Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

О чем может рассказать игра ребенка

«Невидимые зомби напали на булочную! Спасайтесь!» – так играла девочка в мультике «История игрушек». Девочка и зомби! Ужас. Что делать родителям, услышав такое? Вести ребенка к специалистам? Нет, утверждает детский психолог Матвей Берхин. Наоборот, вам повезло, если вы это услышали: теперь надо просто тихонько посидеть рядом, ведь у вас есть прекрасный способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка, с которым, судя по всему, все в порядке.


Depositphotos

Матвей Берхин ведет тренинги для родителей по игре. Чаще всего к нему приходят мамы, для которых игра с ребенком – пытка. «Как правило, эта пытка связана с тем, что родитель думает: «Я должен организовать какую-то правильную, развивающую игру, придумать что-то интересное, сыпать идеями», — говорит Матвей Берхин. — А новость в том, что как раз придумывать не надо. Можно и нужно просто быть рядом – предоставить ребенку возможность свободно играть, во что он хочет, чтобы стать к нему ближе и понять, какой он».

Игра – это речь ребенка. До 7, а то и 10 лет – это его основная деятельность, способствующая развитию. И если мы хотим лучше узнать ребенка, нам надо создать ему возможность игры как свободного высказывания. Только вот если мы садимся и говорим «Так, ты будешь зайчиком, и ты идешь в гости, пьешь чай, нет, так зайчики не разговаривают», это свободной игре не способствует.

Матвей Берхин

Когда ребенок раскрывается в игре?

Когда есть чувство безопасности и установлены границы

Знакомая обстановка, безопасный взрослый рядом. Тогда терапевтичным будет сам опыт игры, какие бы проблемы перед ребенком в этот момент ни стояли. В некомфортных для себя условиях ребенок тоже будет играть, но это будет только то, чего от него ждут – то самое «чаепитие зайчиков». Кроме того, ребенку тревожно, когда непонятно, что можно, а что – нельзя.

Ребенок не чувствует себя безопасно, когда нет правил. Например, если дома нет правила, что нельзя делать друг другу больно, и разрешается делать больно маме, которой неловко его остановить. Это, на самом деле, не способствует спокойствию ребенка. Потому что он складывает два и два и думает: «Если я могу маме делать больно, значит, и мне кто-то – может?»
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Нужны временные и пространственные границы. Если мама сказала, что она полчаса посидит рядом, значит, маме не надо выходить в другую комнату или сразу браться за телефон. Если сегодня можно играть на кухне и оставлять там игрушки, а завтра ребенка оттуда резко выгоняют, – это тоже не способствует покою и уверенности. Границы меняться не должны.

Во время загрузки произошла ошибка.

Когда есть разные игрушки

С помощью 50 слов можно рассказать, о чем угодно. Но ребенку, чтобы полно выразить свою мысль, нужны разнообразные игрушки. Не много, а именно – разные.

Часто у ребенка нет игрушек для выражения агрессивных чувств, так как эта тема табуирована. И бывает, что у ребенка под рукой нет никого и ничего на роль врага или агрессора. Приходится воображать невидимых зомби.

«У мальчишек такие игрушки будут, а у девочек их может совсем не быть, — комментирует Матвей Берхин. — Нормально, чтобы у ребенка в наборе был кто-то «страшный». И пистолет, и другие предметы, при помощи которых можно выражать агрессию, но с такой идеей: «мы живых людей не бьем, а в игре бывает, что кто-то на кого-то нападает». Потому что, если запретить агрессию в игре, то ребенок, не находя для нее выхода, может направить ее в жизнь».

Когда его игру принимают такой, какая она есть

У ребенка во время игры должно быть чувство свободы – благодаря тому, что его принимают. Что родители (и вообще взрослые) не поднимают брови, когда он начинает играть во что-то неприятное, страшное или, с их точки зрения, глупое.

