Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Хит-парад родительских ошибок

Все мамы и папы, воспитывая своих детей, хотят как лучше – а получается так, как получается. В чем мы, желая своему ребенку добра, все-таки перегибаем палку?


Depositphotos

О чтении нотаций, критике второго родителя и других распространенных родительских ошибках мы рассказывали здесь. Сегодняшний материал – продолжение этой темы. Психолог и мама – Екатерина Хломова – рассказывает, в каких воспитательных моментах мамам и папам труднее всего держаться золотой середины. Итак, что мы часто делаем не так?

5. Чрезмерно опекаем

В каждом возрасте дети уже могут что-то делать самостоятельно. Гиперопека отрицательно сказывается на разных сторонах жизни малыша. Возможно, он долго не сможет найти друзей, не научится высказывать свое мнение и отстаивать его, а может и «заработать» невроз.

Развивайте самостоятельность своих детей и поощряйте их инициативы. Позвольте детям помогать старшим, пусть пока и неумело. Не игнорируйте их желания и не вводите тотальный контроль за их общением с друзьями. Оставьте небольшое личное пространство, позвольте испытать ощущение риска.

Не спешите на помощь моментально, дайте ребенку возможность самому решить проблему или попробовать найти выход из сложной ситуации. Идеальный вариант – обмен мнениями. Выслушайте, как ребенок хочет поступить в конкретной ситуации, выскажите свое мнение и оставьте принятие решения за ним. Пусть это будет его ошибка, его маленький опыт.

4. Критикуем ребенка, а не его поведение

 «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю» – так психологи рекомендуют справляться с нежелательным поведением малыша. Волшебство этой фразы в том, что мы высказываем свое отношение к поступку, а не к самому ребенку. Когда мы говорим именно так, у ребенка нет желания сопротивляться, делать что-то назло. А главное – нет основания сомневаться в том, что родители его любят.

Его самооценка остается сохранной, а поведение постепенно корректируется, потому что в этой форме дети действительно слышат, что от них хотят взрослые. Их подсознание не «затопляется» обидой и яростью на родителя, виной или стыдом за то, что они плохие.

Увы, чаще родители используют другой «козырь»: «Мамочка больше не будет любить тебя».

Средство не менее, а может быть, и более сильное и жестокое, чем физическое насилие – насилие эмоциональное. Оскорбления, угрозы, шантаж («Я тебя тогда не буду любить», «Ты меня в могилу загонишь»), запугивание («Сейчас уйду и оставлю тебя тут», «Отдам в детский дом», «Заберут тебя в милицию») и так любимое «интеллигентными» родителями и люто ненавидимое детьми игнорирование. Все эти методы очень эффективны – стоит объявить ребенку бойкот, не разговаривать с ним, не замечать его, словно его не существует, и очень скоро даже самый строптивый и наглый начнет заискивать и просить прощения. Проверено тысячами родителей. Действительно сильное средство. И теперь мы уже хорошо понимаем почему. Для ребенка нет ничего ужаснее отвержения со стороны «своего» взрослого. Программа привязанности определенно утверждает: если будет внимательный к тебе взрослый, тот, кто за тобой «смотрит», ты спасен. Если нет – ты обречен. Поэтому угроза родителя «уйти», «отдать» или бойкот, явно демонстрируемое нежелание «смотреть за» очень быстро и эффективно повергает ребенка в настоящий эмоциональный ад.
Людмила Петрановская
Отрывок из книги «Если с ребенком трудно»

3. Слишком много запрещаем

Некоторые родители полностью забирают у ребенка функцию контроля над опасными ситуациями. При таком неусыпном контроле ребенок теряет не только саму способность к контролю, но и возможность оценивать собственные действия и адекватное представление о собственных возможностях.

Суть запрета сводится к подсознательно проговариваемой установке родителей: «Ты без меня ничего не способен сделать правильно». Ребенок вырастает с мыслью: что бы он ни сделал - это оказывается уже заведомо неправильным.

Другой вариант – «тревожная мама» – она находится в постоянном напряжении: «не надо лезть на горку», «нельзя туда, там качели» и т.п. Ребенок не воспринимает большое количество родительских запретов и, со временем, перестает на них реагировать. Он лазает, прыгает и игнорирует любую опасность. Количество ушибов и травм увеличивается. Даже если ребенок пытается выполнять все запреты, это оказывается невозможным. В итоге у него может развиться депрессия, снизиться самооценка.

Однако к специалисту тревожные родители обращаются не с собственными, а с детскими проблемами: жалуются, что снизилась успеваемость, ребенок стал агрессивным, не слушает старших, и все это без видимых причин.

2. Не говорим «нет»

Другая крайность, в которую не стоит впадать, потому что правила и границы нужны для формирования личности ребенка. Малыш, не знающий запретов, становится заложником собственных порывов и эмоций. Он, как и тот, которому все запрещают, живет в постоянной тревоге. У него нет никакого плана действий, кроме потребности немедленно удовлетворять все свои желания.

Такие дети интуитивно понимают важность запретов и по-своему требуют их. Часто именно тогда, когда ребенок выводит нас из себя, он таким способом «просит» установить границы. Родители не только вправе, но и – обязаны – установить для ребенка определенные правила и ограничения, которые позволят ему усвоить правила жизни в обществе

1. Перебарщиваем с кружками

Многие родители стремятся занимать будни детей с самого раннего возраста огромным количеством занятий, игнорируя то, что ведущая психологическая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Дошкольник должен иметь возможность свободно играть не менее 1,5 часов в день – в противном случае он существенно теряет в развитии воображения и фантазии. Кроме того, для полноценного развития дошкольнику нужно достаточное количество кислорода и возможность сбросить мышечное напряжение.

Во время загрузки произошла ошибка.

Если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и новых знаний слишком много, это приводит к поверхностному восприятию любой информации: он вроде и слушает, но не запоминает. Когда дети подвергаются постоянным перегрузкам, они теряют интерес к новым знаниям. Если перегрузки продолжаются долго, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или даже соматическое заболевание.

В наше время детство перестало быть временем праздности. Многие родители забывают о том, что взрослым их малыш еще побудет, а вот ребенком – уже никогда.

Читайте также: Почему нельзя позволять детям управлять вашей жизнью.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
27
Сергей
Пора вместо таких статей начать писать статьи в духе: "Уважаемые родители! Почему вы. планируя и производя на свет детей, НИЧЕРТА НЕ ДЕЛАЕТЕ В ПЛАНЕ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСВОЙ ГРАМОТНОСТИ?!!!! Почему вы не удосуживаетесь покупать и читать книги по воспитанию, почему не налаживаете постоянный контакт с профессиональными педагогами, детскими психологами и физиологами? Почему вы ведете себя так, как будто с рождением ребенка на вас снизошло Божье просветление и теперь вы знаете как воспитывать детей? Вы боитесь признаться себе, что вы остались такими же, как и до рождения детей - ни чуточку не став умнее в плане воспитания, и что этому надо долго и постоянно учиться? Преступность, низкий уровень культуры, невоспитанность - это все последствия практически поголовной неграмотности родителей в вопросах воспитания детей! ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
СсылкаПожаловаться
ИШ
Глупости, у преподавателей очень часто вырастают никчемные дети, т.е. опытные педагоги, профессиональные воспитатели не умеют воспитывать собственных детей
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от ИШ
ИШ
Глупости, у преподавателей очень часто вырастают никчемные дети, т.е. опытные педагоги, профессиональные воспитатели не умеют воспитывать собственных детей
СсылкаПожаловаться
То есть детей надо воспитывать по принципу "до чего сам додумался", так что ли? И речь идет не о преподавателях, а о педагогах. Это как говорится две большие разницы.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Мадам Н.Д.Фотозагадки.
Давно я что-то не радовала себя и Вас новыми темами. Но вот нашла интересный материал и хочу предложить Вам заняться "угадайками". Я выкладываю фото человека и его описание, а Вы пишете- ...
238
Мисс ХЧто же мне делать?..
Девочки, добрый вечер. Начало года явно не задалось. 7 января уехали с обструкцией в больницу. Отлежали. Пролечились.
Неделя в саду-наша песня хороша, начинай сначала.
Ладно, лечимся.Стоматит.
Ла...
167
АнонимОтношения с матерью и имущество
Добрый день! 
С матерью отношения всегда были странными: с одной стороны она меня очень любила, а с другой била. Я бы даже сказала, издевалась: вырывала волосы, швыряла на пол, била ногами ( но это...
130
АнонимКак бы поступили Вы?
Муж поссорился с матерью. Несколько месяцев назад. Она повела себя странно: стала навязчиво названивать и ему и мне и настаивать: начните делать с дочкой упражнения для осанки (прислала мне их ВК)....
128
Все пройдет сказала Морана...Ой,блины,мои блины.Вот и Масленица примчалась,,
Э Эй народ честной,шире рот открой!!!Любите ли Вы блины? Любите ли вы блины, как люблю их я?Зажаристые и обязательно "с пылу - с жару", никаких остывших и разогретых. Ах, какие чУдные бли...
84
ЛюбахаТеоретический вопрос по поводу горшка
Чисто теоретически, если не приучать ребёнка ( здорового) к горшку, он сам дойдёт до того, что в штаны дела делать нельзя? И с учётом того, что он знает и что такое горшок, и унитаз, ну и как бы ви...
80
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru