Как обсудить с ребенком мультик или сказку

В новогодние праздники родители читают детям книги вслух и ходят с ними в кино и театры, а если не ходят, то, хотя бы, ставят им мультфильмы или вместе смотрят кино по телевизору. Эти моменты можно использовать, чтобы и получше узнать своих детей, и помочь их развитию.

deti.mail.ru_1
Источник: Migration

Подходящий возраст

То, что на афише мультфильма или фильма написано 0+, не должно быть для вас руководством к действию – короткие мультфильмы, длиной не больше 15 минут, можно показывать ребенку примерно с двух лет, а детские спектакли, концерты, елки доставят особенное удовольствие примерно с четырех. Ребенок помладше может испугаться происходящего на сцене и наверняка отвлечется от экрана – понять длинную историю со множеством персонажей ему будет трудновато.

Что делать потом

Выделять главную мысль в тексте многие дети не умеют и в 10 лет (у дочки в классе). Выделять ее правильно – проблема, и у нас иногда бывает. Это и есть учеба. Чем больше делаешь, тем лучше получается. Чем больше читаешь-разбираешь с ребенком, тем заметнее результат. А методик на эту тему в интернете много.

С четырех лет ребенок уже может анализировать то, что видит, слышит и читает, и делать выводы, но эту способность надо развивать. Часто бывает так, что даже среди младших школьников часть может выделить мораль у басни, или понять, что именно собирался сказать автор детским спектаклем, а другая часть акцентирует внимание на каких-то отдельных деталях, иногда не понимая спектакля в целом. Например, после спектакля «Кошкин дом», где среди большого количества песенок была и такая: «Ой-да-да, ой-да-да, оборвались провода!», учителя задавали первоклассникам вопрос, что больше всего понравилось и не понравилось в спектакле, и почему. Среди разных ответов был и такой: «Про провода», и такой: «Мне понравились котята, потому что они были добрые, и не понравилась кошка, потому что она была жадная».

О чем говорить

Ваш разговор о том, что вы вместе посмотрели или прочли, не должен заканчиваться на ответе ребенка, что ему понравился один герой, и не понравился второй. Предложите ребенку мысленно оказаться в сказке, расспросите, что бы он сам сделал, кому бы помогал, с кем бы дружил. Поинтересуйтесь, что именно ему в них показалось хорошим и интересным, а что плохим, расскажите о своих впечатлениях, добавляя к восприятию ребенка новые краски: «А мне кажется, что Волк такой злой и хочет украсть солнце, потому что его никто не любит. Как ты думаешь, если его полюбят, он подобреет?» и так далее. Выбор героя может кое-что подсказать вам о душевном состоянии ребенка, например, его могут привлекать только отрицательные персонажи, или персонажи, не влияющие на ход событий. И если вашему ребенку не нравится Буратино, зато нравится Пьеро, а еще ребенок говорит, что Буратино всех обижает, то стоит обращаться с ним помягче, а заодно попробовать деликатно расспросить, не чувствует ли он себя обиженным.

И я был маленьким

Вы можете и сами ненадолго вернуться в свое детство, читая ребенку, которому уже больше четырех, свои любимые детские книжки – вспоминая, например, кто нравился в этих книжках вам, как вы разыгрывали сцены из них во дворе с друзьями, на кого хотели быть похожим. И как дочитывали последнюю главу, сидя ночью в ванной или зажигая под одеялом фонарик. Ребенок лет восьми-десяти обязательно оценит вашу смелость, и, может, в ответ, не опасаясь, что его отругают, расскажет вам, о чем он сейчас думает.

Аналитический психолог