Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Темпераментное» воспитание

Часто молодые мамы советуются с более опытными, выбирая стратегию воспитания своего ребенка. И с удивлением обнаруживают, что советы опытных мам не просто разнятся - нередко они диаметрально противоположны.


Фотобанк Лори

И при этом обе мамы утверждают, что данная стратегия воспитания проверена на их собственных детях и показала себя превосходно. Однако, другая мама нередко заявляет, что её ребенку этот метод воспитания совершенно не подошел, отвратительный метод, неэффективный и бессмысленный.

Получается, все методики воспитания хороши, но подходят не любым детям. То, что одного превращает в ангела, другим просто не воспринимается.

Так как же тогда быть,  как выбрать тот единственный подход к воспитанию, который будет хорош именно для Вашего ребенка? Что учитывать при выборе метода воспитания?

Выбирать нужно, естественно, исходя из особенностей ребенка. Из его базовых, ключевых, прирожденных особенностей. Но если даже характер формируется прижизненно, собственно, в процессе воспитания и формируется, то что же ребенку дано от рождения?

Впервые это качество выделил и описал древнегреческий врач Гиппократ. Позже многие исследователи постепенно приходили к схожей концепции. В начале 20го века И. П. Павлов ( российский физиолог), выяснил, что темперамент напрямую связан со строением нервной системы, а Карл Юнг (немецкий психолог), дал точные описательные критерии темпераментов.

Всего выделяется четыре типа темперамента:

1. Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

2. Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

3. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

4. Меланхолик - легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Соответственно, каждому типу темперамента подходит определенный стиль воспитания.

1) Спокойный несколько отрешенный ребенок флегматичного темперамента будет вести себя по Вашим правилам безо всякого принуждения, пока вопрос не касается чего-то по-настоящему важного для него. Это тот самый вариант, когда разговор и объяснение с раннего возраста (а не с 6-10 лет, как у большинства детей) дает результат куда лучший, чем авторитарный стиль воспитания. Хотя, с таким ребенком существует одна проблема. Флегматик совершает свои шалости тихо и незаметно, не привлекая к себе внимания и не делясь радостью от процесса.

Обычно родители видят не сам процесс, а последствия. Вы не увидите, как ребенок унес к себе документы с Вашего стола, вытащил мобильный из сумки, засунул в духовку мячик. Вы просто в какой-то момент обнаружите последствия его шалостей. Поэтому именно с ребенком-флегматиком очень важно заранее предусматривать возможные шалости и убирать подальше вещи, которые он может повредить или которые могут повредить ему. Помните: пройдет много лет, прежде чем маленький флегматик впервые догадается спросить: «Можно?»

2) Ребенок же холерического темперамента - активный, вспыльчивый и неуравновешенный - объяснениям и увещеваниям поддается крайне сложно. Его проще сначала резко осадить (вплоть до физического наказания), а потом уже спокойно объяснить, в чем он неправ и за что получил наказание, а так же, как надо поступать в этой ситуации на самом деле.

Холерики обидчивы и злопамятны, поэтому наказание, полученное после долгого скандала, воспринимают как продолжение скандала, как агрессию и акт самоутверждения со стороны взрослого, а не как меру пресечения. Однако, то же самое наказание, полученное сразу и немедленно после совершения поступка, холерики воспринимают куда более продуктивно, чем дети других темпераментов из-за ещё одной своей особенности - обостренной потребности в справедливости к себе (а справедливость, как известно, включает и наказания за прегрешения).

А вот чего нельзя делать с ребенком-холериком, так это припоминать старые прегрешения или по-настоящему долго преследовать за недавние. Его неустойчивая психика не справляется с таким прессингом и ребенок "идет вразнос" (перестает воспринимать слова, бурно, до криков, валяния по полу и швыряния вещей, иногда - прямой физической агрессии, протестует против давления со стороны взрослого). Таким образом, оптимальный вариант поведения с холериком - наказали, обсудили, простили навсегда.

3) Ребенок-сангвиник - энергичный, очень любознательный, часто нарушает запреты от избытка энергии или ради любопытства. Самое суровое наказание для такого не физическое, а наказание скукой (угол) либо лишение общения. Физические наказания маленький сангвиник воспринимает философски, и смело идет на проступок, который будет наказан таким образом, если ожидаемое удовольствие от проступка, с его точки зрения, превышает неприятность расплаты.

А вот чего он боится - так это оказаться "плохим", то есть в данном случае, увещевания (правильно оформленные), лишения развлечений и общения куда действеннее шлепков и т.д. Ребенок-сангвиник совершает свои провинности не со зла, а от избытка энергии. Поэтому очень охотно идет на "искупление" провинности. Искупление прямое - прибрать за собой, починить сломанное (с помощью взрослого) и т.д. Искупление косвенное - трудотерапия. Воспринимается не как наказание, а как способ восстановить своё доброе имя в глазах родителей.

