1. Ребенок, которого ты родила, весит 10 фунтов (4,5 кг. – Прим. ред.). Каждая капля твоего ребенка была дождинкой, снежинкой, мглой, росой, водой, мутью в городском канале. Каждый атом угля или азота связывался в миллионы разных веществ или разрушал эти соединения. Ты лишь собрала воедино то, что было.
2. Ребенок — папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами. Ты сумеешь прочесть лишь часть их.
3. Через 15 лет ребенок будет смотреть в будущее, а ты — оглядываться в прошлое. В тебе — воспоминания и опыт, в нем — непостоянство и дерзкая надежда. Ты колеблешься — он ждет и верит, ты опасаешься — ему все нипочем.
4. Молодость, если она не насмехается, не отталкивается, не презирает, всегда стремится исправить ошибки прошлого.
5. Любовь — не услуга, которую можно оплатить. Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешь на время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты? Избегай называть ребенка неблагодарным.
6. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение... В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.
7. Обычный поцелуй успокаивает боль, смягчает резкие слова напоминания, пробуждает раскаяние, награждает за усилие. Он — символ любви, как крест — символ веры, и действует так же.
8. Счастье для человечества, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю.
9. Первое бесспорное право ребенка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается — меньше станет и загадок, и ошибок.
10. Желая уберечь ребенка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия.
11. Оберегая ребенка от смерти, мы часто не даем ему жить. Но если ребенок поверит: если он послушен, пассивен, доверчиво поддается требованиям избегать всяческих опытов, отказаться от попыток, усилий, от любого проявления воли, то что сделает он, когда в себе, в глубине своей духовной сущности, почувствует, как что-то ранит его, жжет, язвит?
12. Тот, кто не продумает как следует систему запретов и приказов, когда их мало, тот растеряется и не сможет ориентироваться, когда их станет много.
13. Даже просто самому открыть дверь — это маленькая победа и праздник для ребенка. Ему уже снятся дальние страны, в мечтах воображает он себя Робинзоном на необитаемом острове — а в действительности счастлив, когда ему разрешают выглянуть в окно.
14. Младенец старается познать себя, окружающий его животный и растительный мир, потому что с этим связано его мышление. Спрашивая «это что?», он ждет не названия, а оценки, объяснения.
15. Школа требует, а родители дают неохотно. Родители солидаризуются с не всегда справедливыми обвинениями ребенка школой, чтобы избавить себя от хлопот и опеки.
16. Ребенок не глуп — дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания!
В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости.
17. Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам. Трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.
18. Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
19. Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетелей и поведения — и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? Поколение Неронов расплодилось. Кроме здоровья, бывают и недомогания; кроме достоинств и положительных качеств — недостатки и пороки. Отречемся от лицемерной тоски по совершенным детям.
20. Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
Цитаты из книг Януша Корчака «Как любить ребенка», «Оставьте меня детям...» (Педагогические записи), «Право ребенка на уважение», «Несерьезная педагогика».