Это важная философская штука: ребенку позволено быть в игре любым. От него никто не будет требовать быть взрослым, умным, вежливым. «Родителям я важен и приятен, и они позволяют мне быть любым» – это ребенок видит по тому, как родитель себя ведет во время его игры. Умение на время отложить в сторону все свои ожидания относительно ребенка и просто смотреть на него такого, какой он есть – это навык, которому можно научиться. И тот факт, что родитель хотя бы полчаса каждый день полностью принимает своего ребенка, их обоих чрезвычайно меняет.
Матвей Берхин
Детский психолог
Во время загрузки произошла ошибка.

Когда его не хвалят и не критикуют

Важно не критиковать и не хвалить игру ребенка. Похвала так же направляет игру, как и критика. Если ребенок видит, что какая-то игра маму радует, то, возможно, он откажется от самовыражения в другой области в пользу того, за что хвалит мама. Важно не давать ребенку в игре заданий, не задавать наводящих вопросов. Мы спрашиваем: «Куда он поскакал? Кто победил?» – и ребенку приходится срочно придумывать сюжет, хотя, возможно, у него вообще не было идеи, что в этой битве кто-то должен победить.

Коллега-психолог рассказывала: играл приемный ребенок – у него была маленькая машинка, и по сюжету был пожар. Машинка его пыталась потушить, но пожар был где-то наверху, и у нее не получалось. И вот он ездит и ездит, и так несколько сеансов, все время возвращаясь к этой игре, где одинокая машинка не может потушить пожар. И у коллеги чесались руки взять большую машину и сказать: «Не бойся, я помогу тебе!» Но она удержалась, и на очередном сеансе ребенок сам пришел к тому, что маленькая машинка может попросить помощи, и он проиграл этот сюжет.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Но ребенок не просто проиграл сюжет. Он в игре самостоятельно пришел к важному выводу.

Что можно узнать о ребенке по тому, как он играет

Важен «первый раз»

Стоит с особенным вниманием отнестись к тому, что ребенок сделал в первый раз. Если малыш играл один, а тут вдруг попросил вас присоединиться и дал роль, – это маркер доверия. Или играл в больничку, а тут раз – и начал кого-то лупить. Это тоже можно расценить как признак доверия. Ребенок почувствовал, что он в безопасности, что тут действительно можно играть, во что он сам выберет. И можно немножко больше показать, что у него внутри.

Во время загрузки произошла ошибка.

 «Первый раз» означает, что у ребенка начался новый этап. То есть, раньше он во что-то играл, во время игры все продумал, осознал, и теперь он готов идти дальше.

Бывает, дети играют в малышей, в котят – изображают маленькое, беспомощное существо. Допустим, когда появляется младший ребенок в семье. И у ребенка – не то чтобы злость или обида (хотя и это может быть), но ему до конца не понятно, как это: быть старшим братом? И вот он в игре это исследует, продумывает и – таким образом – растет. 

Я наблюдал, как мальчик четыре сеанса подряд играл в котенка, потом наигрался и больше к этой игре не возвращался никогда. Для него эта тема закончилась, и он начал играть в гонки. То есть, ребенок понял, что такое «старший брат», и был готов двигаться дальше.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Если ребенок часто играет в одну и ту же игру

Если у вас складывается ощущение, что ребенок постоянно играет в «глупую, пустую игру», которая ему «ничего не дает», надо постараться увидеть его потребность в этом. И если ребенок все время играет в этого самого беспомощного котенка, который не умеет говорить, которого надо носить на руках, который бесконечно просит, чтобы его погладили, видимо, сейчас у него есть потребность в ласке, заботе. Но!

«Часто родители приходят и говорят: «Он играет в одно и то же. Что он зациклился?», — рассказывает Матвей Берхин. — Это как если бы взрослый все время перечитывал одну и ту же книжку. Но в детстве-то это нормальная история: бесконечно что-то перечитывать.

Во время загрузки произошла ошибка.

Интенсивность

Играл спокойно, а тут вдруг глаза горят, не может усидеть на месте. Или наоборот – ребенок затаил дыхание, и у нас самих в это время появляется чувство, что это нечто особенное, глубокое. Значит, происходит что-то важное. В этот момент можно попытаться понять: что именно? Как ребенок видит себя и какие у него потребности.

А что с этими наблюдениями делать?

Ничего.

«Самое главное – самому не начать играть в психоаналитика, – говорит Матвей Берхин. – Не лезть ребенку в душу, не начинать нравоучительные разговоры. Не надо для ребенка выстраивать связь между игрой и жизнью, говорить: «Вот ты играешь, что принцесса одна в замке. Похоже, тебе так одиноко. Но ты знаешь, я всегда с тобой». Вот таких серьезных разговоров устраивать не надо. Это убьет свободную игру как средство самовыражения в нашем присутствии. Ребенок поймет, что с ним не просто играют, а пытаются как-то изменить».  

Вместо этого можно ненавязчиво попробовать ответить на ту потребность, о которой ребенок сказал в игре. Возможно, просто чуть больше его обнимать, проводить с ним время, почаще говорить: «Я люблю тебя».

У меня есть один маленький клиент – мальчик с агрессией. Он может играть в доктора, но это будет жестокий доктор, который скорее мучает. Там все логично связывается с опытом его прежней жизни… И все игры у него агрессивные. Он играет, и я вижу, что эта агрессия выходит, выходит раз за разом в игре, и ее становится меньше в его поведении. А в игре появляется тема заботы: он устраивает чаепития, угощает меня. Удивительно, конечно, за этим наблюдать.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Читайте также: Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
11
Kukushka
Мой ребенок прежде чем начать играть самостоятельно вдоволь наигрался с нами-взрослыми. Самостоятельно играть начал года в три с половиной, первый раз был когда мы разбирали папины носки после стирки и тут она вдруг надела себе два носка на руки, и носки заговорили друг с другом о своей тяжелой носочной жизни. И после этого понеслась :-)
СсылкаПожаловаться
Белая и пушистая
Полностью не согласна, что в игре можно всё. Именно через игры ребёнок учится, что можно, а что нет.
СсылкаПожаловаться
Просто ежик
название статьи "как играть с ребенком" противоречит самой статье. Вся статья о самостоятельных играх ребенка и о том, чтобы оставлять ребенка в покое, когда он играет сам.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Don’t worry Be happy ☘️Когда все это закончится?
Создала тему просто выговориться. В соседней школе у 8 учеников и 3 учителей обнаружили вирус. Сначала отправили на карантин (когда был обнаружен вирус у 1 учителя) 3 класса/ 90 детей и 3х учителей...
190
Tetyana NekrasovaНародные методы
Используете? Ну, там, подорожник к ранке приложить, бородавку ниточкой перевязать и в яблоко/картофелину вложить и закопать))
Я верю в метод лечения мелких загноившихся ранок на пальцах, который мн...
117
АнонимВаши дети ругаются матом?
Сыну 11 лет,никогда не слышала слова дурного. Ушел в школу. Села за компьютер,он не вышел из ВК. Зашла в группу класса. Из порядочных слов только дурак.  Девочки кроют матом намного изощрённые маль...
90
кАрАлева ШинтыклераТема и поныть, и тапки ваши словить и советы послушать!
Доброго пятничного дня!
Редко пишу, чаще просто читаю... но тут грусть-тоска меня заела, а делиться с близкими не хочу - жалко смотрюсь. Даже не совсем понимаю чего хочу, поддержки, наверное, или с...
76
Sumsi mit PoПросто выговориться.. все силы на исходе.
Добрый день девочки, с наступающим выходными!! Поговорите со мной, расклеилась я, все нервы на исходе. Только у нас начало налаживаться, я малость оправилась, началось мое исследование, сына прохо...
72
Мария ИвановаЧто приготовить?
ДД! Есть замороженный творог, не знаю, что можно из него приготовить - покидайте идей пожалуйста. Дома есть: яйца, мука, масло сл, и подсол., какао порошок, сода, разрыхлитель, сахар, немного смета...
48
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru