Ученые, статья которых опубликована в журнале Journal of Epidemiology and Community Health, решили выяснить, как повлияли на психику и успеваемость 15-летних школьников сцены травли их одноклассников, которые они наблюдали в 13 лет. Оказалось, что абсолютное большинство канадских старшеклассников становились свидетелями различных проявлений школьной агрессии – как явных, так и завуалированных.
У тех, кто наблюдал в школе избиения, угрозы оружием, вандализм, но сам в них не участвовал, через два года наблюдалась повышенная склонность к правонарушениям и приему наркотиков.
А у тех подростков, которые были свидетелями словесных оскорблений, издевательств и угроз, помимо склонности к приему наркотиков, отмечались симптомы депрессии и социальной тревожности. Кроме того, они меньше интересовались учебой.
Как отмечают исследователи, все эти долговременные негативные психологические последствия, присутствующие у свидетелей, ничем не отличаются от тех, что наблюдаются у непосредственных жертв школьного буллинга. Это стоит иметь в виду школьным психологам, работающим со случаями травли, подчеркивают ученые.
Читайте также: Что делать, если ребенка травят в школе.