Не хочу кормить грудью: я плохая мать?

«Если кормить ребенка, то обязательно – грудью, иначе вы не заботитесь о его здоровье!» – эту фразу можно услышать на любой детской площадке. При таком отношении многие мамы, если к ним не приходит молоко, чувствуют себя неполноценными, а если женщина сама отказалась от ГВ в пользу смесей, то осуждения общественности ей точно не избежать.
Редактор, журналист

Термин «лактивизм» (то есть буквально – лактационный активизм) встречается в зарубежной прессе уже много лет. Раньше это слово использовалось в основном по отношению к активной части материнского сообщества, которая всеми возможными способами – флешмобами, демонстрациями и другими перформансами – призывала женщин кормить исключительно грудью, не прибегая к помощи молочных смесей. Затем в этом стали активно участвовать звезды, выкладывая фото с детьми в соцсетях, и превращая тем самым грудное вскармливание в модный тренд.

Контент недоступен

В итоге лактивизм из идейного течения превратился в зловещее явление, в котором оказались замешаны не только сами женщины, но и медицинские организации, социальные службы, индустрия товаров для кормящих мам, религиозные деятели и политики.

Право на выбор

Темную сторону лактивизма миру открыла политолог, профессор университета Торонто Кортни Джанг. Недавно она выпустила книгу под названием «Лактивизм: Как феминистки, фундаменталисты, хиппи, яппи, врачи и политики превратили кормление грудью в большой бизнес и дурную стратегию», в которой разоблачила всех ярых поклонников естественного вскармливания.

Джанг написала, что считает кормление исключительно личным делом каждой женщины. «Мне повезло. Я сумела выкормить свою дочь, она отлично прикладывалась с первого дня, и мы с ней прошли этот путь почти без трудностей. Конечно, были и боль, и дискомфорт, но в целом все получилось отлично. И да, я всегда была за кормление грудью. Но я не лактивистка. Я не считаю, что каждая женщина обязательно должна кормить своего ребенка сама», – подчеркнула она. Почему же Джанг придерживается такого мнения?

Я, например, не хотела и не хочу кормить, вижу в ГВ только 1 плюс: то, что это бесплатно.

Чтобы объяснить свою точку зрения, автор книги рассказала историю, поразившую ее в те времена, когда она сама была кормящей мамой. Как-то Джанг вместе с дочкой сидели в очереди на прием к педиатру, и она обратила внимание на другую молодую маму, бледную и уставшую, украдкой кормившую ребенка из бутылочки. Когда взгляды женщин встретились, та, что кормила малыша смесью, пустилась в объяснения.

Она со слезами на глазах рассказала, что ее ребенок родился недоношенным, и из-за того, что он много времени проводил под присмотром врачей, мама не сумела сохранить лактацию на должном уровне и вынужденно перешла на смесь.

Как пишет Джанг, это зрелище произвело на нее сильнейшее впечатление: «До чего же женщины, которые по каким-то причинам выбрали смесь, запуганы, загнаны в угол, будто их изгнали из материнского сообщества».

Фотобанк lori.ru
Фотобанк lori.ruИсточник: Migration

Работая над книгой, политолог узнала, что в США женщины из малоимущих семей, кормящие детей самостоятельно, имеют привилегии перед мамами, предпочитающими кормить малышей смесью. И это при том, что в малообеспеченных и социально незащищенных семьях молодые кормящие мамы плохо питаются, что, разумеется, отражается на здоровье малышей.

Как я понимаю (ну то, что видела), в роддоме стараются способствовать тому, чтобы по максимуму было грудное вскармливание.

«Почему мнимые преимущества грудного вскармливания ставятся выше мнения женщины, ее права выбора?» – возмущается Джанг.

Факты, о которых умалчивают

Гораздо более серьезная ситуация, которую Джанг и ее единомышленники ставят в вину Всемирной организации здравоохранения, произошла в Африке в 1980-х годах. Тогда ВОЗ особо активно рекомендовала местным женщинам кормить детей грудью, что привело к заражению, по приблизительным подсчетам, пяти миллионов детей ВИЧ. Представители ВОЗ во время своей кампании по распространению грудного вскармливания среди африканского населения попросту забыли предупредить женщин о том, что, поскольку молоко производится организмом в том числе из компонентов крови, дети рискуют подхватить ВИЧ.

И, как пишет Джанг, медицинское сообщество продолжает грешить, ставя грудное вскармливание выше интересов самой женщины и словно бы выделяя кормящих смесью в какую-то отдельную категорию мам, которые не справились со своей главной задачей. Масла в огонь подливают организации, выступающие против кормления смесью (вроде Ла Лече Лиги), растущее количество консультантов по грудному вскармливанию и расширяющийся рынок товаров для кормящих мам, в которых они на самом деле не нуждаются.

Политолог пишет, что естественное вскармливание не должно быть моральным мерилом успешного материнства. «На самом деле кормление грудью не стоит включать даже в первую десятку главных целей, стоящих перед молодой матерью», – считает автор «Лактивизма».

Я в сентябре рожала, так со скандалом выбила смесь, пришлось писать отказную от ГВ и давали в шприце.

Статистика

Сейчас любая мама может получить не просто интересующую ее информацию, но и найти в Сети такой ресурс, который преподнесет нужные ей сведения в приятном ей ключе, со ссылками на таких экспертов, с мнением которых она согласна. Поэтому чтобы не дать Кортни Джанг ввести вас в заблуждение, давайте обратимся к бесстрастной статистике.

По данным на 2015 год, грудным молоком на планете кормятся лишь 38% детей.

В Швеции и Норвегии почти все только что родившие женщины пробуют кормить детей самостоятельно – 98%, при этом к полугоду с дистанции сходит почти половина энтузиасток.

Самый высокий процент кормящих женщин проживает в Руанде – там 90% молодых мам кормят младенцев только грудью до шести месяцев. На втором месте в рейтинге самых «молочных» стран Шри-Ланка (76%), а третье место делят Камбоджа, Соломоновы Острова и Непал (74%).

Контент недоступен

Опрос, проведенный в Австралии, показал: 75% кормящих матерей не имеют ничего против смесей, при этом 66% из них считают, что материнское молоко лучше смесей. В свою очередь, 92% мам, выбравших смесь, считают, что кормление грудью – это хорошо, при этом 63% из них признались, что сталкиваются с критикой своего решения.

Действительно, общество зачастую навязывает женщине определенные роли: если женщина – то успешная хозяйка, если жена – то слушается мужа, если мама – то кормит грудью. Но ведь женщина вправе выбирать себе те роли, которые она хочет. Конечно, грудное вскармливание полезно не только для здоровья малыша, но и для его общения с мамой. Но вряд ли можно обвинить женщин, выбравших искусственное вскармливание, в том, что они не нашли контакт со своими детьми. Если мама по каким-либо причинам не может или не хочет кормить, это ее право. Да, она может столкнуться с непониманием окружающих, однако с подобным сегодня сталкиваются и те, кто кормит малышей в общественных местах. Но стоит ли из-за этого волноваться? Вряд ли. Это не эгоизм, а освобождение себя от необходимости притворяться под грузом стереотипов общества.
Людмила Давыдова
семейный психолог, психотерапевт