказание, а так же, как надо поступать в этой ситуации на самом деле.

Холерики обидчивы и злопамятны, поэтому наказание, полученное после долгого скандала, воспринимают как продолжение скандала, как агрессию и акт самоутверждения со стороны взрослого, а не как меру пресечения. Однако, то же самое наказание, полученное сразу и немедленно после совершения поступка, холерики воспринимают куда более продуктивно, чем дети других темпераментов из-за ещё одной своей особенности - обостренной потребности в справедливости к себе (а справедливость, как известно, включает и наказания за прегрешения).

А вот чего нельзя делать с ребенком-холериком, так это припоминать старые прегрешения или по-настоящему долго преследовать за недавние. Его неустойчивая психика не справляется с таким прессингом и ребенок "идет вразнос" (перестает воспринимать слова, бурно, до криков, валяния по полу и швыряния вещей, иногда - прямой физической агрессии, протестует против давления со стороны взрослого). Таким образом, оптимальный вариант поведения с холериком - наказали, обсудили, простили навсегда.

3) Ребенок-сангвиник - энергичный, очень любознательный, часто нарушает запреты от избытка энергии или ради любопытства. Самое суровое наказание для такого не физическое, а наказание скукой (угол) либо лишение общения. Физические наказания маленький сангвиник воспринимает философски, и смело идет на проступок, который будет наказан таким образом, если ожидаемое удовольствие от проступка, с его точки зрения, превышает неприятность расплаты.

А вот чего он боится - так это оказаться "плохим", то есть в данном случае, увещевания (правильно оформленные), лишения развлечений и общения куда действеннее шлепков и т.д. Ребенок-сангвиник совершает свои провинности не со зла, а от избытка энергии. Поэтому очень охотно идет на "искупление" провинности. Искупление прямое - прибрать за собой, починить сломанное (с помощью взрослого) и т.д. Искупление косвенное - трудотерапия. Воспринимается не как наказание, а как способ восстановить своё доброе имя в глазах родителей.

4) Ребенок-меланхолик - «минное поле». Склонен "назначать" себя жертвой и жалеть (иногда очень бурно и шумно жалеть). С ним ещё важнее, чем с ребенком-холериком, соблюдать очень четкие правила. У ребенка должна быть тщательно структурированная картина мира, где однозначно указано "это можно, а это нельзя". Все действия и запреты должны быть очень четко обоснованы, но обоснованы на уровне понимания ребенка.

Меланхолик склонен к показательным рыданиям и страданиям (в принципе, холерик тоже, но, если холерик делает это от детского бессилия, в знак протеста, и это часто бывают злые слезы, меланхолик упивается жалостью к себе). С меланхоликом поощрения дают результаты куда лучшие, чем любые наказания.

Если для детей других типов темперамента Ваше одобрение является просто основой для формирования положительной самооценки, меланхолик нуждается в похвале и одобрении как в пище. Но при этом он очень чувствителен, настолько, что легко подмечает любую неискренность. Поэтому любая похвала должна быть заслужена им - лесть этот ребенок не воспринимает, она причиняет ему вред.

Самый продуктивный способ пресекать сцены «саможаления» и показательной истерики меланхолика - игнорирование. На улице - взять за руку и молча увести туда, где нет зрителей. Дома - оставить одного в помещении.

Физические наказания должны быть сведены к минимуму и использоваться в экстраординарных случаях (например, ребенок вырвался от мамы и выбежал на проезжую часть), в любых других старайтесь обойтись холодным (ледяным) тоном. Очень хорошо работает долгоиграющее наказание (лишение мультфильмов и т.д.) Крик недопустим: ребенок перестает понимать смысл сказанного и воспринимает происходящее как акт враждебности.

К сожалению, чистых носителей темперамента (которым свойственны признаки ровно одного из них) крайне мало. В основном, люди (и дети и взрослые) объединяют в себе два, реже три темперамента, один из которых преобладает, остальные же вносят вклад и "разбавляют" темперамент. Поэтому и вышеперечисленные рекомендации придется совмещать и комбинировать, исходя из особенностей собственного ребенка, а не использовать в чистом виде.

Ещё одна особенность детей - темперамент иногда изменяется с годами. Ребенок-флегматик или меланхолик может с годами планомерно перемениться в сангвиника или холерика, и т.д. Не забывайте корректировать стиль воспитания, если изменения темперамента ребенка начинают явственно себя проявлять.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
337
Жанна Tэлэсэ Tэлэсэ
Решила дать комментарий. Родители ищут часто подход к своему ребёнку ,говорят о воспитании ,какой метод принять и пр. Забивая себе мозги и создавая проблемы себе и ребёнку,делая жизнь ужаснее. Может проще? Просто принять ребёнка таким ,какой он есть .Он же ведь ваш ребёнок единственный и неповторимый.Такого человечка просто больше и нет. Жить с ребёнком с его характером .темпераментом ,потребностями. Под словом ПОТРЕБНОСТИ, я подрозумеваю и именно его темперамет.Если ребёнок много имеет энергии просто организовать посещение спортивной школы.Если ребёнок любит рисовать и лепить ,то в творческую студию.А можно то и другое. Главное ,чтобы ребёнок там чувствовал себя хорошо.Если плохо он себя там чувствует, то и не надо насиловать ребёнка и себя в том числе посещениями этих студий и школ, ведь именно от этого и создаються проблемы. Ребёнка прежде всего своего надо чувствовать.Чувствовать его мир. Если ребёнок хочет идти в лево , а мама тянет его в право....что это???Это проблемы. За частую ребёнку достаточно посещение общеобразовательной школы ,а в свободное время прото общение с коллегами и игры на детской площадке.Ну или ребёнок любит быть дома ,ну и пусть сидит дома,домосед просто.Он сам находит себе игры. Ну конечно,если мама и папа хотят из ребёнка Моцарта или Поганини или Анну Курникову сделать.Это уже другой вопрос Занимайтесь ,но если у ребёнка создаються проблемы,нервы,срывы и капризы ,то пиняйте на себя. ПЛОХИЙ ДЕТЕЙ НЕТ ,ЕСЛИ ТОЛЬКО ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ,БЕСЧУВСТВЕННЫЕ ИЛИ БЕСТОЛКОВЫЕ РОДИТЕЛИ.
СсылкаПожаловаться
лариса фетисова
я с вами согласна.я прочитала статью,и не нашла подходящего описания для моего ребёнка. В школе хулиган а дома идеальный ребёнок. Дети же хотят и пошуметь и покричать,что же их убивать за это?
СсылкаПожаловаться
МАРК ГАЙНАНОВ
В ответ на комментарий от Жанна Tэлэсэ Tэлэсэ
Жанна Tэлэсэ Tэлэсэ
Решила дать комментарий. Родители ищут часто подход к своему ребёнку ,говорят о воспитании ,какой метод принять и пр. Забивая себе мозги и создавая проблемы себе и ребёнку,делая жизнь ужаснее. Может проще? Просто принять ребёнка таким ,какой он есть .Он же ведь ваш ребёнок единственный и неповторимый.Такого человечка просто больше и нет. Жить с ребёнком с его характером .темпераментом ,потребностями. Под словом ПОТРЕБНОСТИ, я подрозумеваю и именно его темперамет.Если ребёнок много имеет энергии просто организовать посещение спортивной школы.Если ребёнок любит рисовать и лепить ,то в творческую студию.А можно то и другое. Главное ,чтобы ребёнок там чувствовал себя хорошо.Если плохо он себя там чувствует, то и не надо насиловать ребёнка и себя в том числе посещениями этих студий и школ, ведь именно от этого и создаються проблемы. Ребёнка прежде всего своего надо чувствовать.Чувствовать его мир. Если ребёнок хочет идти в лево , а мама тянет его в право....что это???Это проблемы. За частую ребёнку достаточно посещение общеобразовательной школы ,а в свободное время прото общение с коллегами и игры на детской площадке.Ну или ребёнок любит быть дома ,ну и пусть сидит дома,домосед просто.Он сам находит себе игры. Ну конечно,если мама и папа хотят из ребёнка Моцарта или Поганини или Анну Курникову сделать.Это уже другой вопрос Занимайтесь ,но если у ребёнка создаються проблемы,нервы,срывы и капризы ,то пиняйте на себя. ПЛОХИЙ ДЕТЕЙ НЕТ ,ЕСЛИ ТОЛЬКО ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ,БЕСЧУВСТВЕННЫЕ ИЛИ БЕСТОЛКОВЫЕ РОДИТЕЛИ.
СсылкаПожаловаться
К сожелению бывают как бестолковые дети так и бестолковые родители...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Юлия ПрокудинаЦирк без животных?
Слышала, грядёт закон, запрещающий демонстрацию диких животных в цирке. В ряде европейских стран подобное уже в силе.  В наших дельфинариях действует запрет на приобретение новых животных. Вероятно, это распространится и на зоопарки.
То есть дети будут расти без зоопарков, дельфинариев и классического цирка. Многим это совершенно безразлично, я же не представляю себе такого, что бы ни говорили защитники прав животных, как бы не клеймили меня и мне подобных. Цирк без зверей - не цирк, я считаю.
423
Маркиза не ангеловРобин из Шервуда
Как вы помните или не помните из моей старинной темы,  мне очень нравится Дин Винчестер и я его хочу.  А вот до него был Робин Гуд! Тот самый из Шервуда! И сегодня я вам расскажу,  что мы знаем об этом герое народных преданий, какие баллады есть о нем, как отражен его образ в литературе и кинематографе. Самое интересное на мой взгляд - это материал о сериале моей юности.  Теперь мы создадим соответствующее настроение хорошей музыкой и вперед в Шервудский лес!

https://my.mail.ru/mail/roman-nov81/video/_myvideo/5.html

295
Хатуль МаданВот пуля просвистела и ага.
Сейчас будет долгая история, готовьтесь.
В августе ребенок мой встал вставать по ночам. Под лозунгом "срочно нужно в туалет". Вставать, гулять, пить чай, засыпать под утро Тревожная мать в моем лице потащилась с ним по врачам.
Педиатр-уролог-хирург-невропатолог.  УЗИ, анализы всего, снимки, МРТ, ЭЭГ. Исключали воспаления, травмы, нервы.. 
Таблетки. От воспаления на всякий случай, от нервов ( и матери тоже). Встает. 2-3 раза, Хвала богам, что не по 2-3 часа гулять по квартире, а сразу засыпать начал к октябрю. потому как в школу никакой приходил. В школе съехал. Не криично, но с недосыпа ляпать стал прямо чудные ошибки.
Это преамбула. Ну, вы в курсе.
А теперь амба.
13 днем он позвонил мне из школы , что у него болит в паху. 
- Сильно болит?
- Не очень...
- Ходить больно?
- Нет..
- Сидеть больно?
- Нет..
- В туалет ходить больно?
- Нет..
- Сейчас  12, я могу забрать тебя через час.
- Я сам приду.
Пришел, Поел, поиграл, сделал уроки. В 16-00 началось.  Опять заболело . В 18-00 его осмотрел врач-хирург в поликлинике, а там уже опухло и посинело. причем резко, за те 30 минут, что от дома до поликлиники ехали.  В 19-00 госпитализировали. в 22-00 прооперировали. Аневризма вены  в паху. Тромбированный участок тоже в наличии.
Морозовская больница суперская. Врачи замечательные. На нашу удачу хирург на дежурстве был самый, что ни на есть специалист по этому вопросу.
Парень мой даже испугаться не успел.
Зато я что-то знатно перетряслась.


Всем здоровья и хороших докторов на пути.
175
ЯщерСражение на спицах
Доброго утречка! 
Как-то давненько я услышала от знакомой, что ее забанили в группе вязальщиц за бурную дискуссию, скажем так. Я тогда посмеялась - на чем могут поссориться рукодельницы? Не сошлись в номерах спиц? И вот позавчера, закончив вязать подарок для маленькой родственницы, я выложила его в группе вязальщиц в соцсети "книжкой по морде". 


Иииии понеслась дискуссия, я прям офигела! 
 Комментарии в комментариях. 
154
АнонимПодруга призналась, что не любит моих детей
Не знаю, как реагировать, помогите разобраться.
Дружим уже лет 15. Оба моих ребенка родились уже на ее глазах. У нее есть дочь, чуть младше моего старшего. Всегда дарим мелкие подарочки на детские дни рождения, да и просто когда в гости ездим друг к другу. И вот недавно она попросила меня приезжать к ней в гости без сыновей, одной. И сказала, что ей не нравится, что они бегают, шумят, вовлекают ее дочь в активные игры, научили ее драться. Возраст младшие школьники если что, все трое. Короче мои плохо на ее дочь влияют. Поэтому она очень просит меня не прекращать наше общение, но приезжать к ней без детей. И я вдруг поняла, что она ко мне всегда одна приезжает, дочку оставляет с папой или с бабушкой. А мне оставить не с кем. Если еду, то на полдня, одних дома не хотелось бы оставлять.
И вот мне с одной стороны обидно. С другой - нет возможности ездить без детей. Прерывать общение не хотелось бы. Но получается, что мне указали: либо без детей, либо, увы, никак. Очень жалко и обидно, не знаю как быть. Любить конечно она не обязана, но просто, допустим, поставить условие, что сидят тихо, не бегают, не  шумят, играют в Майнкрафт по сети - я бы поняла такое условие. Но нет, там было прямо категорическое неделание. Раньше никакой особой нелюби к моим я не замечала, а они всегда были буйными, шумными, скандальными.
117
Мария МамсВо сколько лет вы родили своих детей?
Мне 26, трое детей - два сына 8 и 5 лет и дочь 2.6 года. Четвёртого ребёнка (дочь) рожу в марте в 27.
117
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru