Первые «книжки» (шуршащие, пищащие и пригодные для мытья в ванной) появились у нее сразу после рождения, и поначалу, как и следовало ожидать, никакого особого интереса не вызывали. Хотя стоит уточнить, что Ника была к ним равнодушна, а вот бабушки, дедушки и заглядывавшие в гости друзья с удовольствием листали «познавательную литературу», щупали крылья бабочек, трогали меховых собачек и восхищались тем, до чего дошла детская промышленность.
Но то было раньше, а сейчас у нас все серьезно: книги теперь настоящие, с буквами и яркими картинками, а Ника относится к ним с должным уважением, придирчиво выбирает, что же мы будем читать, и безошибочно отличает «Тараканище» от «Федориного горя».
Поначалу мне казалось, что книги нашего детства – не лучший выбор для современного ребенка. В надежде найти что-то новенькое я прошерстила немало книжных магазинов – как «обычных», так и виртуальных. И, увы, не обнаружила почти ничего, что мне бы понравилось. В стихотворениях хромает незамысловатая рифма, картинки режут глаз яркими цветами и фантастичностью форм – то и другое, может, и неплохо само по себе, но не годится для малыша, познающего мир.
Отдельная история – книжки для развития, в которых описание разнообразных гимнастик и прочих полезных занятий сопровождается короткими стишками для запоминания: «Этот пальчик самый главный, Он у Вани для того, Если спросят: «Как дела?» Ты ответишь громко: «Во!» Разумеется, никакого высокого штиля я и не ждала, но идея громко отвечать «Во!» пальчиком не пришлась мне по душе.
До двух лет ребенку тяжело концентрировать внимание длительное время, поэтому лучший вариант – это коротенькие стишки. Своей дочке я сначала покупала маленькие книжки-картонки со стишками. К двум годам стала уже слушать длинные стишки и сказки, Чуковского очень полюбила.
И мы обратились к проверенной классике детской литературы. Из многолетнего изгнания на дальние полки вернулись Чуковский, Барто, Маршак и Сергей Михалков, а также сборники народных потешек. Сложные прозаические произведения вроде «Колобка» и «Репки» у Ники интереса пока не вызывают, а вот к поэзии у нее определенно лежит душа: «Телефон» и «Кошкин дом» мы, похоже, зачитаем до дыр.
Поначалу, признаюсь, меня одолевали сомнения в том, нужно ли вообще читать такому маленькому ребенку, да и Ника не проявляла к чтению особого энтузиазма: захлопывала книжку или бессмысленно листала страницы, вовсе не интересуясь тем, что на них изображено. «Читать» мы тогда продолжали больше ради того, чтобы хотя бы на время получить передышку от хождений из комнаты в комнату и суетливой беготни – по крайней мере, дочка несколько минут оставалась на одном месте! Но, как выяснилось, это было явление временное, и сейчас, только-только «поженив» комара и муху, я, по требованию своей внимательной слушательницы, должна начать снова: «Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо...» Да, я эту муху уже немного ненавижу, а мама, в свое время тысячи раз читавшая мне книгу «Мама для мамонтенка» Дины Непомнящей, сочувственно вздыхает: «Это только начало».
Конечно, в какой-то момент я задумалась о том, чтобы заменить «настоящее» чтение аудиокнигами, благо выбор их велик. Но что-то в этой идее мне не понравилось, и я ее отложила. А позже в педагогической литературе нашла простой ответ: для маленького ребенка чтение – это один из вариантов совместной с родителями деятельности, и именно личный контакт делает процесс особенно приятным, интересным и важным. Поэтому актеры с поставленными голосами и выверенными интонациями могут подождать, пока же главными чтецами будем оставаться мы – родители. Кстати, то же касается и песен: в мамином исполнении, даже любительском, они для ребенка ближе и «теплее», чем в профессиональном.
Так и получилось, что благодаря Нике в наш дом вернулись давние традиции: читать вслух бумажные книги, вместо того, чтобы смотреть телевизор, «листать» странички на планшете или развлекаться интерактивными играми. И я ничуть не боюсь, что мы не уследим за развитием технологий – до них мы еще доберемся!