4) Ребенок-меланхолик - «минное поле». Склонен "назначать" себя жертвой и жалеть (иногда очень бурно и шумно жалеть). С ним ещё важнее, чем с ребенком-холериком, соблюдать очень четкие правила. У ребенка должна быть тщательно структурированная картина мира, где однозначно указано "это можно, а это нельзя". Все действия и запреты должны быть очень четко обоснованы, но обоснованы на уровне понимания ребенка.

Меланхолик склонен к показательным рыданиям и страданиям (в принципе, холерик тоже, но, если холерик делает это от детского бессилия, в знак протеста, и это часто бывают злые слезы, меланхолик упивается жалостью к себе). С меланхоликом поощрения дают результаты куда лучшие, чем любые наказания.

Если для детей других типов темперамента Ваше одобрение является просто основой для формирования положительной самооценки, меланхолик нуждается в похвале и одобрении как в пище. Но при этом он очень чувствителен, настолько, что легко подмечает любую неискренность. Поэтому любая похвала должна быть заслужена им - лесть этот ребенок не воспринимает, она причиняет ему вред.

Самый продуктивный способ пресекать сцены «саможаления» и показательной истерики меланхолика - игнорирование. На улице - взять за руку и молча увести туда, где нет зрителей. Дома - оставить одного в помещении.

Физические наказания должны быть сведены к минимуму и использоваться в экстраординарных случаях (например, ребенок вырвался от мамы и выбежал на проезжую часть), в любых других старайтесь обойтись холодным (ледяным) тоном. Очень хорошо работает долгоиграющее наказание (лишение мультфильмов и т.д.) Крик недопустим: ребенок перестает понимать смысл сказанного и воспринимает происходящее как акт враждебности.

К сожалению, чистых носителей темперамента (которым свойственны признаки ровно одного из них) крайне мало. В основном, люди (и дети и взрослые) объединяют в себе два, реже три темперамента, один из которых преобладает, остальные же вносят вклад и "разбавляют" темперамент. Поэтому и вышеперечисленные рекомендации придется совмещать и комбинировать, исходя из особенностей собственного ребенка, а не использовать в чистом виде.

Ещё одна особенность детей - темперамент иногда изменяется с годами. Ребенок-флегматик или меланхолик может с годами планомерно перемениться в сангвиника или холерика, и т.д. Не забывайте корректировать стиль воспитания, если изменения темперамента ребенка начинают явственно себя проявлять.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
337
Жанна Tэлэсэ Tэлэсэ
Решила дать комментарий. Родители ищут часто подход к своему ребёнку ,говорят о воспитании ,какой метод принять и пр. Забивая себе мозги и создавая проблемы себе и ребёнку,делая жизнь ужаснее. Может проще? Просто принять ребёнка таким ,какой он есть .Он же ведь ваш ребёнок единственный и неповторимый.Такого человечка просто больше и нет. Жить с ребёнком с его характером .темпераментом ,потребностями. Под словом ПОТРЕБНОСТИ, я подрозумеваю и именно его темперамет.Если ребёнок много имеет энергии просто организовать посещение спортивной школы.Если ребёнок любит рисовать и лепить ,то в творческую студию.А можно то и другое. Главное ,чтобы ребёнок там чувствовал себя хорошо.Если плохо он себя там чувствует, то и не надо насиловать ребёнка и себя в том числе посещениями этих студий и школ, ведь именно от этого и создаються проблемы. Ребёнка прежде всего своего надо чувствовать.Чувствовать его мир. Если ребёнок хочет идти в лево , а мама тянет его в право....что это???Это проблемы. За частую ребёнку достаточно посещение общеобразовательной школы ,а в свободное время прото общение с коллегами и игры на детской площадке.Ну или ребёнок любит быть дома ,ну и пусть сидит дома,домосед просто.Он сам находит себе игры. Ну конечно,если мама и папа хотят из ребёнка Моцарта или Поганини или Анну Курникову сделать.Это уже другой вопрос Занимайтесь ,но если у ребёнка создаються проблемы,нервы,срывы и капризы ,то пиняйте на себя. ПЛОХИЙ ДЕТЕЙ НЕТ ,ЕСЛИ ТОЛЬКО ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ,БЕСЧУВСТВЕННЫЕ ИЛИ БЕСТОЛКОВЫЕ РОДИТЕЛИ.
СсылкаПожаловаться
лариса фетисова
я с вами согласна.я прочитала статью,и не нашла подходящего описания для моего ребёнка. В школе хулиган а дома идеальный ребёнок. Дети же хотят и пошуметь и покричать,что же их убивать за это?
СсылкаПожаловаться
МАРК ГАЙНАНОВ
В ответ на комментарий от Жанна Tэлэсэ Tэлэсэ
Жанна Tэлэсэ Tэлэсэ
Решила дать комментарий. Родители ищут часто подход к своему ребёнку ,говорят о воспитании ,какой метод принять и пр. Забивая себе мозги и создавая проблемы себе и ребёнку,делая жизнь ужаснее. Может проще? Просто принять ребёнка таким ,какой он есть .Он же ведь ваш ребёнок единственный и неповторимый.Такого человечка просто больше и нет. Жить с ребёнком с его характером .темпераментом ,потребностями. Под словом ПОТРЕБНОСТИ, я подрозумеваю и именно его темперамет.Если ребёнок много имеет энергии просто организовать посещение спортивной школы.Если ребёнок любит рисовать и лепить ,то в творческую студию.А можно то и другое. Главное ,чтобы ребёнок там чувствовал себя хорошо.Если плохо он себя там чувствует, то и не надо насиловать ребёнка и себя в том числе посещениями этих студий и школ, ведь именно от этого и создаються проблемы. Ребёнка прежде всего своего надо чувствовать.Чувствовать его мир. Если ребёнок хочет идти в лево , а мама тянет его в право....что это???Это проблемы. За частую ребёнку достаточно посещение общеобразовательной школы ,а в свободное время прото общение с коллегами и игры на детской площадке.Ну или ребёнок любит быть дома ,ну и пусть сидит дома,домосед просто.Он сам находит себе игры. Ну конечно,если мама и папа хотят из ребёнка Моцарта или Поганини или Анну Курникову сделать.Это уже другой вопрос Занимайтесь ,но если у ребёнка создаються проблемы,нервы,срывы и капризы ,то пиняйте на себя. ПЛОХИЙ ДЕТЕЙ НЕТ ,ЕСЛИ ТОЛЬКО ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ,БЕСЧУВСТВЕННЫЕ ИЛИ БЕСТОЛКОВЫЕ РОДИТЕЛИ.
СсылкаПожаловаться
К сожелению бывают как бестолковые дети так и бестолковые родители...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
марина Наказания в советское время
Здравствуйте, кто-нибудь помнит,какие наказания были в советское время в детских садах?я вроде помню,что ставили раздетыми перед всей группой,но точно не могу вспомнить, может кто-то такое же помнит?
Спасибо за ответы.
180
Вера РодинаИ вновь стишки
Народ насочинял много новых стишков пирожков, порошков, даже новые формы двустиший появились. Хочу порадовать вас ими.
Но для начала хочу поблагодарить участницу форума Светлану Котову. У меня проблема - если упаду, то встать без посторонней помощи не могу, сил не хватет. И она дала мне совет, который пригодился мне сегодня ночью - забираться на кровать, упираясь локтями, а не ладонями. Сработало! Огромное спасибо Светлане Котовой! 
А теперь к стишкам!
145
АсаляЗаслужила ли такого отношения???
Здравствуйте, дорогие читатели. Пишу высказаться, а может кто и поможет каким то советом. 
Потому что мой супруг говорит что я вообще «[ удалено модератором  ] не делаю»......
Именно так.......
Мне посоветоваться не с кем, ну не маме же выговариваться. 
Мне 35, мужу 33. У нас двое детей, старшему 14(от моего первого брака), второму 5(инвалидность аутизм). Муж работает, я занимаюсь детьми. Живем у моей мамы,где так же проживает мой брат,  так как снимать дорого и эти деньги уходят на детей. Муж зарабатывает 70000, перечисления алименты на старшего 9500 и инвалидность 12000 + мне как не работающая мама 10000. Итого бюджет 101500. На детей в месяц на занятия уходят 53840(занятия и проезд). 30000 уходит на питание, 5000 за квартплату. Телефон и памперсы . В общем с зарплаты у нас остаётся всего 14500, которые расходятся как «вода сквозь пальцы», одежда детям, лекарства если болеем и тд.  Я не работаю, но бюджетом, делами по дому, покупками, документами, детьми, лечением детей и супругом, хождением по врачам и педагогам занимаюсь я. Встаю раньше всех сначала кормлю и провожаю мужа, потом старшего сына, потом младшего собираю и еду в дет сад и позже всех ложусь, пока младший не уснёт. С младшим по понедельникам езжу в Москву на электричке, в дет сад тоже я(занятия в группе кратковременно пребывания, где родители и дети(все с инвалидностью)вместе)
Во вторник после дет сада на занятия час езды на такси(иначе никак), в четверг и в субботу к педагогам(логопед, нейропсихолог). Мой супруг ездит на работу на электричке, приезжает поздно в 8:30, ест принимает душ и ложится спать, кроме этого он больше ничего не делает. По дому все поломки делает мой брат. Так я вам расписала все наши обязанности. К чему я это пишу , к тому что мой супруг мне при всех размолвках говорит, что я «  [ удалено модератором  ]    не делаю», а это он к тому что я не занимаюсь с ребёнком дома, так как ребёнок тяжелый и я должна и обязана была стать педагогом и заниматься с ним дома. Мне все педагоги дают задания на дом и я их выполняю, просто мой супруг их не видит, так как они бывают разные и это не всегда занятия сидя за столом. 
А по выходным, мне тоже хочется отдохнуть, не смотря на то что я и по выходным не вижу отдыха, так как домашние дела никуда не исчезают. А ещё подай и принеси, да и дитё вечно что то натворит и надо убирать, то есть его в принципе одного оставлять нельзя. К чему я это все написала, да к тому что супруг как только речь заходит за то что я морально и физически вымотана, да в принципе при любой какой то размолвке говорит, что я ничего не делаю. Если денег не хватает, говорит выходи на работу, хотя сам знает, что это не осуществимо. Считает, что можно спокойно найти няню которая будет так же как я заниматься сыном, возить его везде, давать лекарства, правильно вести себя когда у него истерики. Что я спокойно могу найти работу на 50, из них 30 на няню...остальные типа заработала. 
Живем в МО, зарплата средняя здесь 30, он за 70 ездит в Москву, причём 70 начал получать только недавно.....Как ему донести, что тем чем я занимаюсь это не « [ удалено модератором  ]   » это тяжелый труд, не скончаемый труд и моральный и физический. Отдохнуть я могу только сидя в ванной, а он ездит к брату с ночёвкой. Про отдых на море и речи не может быть, мужа одевает в основном его мама(помогает нам). У него язва, панкреатит, что требует подхода в питании и лекарствах и ухаживании. Он не любит когда, если он что то попросит это не выполняется, не дай бог мне забыть купить лекарство, если он болеет....оценивается что будто бы мне плевать на его состояние. Если он попросил меня ему постелить, а я не могу, так как на сковороде что то жариться например(ну то есть все и тут же не бросила), то идут обиды, что опять мне на него наплевать. Секс у нас тоже редко, в основном из за того что он раньше меня ложится, а я все вожусь с ребёнком, в остальных случаях либо у него что то болит(а это не редко) либо у меня или пмс. По его словам выходит, все проблемы во мне. У меня к нему нет претензий, я уже привыкла что он вот такой ленивый дома......но когда он мне говорит что я  [ удалено модератором  ]   не делаю, то я конечно начинаю защищаться. Слово за слово и мы ссоримся. 
131
S@nniНеприятная ситуация
Доброго всем времени суток. 
Ситуация произошла в подготовительной группе, возраст детей 6-7 лет. До нас добралось увлечение Скрепышами (игрушки, который дают за покупку в одном из сетевых магазинов). У многих ребят собрались коллекции. Они их приносили в сад, менялись дарили их, все были довольны. Но в один из дней у нескольких ребят одновременно пропали все скрепыши. По горячим следам воспитатель, в присутствии ребят и родителей, нашла все пропавшие скрепыши в шкафчике одного мальчика.  Вроде пропажа нашлась, вопрос раздувать не стали. Но ведь это воровство. 
И как к этому относится? Дети называют мальчика вором, воспитатели ситуацию не замечают. Так самое интересное всегда носили игрушки, причем более дорогие. Ничего не пропадало.
117
SirensHelp, please.
Девочки доброй ночи, утра!
Проблема такая, дочке 2.11, уже вот 3 года на носу, весь год нормально спала ттт, но сегодня ночью дала жару, подремлет 5 минут и крутится, крутится на кровати,а у меня сон чуткий и я из-за нее не могу уснуть ((( она крутится кровать скрипит. Ночами не ест, ходит в садик, вчера ходила в сад,днем там поспала ну это час - полтора дневного сна, еще и погуляли часа два, должна была устать, но блин не спит, хотя спать хочет зевает всё, а у меня уже нервы сдали за сегодня за ночь(((
Что делать? У кого было такое?
88
Светлана АрестОцените ремонт и дайте совет
В гостиной хочу сделать камин, дизайнер советует глянцевый вишневый или черный, я хотела из красного кирпича, как стены. Не хочу испортить комнату, как по вашему лучше будет? И как вообще сам ремонт? Делали очень долго и дорого, надеюсь не зря)
78
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru