Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

О чем может рассказать игра ребенка

«Невидимые зомби напали на булочную! Спасайтесь!» – так играла девочка в мультике «История игрушек». Девочка и зомби! Ужас. Что делать родителям, услышав такое? Вести ребенка к специалистам? Нет, утверждает детский психолог Матвей Берхин. Наоборот, вам повезло, если вы это услышали: теперь надо просто тихонько посидеть рядом, ведь у вас есть прекрасный способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка, с которым, судя по всему, все в порядке.


Depositphotos

Матвей Берхин ведет тренинги для родителей по игре. Чаще всего к нему приходят мамы, для которых игра с ребенком – пытка. «Как правило, эта пытка связана с тем, что родитель думает: «Я должен организовать какую-то правильную, развивающую игру, придумать что-то интересное, сыпать идеями», — говорит Матвей Берхин. — А новость в том, что как раз придумывать не надо. Можно и нужно просто быть рядом – предоставить ребенку возможность свободно играть, во что он хочет, чтобы стать к нему ближе и понять, какой он».

Игра – это речь ребенка. До 7, а то и 10 лет – это его основная деятельность, способствующая развитию. И если мы хотим лучше узнать ребенка, нам надо создать ему возможность игры как свободного высказывания. Только вот если мы садимся и говорим «Так, ты будешь зайчиком, и ты идешь в гости, пьешь чай, нет, так зайчики не разговаривают», это свободной игре не способствует.

Матвей Берхин

Когда ребенок раскрывается в игре?

Когда есть чувство безопасности и установлены границы

Знакомая обстановка, безопасный взрослый рядом. Тогда терапевтичным будет сам опыт игры, какие бы проблемы перед ребенком в этот момент ни стояли. В некомфортных для себя условиях ребенок тоже будет играть, но это будет только то, чего от него ждут – то самое «чаепитие зайчиков». Кроме того, ребенку тревожно, когда непонятно, что можно, а что – нельзя.

Ребенок не чувствует себя безопасно, когда нет правил. Например, если дома нет правила, что нельзя делать друг другу больно, и разрешается делать больно маме, которой неловко его остановить. Это, на самом деле, не способствует спокойствию ребенка. Потому что он складывает два и два и думает: «Если я могу маме делать больно, значит, и мне кто-то – может?»
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Нужны временные и пространственные границы. Если мама сказала, что она полчаса посидит рядом, значит, маме не надо выходить в другую комнату или сразу браться за телефон. Если сегодня можно играть на кухне и оставлять там игрушки, а завтра ребенка оттуда резко выгоняют, – это тоже не способствует покою и уверенности. Границы меняться не должны.

Во время загрузки произошла ошибка.

Когда есть разные игрушки

С помощью 50 слов можно рассказать, о чем угодно. Но ребенку, чтобы полно выразить свою мысль, нужны разнообразные игрушки. Не много, а именно – разные.

Часто у ребенка нет игрушек для выражения агрессивных чувств, так как эта тема табуирована. И бывает, что у ребенка под рукой нет никого и ничего на роль врага или агрессора. Приходится воображать невидимых зомби.

«У мальчишек такие игрушки будут, а у девочек их может совсем не быть, — комментирует Матвей Берхин. — Нормально, чтобы у ребенка в наборе был кто-то «страшный». И пистолет, и другие предметы, при помощи которых можно выражать агрессию, но с такой идеей: «мы живых людей не бьем, а в игре бывает, что кто-то на кого-то нападает». Потому что, если запретить агрессию в игре, то ребенок, не находя для нее выхода, может направить ее в жизнь».

Когда его игру принимают такой, какая она есть

У ребенка во время игры должно быть чувство свободы – благодаря тому, что его принимают. Что родители (и вообще взрослые) не поднимают брови, когда он начинает играть во что-то неприятное, страшное или, с их точки зрения, глупое.

Это важная философская штука: ребенку позволено быть в игре любым. От него никто не будет требовать быть взрослым, умным, вежливым. «Родителям я важен и приятен, и они позволяют мне быть любым» – это ребенок видит по тому, как родитель себя ведет во время его игры. Умение на время отложить в сторону все свои ожидания относительно ребенка и просто смотреть на него такого, какой он есть – это навык, которому можно научиться. И тот факт, что родитель хотя бы полчаса каждый день полностью принимает своего ребенка, их обоих чрезвычайно меняет.
Матвей Берхин
Детский психолог
Во время загрузки произошла ошибка.

Когда его не хвалят и не критикуют

Важно не критиковать и не хвалить игру ребенка. Похвала так же направляет игру, как и критика. Если ребенок видит, что какая-то игра маму радует, то, возможно, он откажется от самовыражения в другой области в пользу того, за что хвалит мама. Важно не давать ребенку в игре заданий, не задавать наводящих вопросов. Мы спрашиваем: «Куда он поскакал? Кто победил?» – и ребенку приходится срочно придумывать сюжет, хотя, возможно, у него вообще не было идеи, что в этой битве кто-то должен победить.

Коллега-психолог рассказывала: играл приемный ребенок – у него была маленькая машинка, и по сюжету был пожар. Машинка его пыталась потушить, но пожар был где-то наверху, и у нее не получалось. И вот он ездит и ездит, и так несколько сеансов, все время возвращаясь к этой игре, где одинокая машинка не может потушить пожар. И у коллеги чесались руки взять большую машину и сказать: «Не бойся, я помогу тебе!» Но она удержалась, и на очередном сеансе ребенок сам пришел к тому, что маленькая машинка может попросить помощи, и он проиграл этот сюжет.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Но ребенок не просто проиграл сюжет. Он в игре самостоятельно пришел к важному выводу.

Что можно узнать о ребенке по тому, как он играет

Важен «первый раз»

Стоит с особенным вниманием отнестись к тому, что ребенок сделал в первый раз. Если малыш играл один, а тут вдруг попросил вас присоединиться и дал роль, – это маркер доверия. Или играл в больничку, а тут раз – и начал кого-то лупить. Это тоже можно расценить как признак доверия. Ребенок почувствовал, что он в безопасности, что тут действительно можно играть, во что он сам выберет. И можно немножко больше показать, что у него внутри.

Во время загрузки произошла ошибка.

 «Первый раз» означает, что у ребенка начался новый этап. То есть, раньше он во что-то играл, во время игры все продумал, осознал, и теперь он готов идти дальше.

Бывает, дети играют в малышей, в котят – изображают маленькое, беспомощное существо. Допустим, когда появляется младший ребенок в семье. И у ребенка – не то чтобы злость или обида (хотя и это может быть), но ему до конца не понятно, как это: быть старшим братом? И вот он в игре это исследует, продумывает и – таким образом – растет. 

Я наблюдал, как мальчик четыре сеанса подряд играл в котенка, потом наигрался и больше к этой игре не возвращался никогда. Для него эта тема закончилась, и он начал играть в гонки. То есть, ребенок понял, что такое «старший брат», и был готов двигаться дальше.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Если ребенок часто играет в одну и ту же игру

Если у вас складывается ощущение, что ребенок постоянно играет в «глупую, пустую игру», которая ему «ничего не дает», надо постараться увидеть его потребность в этом. И если ребенок все время играет в этого самого беспомощного котенка, который не умеет говорить, которого надо носить на руках, который бесконечно просит, чтобы его погладили, видимо, сейчас у него есть потребность в ласке, заботе. Но!

«Часто родители приходят и говорят: «Он играет в одно и то же. Что он зациклился?», — рассказывает Матвей Берхин. — Это как если бы взрослый все время перечитывал одну и ту же книжку. Но в детстве-то это нормальная история: бесконечно что-то перечитывать.

Во время загрузки произошла ошибка.

Интенсивность

Играл спокойно, а тут вдруг глаза горят, не может усидеть на месте. Или наоборот – ребенок затаил дыхание, и у нас самих в это время появляется чувство, что это нечто особенное, глубокое. Значит, происходит что-то важное. В этот момент можно попытаться понять: что именно? Как ребенок видит себя и какие у него потребности.

А что с этими наблюдениями делать?

Ничего.

«Самое главное – самому не начать играть в психоаналитика, – говорит Матвей Берхин. – Не лезть ребенку в душу, не начинать нравоучительные разговоры. Не надо для ребенка выстраивать связь между игрой и жизнью, говорить: «Вот ты играешь, что принцесса одна в замке. Похоже, тебе так одиноко. Но ты знаешь, я всегда с тобой». Вот таких серьезных разговоров устраивать не надо. Это убьет свободную игру как средство самовыражения в нашем присутствии. Ребенок поймет, что с ним не просто играют, а пытаются как-то изменить».  

Вместо этого можно ненавязчиво попробовать ответить на ту потребность, о которой ребенок сказал в игре. Возможно, просто чуть больше его обнимать, проводить с ним время, почаще говорить: «Я люблю тебя».

У меня есть один маленький клиент – мальчик с агрессией. Он может играть в доктора, но это будет жестокий доктор, который скорее мучает. Там все логично связывается с опытом его прежней жизни… И все игры у него агрессивные. Он играет, и я вижу, что эта агрессия выходит, выходит раз за разом в игре, и ее становится меньше в его поведении. А в игре появляется тема заботы: он устраивает чаепития, угощает меня. Удивительно, конечно, за этим наблюдать.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Читайте также: Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
11
Kukushka
Мой ребенок прежде чем начать играть самостоятельно вдоволь наигрался с нами-взрослыми. Самостоятельно играть начал года в три с половиной, первый раз был когда мы разбирали папины носки после стирки и тут она вдруг надела себе два носка на руки, и носки заговорили друг с другом о своей тяжелой носочной жизни. И после этого понеслась :-)
СсылкаПожаловаться
Белая и пушистая
Полностью не согласна, что в игре можно всё. Именно через игры ребёнок учится, что можно, а что нет.
СсылкаПожаловаться
НикаНет
название статьи "как играть с ребенком" противоречит самой статье. Вся статья о самостоятельных играх ребенка и о том, чтобы оставлять ребенка в покое, когда он играет сам.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимСын меня ударил. Как теперь жить?
Сразу попрошу не кидать в меня тапки и не писать "сама виновата". Наверное, виновата, раз такое произошло. Но что теперь делать, не знаю.
Сын-подросток 15 лет. Растила его всю жизнь одна, до школы ещё бабушка (моя мама) помогала. В "опу не дула", наоборот достаточно требовательной была, стиль воспитания ближе к авторитарному. Но отношения у нас были всегда дружескими (не панибратскими): вместе ездили в отпуск, на экскурсии, занимались спортом. Сын рос беспроблемным: не хулиганил, был коммуникабельным, стремился к знаниям, делился со мной своими интересами.
И тут нагрянул переходный возраст((( Сын стал хамить, огрызаться, прогуливать школу. Когда пыталась отлучить его от компьютера мог оттолкнуть меня. Я уже тогда почувствовала этот тревожный звонок, пошли к психологу. И вот 2 дня назад сын снова поднял на меня руку. И уже не просто оттолкнул, пытаясь защитить свой компьютер, а ударил сильно по больной ноге (знал, что больная) с такой злостью, причём я его даже не трогала((( Я была в шоке...и до сих пор нахожусь... Я не знаю, как дальше жить!!! У меня внутри как будто всё оборвалось, погас огонёк, который постоянно меня мотивировал на моё развитие и развитие сына. Я чувствую, что не могу любить его также, как раньше, даже видеть его не могу. Не понимаю, как я могла воспитать такого мужчину, который смог ударить женщину, тем более мать!!! За что? Всю душу в него вкладывала, время! Мысли возникают даже о детдоме, может, там он найдёт себе другую мать, которую будет любить, а не ненавидеть, как меня? Временных интернатов у нас нет, только если совсем отказаться. Все мысли в кучу...
Пишу...не знаю зачем...очень тяжело на сердце... Может, хоть кто-то подскажет выход...
499
Ольг@Забавные картинки
Всем привет!
Давайте заряжаться хорошим настроением.
354
Лана ЛэнгСалаты, салатики, праздники, вкусняшки.
Что и темы грустные, и настроение форума совсем не новогоднее.
Давайте добавим настроения. Тема о майонезе вдохновила на обзор салатиков.
Приведу мой личный топ салатиков.
Да, это бывает жирно и тяжело для желудка. Но ооочень вкусно. Теплая компания. Болтовня под компот и шампанское и ммм... салатики. На дни рождения уже давно заказываем суши и пиццу, но на НГ мама и бабауля без них точно не оставят.
В комментариях буду добавлять любимые салатики, а вы пишите свое фу или ух. Вариации салатиков приветствуются, т.к. окончательное меня на НГ еще не составлено. Эксперименты на кухне люблю.
210
Пятачок)))На сон грядущий)) давайте поговорим о приятном..
Привет)) что вы подарите СЕБЕ на новый год?)) или уже купили? Или какие-то позитивные новости?
156
Ángel rebeldeЗРР и новогодний утренник
Сыну 3,7 года. Он не разговаривает (ЗРР), но ходит в обычный детский сад (32 ребенка в группе). Сегодня утром, когда привели детей, устроили мини-собрание по поводу новогоднего утренника - обсудить некоторые вопросы. Я задала свой вопрос и одна родительница возмущенно спросила: "вы что, тоже собираетесь на утренник?". Я ответила, что собираемся. Она недовольно отвернулась. Потом подошла к воспитательнице и что-то с шипением ей высказала. А потом ушла и хлопнула дверью. Я не поняла, почему мой ребенок не должен идти на утренник? Он не буйный, контактный. Конечно, стишок он не расскажет, но ведь надеть костюм, поводить хоровод вокруг елки и получить подарок от деда мороза он имеет право, как и другие дети. Или я чего-то не понимаю?
113
НастяОпять двойка...
Обидно за моего первоклассника. К школе он был готов психологически, но таким умным, как тут любят писать, не был. Сейчас читает уже лучше, чем до школы. Пишет не очень хорошо. А вчера принес листочек с проверочный, на котором написано "низкий уровень". Две задачи решены правильно, состав числа тоже все правильно. Два столбика примеров. Два примера неправильно. И за это "двойка"? Что-то я удивлена, что за 2 ошибки в первом классе ставят такие оценки. У всех так или нам просто повезло?
107
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru