«У ребенка нет цели? Учите математику». Как подготовить детей к цифровому будущему

Что за навыки необходимы подросткам?
Источник: unsplash.com

Технологии меняются, профессии устаревают, к чему готовить детей — непонятно. Какие навыки нужны подростку перед поступлением в вуз мечты и что делать, если ребенок вообще ничего не хочет? Об этом пишет Анастасия Кочепасова, сотрудник отдела монетизации Google Cloud, преподаватель курсов переподготовки в области работы с данными при университете Беркли, Калифорния.

Родители — менеджеры образования

Готовя детей к неизвестному будущему, мы должны уже сейчас сформулировать критерии, по которым их готовим. Хорошая цель — чтобы взрослый человек был счастлив. С интересной работой и доходом, покрывающим потребности, счастливым быть проще.

Роль традиционной школы в формировании будущего снижается. Нередко она становится местом содержания детей, пока родители на работе. В Америке есть анекдотичная фраза: вы платите налоги или на школу, или на полицию. Это значит, что детей нужно на полдня закрыть в школе, чтобы они не болтались без дела по улицам и рано или поздно не догадались стащить шоколадку.

Программа российской школы очень перегружена, освоить ее полностью практически невозможно. Те, кому это удалось, могут настолько перегореть, что не захотят учиться дальше. Чтобы этого не произошло, родителю нужно помочь ребенку расставить приоритеты — то есть, фактически, стать менеджером образования.

Словосочетание «менеджмент образования» звучит пугающе. Значит, нужно бросать работу, задвигать свои интересы, а все силы и время отдавать детскому образованию?! На деле все не так.

Раз мама и папа где-то работают, значит, однажды они уже прошли определенный путь и могут, пользуясь собственным опытом, помочь своему подростку на подобном маршруте. Часто родительский опыт не осознан, не отрефлексирован, не проговорен. Но он уже есть. А также есть ресурс на то, чтобы осознать пройденный путь и помочь ребенку достичь поставленной им цели.

Так, взрослый человек понимает: чтобы получить диплом, он не должен знать все-все-все. Ему нужен лишь определенный набор знаний, чтобы этот диплом защитить.

И не нужно путать менеджмент с микроменеджментом. Родитель не становится учителем ребенка по определенным предметам, не разбирается в деталях той или иной сферы. Он лишь помогает выработать стратегию и расставить приоритеты. В том числе в освоении школьной программы.

Можно проспать первый урок. Можно уговорить учителя натянуть тройку по предмету, который находится вне сферы интересов ребенка. Само по себе это не означает, что ребенок ни на что не способен и не будет успешен. Особенно если он при этом активно учится тому, в чем видит свое будущее.

Уметь учиться — это значит, в первую очередь, осознавать две точки и движение между ними. Первая точка — где человек находится сейчас, вторая — где хочет быть в итоге.

Среднестатистический подросток этого не умеет. Например, он заявляет: «Я не знаю математику». Означает ли это, что он приходит в магазин за шоколадкой и не может выбрать подходящую купюру в кошельке? Вовсе нет. Более того, он даже способен прикинуть сдачу. Значит, математику в каком-то объеме он знает, но не может определить свое точное положение, не может его принять и описать конкретными словами.

С высоты своего опыта взрослый говорит: «Давай ты сдашь пробный экзамен вроде ЕГЭ или другой подходящий тест». Результат, каким бы он ни был, даст возможность определить, в чем ребенок силен, а что нужно подтянуть. Например, уравнения он решает отлично, а текстовые задачи понимает плохо, с отдельными областями геометрии справляется достаточно хорошо, а в других не ориентируется совсем.

Ключевой момент: родитель обучает ребенка самодиагностике.

Он не садится и не пишет экзамен вместе с ним. Он подсказывает, что можно сделать, и помогает оценить результат. А потом, если нужно, помогает найти ресурс — репетитора, онлайн-курсы, — где ребенок доберет недостающие знания и прокачает те навыки, которые нужны ему, например, для поступления в выбранный вуз.

Вообще, к любому делу полезно относиться как к научному проекту. То есть сформулировать гипотезу, определить цель, найти параметры, по которым можно оценить реалистичность ее достижения, просчитать количественные показатели. Если ясно, что цель достижима, то двигаться к ней.

Удобно рассмотреть это на примере бизнеса. Например, ребенок мечтает открыть свою кофейню. Отлично! Пусть сядет и напишет на бумаге: «Я думаю, что кофейня будет успешной, если каждый месяц она будет приносить такую-то прибыль».

Далее можно высчитать все связанные с этим параметры: средний чек, количество ежедневных посетителей и так далее. После этого можно вместе с ребенком прикинуть, достаточно ли вокруг живет людей, чтобы заходить в кофейню постоянно, хватает ли ассортимента, чтобы средний чек соответствовал запланированному. Такой подход учит ребенка конкретизировать свои цели, оценивать риски и замечать сигналы, которые ему подскажут, что проект может не осуществиться.

Наконец, к подростковому возрасту у ребенка должен сформироваться успешный опыт обучения. Это означает, что он способен преодолеть посильные трудности и получить поощрение своего успеха. То есть трудности ему нужно регулярно создавать, а достижение целей отмечать.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10

Если навык обучения сформирован, человек понимает: незнание является не ограничением, а всего лишь поводом пройти свой путь. Илон Маск поступил именно так. Он решил запустить свою космическую программу в 31 год, не имея специализированного образования в области ракетостроения. Маск читал книги, общался с людьми из космической отрасли и сделал то, что планировал.

Есть цель? Пишите план

В случае с обучением есть две категории ситуаций. Первая: ребенок знает, чего он хочет. Он может сомневаться, может со временем разочароваться, но некое представление об итоговой точке у него есть. В этом случае родитель присоединяется к желанию своего подростка и подсказывает ему технологию достижения цели.

Например, девочка хочет стать врачом, но в семье никто никогда не занимался медициной. Врачей она видела только как пациент, а может, вдохновилась профессией, посмотрев сериал. Родитель говорит: отлично, есть курсы фельдшеров или медсестер. Пусть подросток их закончит, а потом устроится работать по этой специальности минимум на полгода. При этом родитель не делает ничего непосильного ради ребенка, только направляет и помогает решить сложные ситуации, например, со школой.

За полгода, увидев ситуацию изнутри, девочка поймет, точно ли она хочет заниматься медициной. Если да, то родители, исходя из финансовых возможностей семьи, составляют с ней план дальнейшего движения к цели. Когда ресурсы позволяют, они могут нанять репетиторов и подготовить дочь к поступлению, скажем, в Первый Санкт-Петербургский медицинский университет. Когда такой возможности нет, ребенок идет учиться, например, в колледж на хирургическую медсестру, собирает характеристики, узнает о возможностях получения стипендии или оплаты образования в вузе своей мечты.

Роль менеджера может взять на себя и сторонний человек, не обязательно этим нужно заниматься родителям.

Несколько лет назад ко мне обратилась 16-летняя Мария. Она вместе с родителями эмигрировала из Украины в США. Свою цель девушка обозначила так: я хочу писать о моде. Спрашиваю: какие издания по этой теме ты знаешь? Никаких. Загуглила, нашла топ-5. Спрашиваю: ты знаешь, кто их редакторы? Подписана на них в соцсетях? Какие у них программы стажировок? По каким критериям они отбирают людей? Постепенно вырисовалась цель: Мария хочет писать для американского Vogue. Его бессменный редактор Анна Винтур берет на стажировки тех, кто публиковался в крупных журналах вроде World Journal, Washington Post.

Попутно Мария поняла, что все эти люди много читают. Она взялась за мировую классику, а чтобы закрепить прочитанное, писала посты в соцсетях, подражая авторам. Мария анализировала количество лайков и репостов, выявляя, что больше всего нравится ее аудитории. Эти посты она приносила в качестве портфолио в редакции журналов, так как поняла, что нужно получить опыт работы в СМИ.

Сейчас Марии 20 лет. Она выяснила, что писать регулярно, по заданным темам, в заданных аудиторией рамках — тяжелая работа. Осознала, что дорога в Vogue тяжела и конкурентна, быстрых скачков там не будет. Но, возможно, со временем у нее получится достичь этой цели.

В опыте Марии важен такой момент: она смогла описать свою реальность в цифрах. Постоянный анализ количества лайков и репостов, изучение профилей тех, кто их поставил, показал, кто ее аудитория и чем она интересуется. Такой подход помог ей стать, по сути, успешным самостоятельным медиа. Умение анализировать статистику — базовый навык блогера (а ими хотят стать многие подростки).

Нет цели — учите математику

Вторая категория ситуаций: ребенок не знает, чем хочет заниматься, или не хочет вообще ничего. В лучшем случае он описывает свое будущее одним предложением: «Хочу свой бизнес». Но на вопрос, будет это один маленький магазинчик или крупная частная компания, конкурирующая с Роскосмосом, ответа уже нет. То, что ребенок теряется, в принципе нормально.

В этом случае я рекомендую учить математику. Не для того, чтобы заниматься наукой, а чтобы овладеть инструментами работы в современном мире и получить преимущество перед теми, кто ее не знает.

Человек, который умеет работать со статистикой, сможет здраво оценивать предложения на рынке труда. Так, если в вакансии указана высокая средняя зарплата в компании, он понимает, что эта цифра достигается за счет разницы в зарплатах руководства и рядовых сотрудников. Его волнует значение наиболее часто встречающегося числа в выборке.

Человек, понимающий теорию вероятности, не поверит в финансовую пирамиду и не спустит последние 10 000 рублей в казино в надежде закрыть кредит на машину. А знание комбинаторики обезопасит его в мире, где завладеть всеми финансами человека можно, подобрав пароль к его гаджету.

Наконец, если после окончания математического факультета человек осознал, чем хочет заниматься, он сможет применить полученные инструменты в выбранной сфере. Скажем, если его страстью окажется мода, то крупный онлайн-магазин одежды с радостью возьмет его на позицию data scientist.

Зачем ребенку компьютерная грамотность

Сегодня возрастает ценность людей, способных работать автономно, то есть самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их на независимых данных. Чем меньше людей нужно конкретному специалисту, чтобы он мог выполнять свою работу, тем сильнее он будет востребован.

Открыть Google, ввести запрос, прочитать инструкцию, выполнить ее — это и есть минимальная компьютерная грамотность. К ней же относится владение языками верхнего программирования (сейчас это, например, Python, SQL), которые позволяют напрямую анализировать большие массивы данных, проверяя любую информацию. Стоит учесть, что спустя 5–10 лет языки программирования, скорее всего, будут другими, так что учить сейчас именно Python не обязательно. Но принцип останется тот же: работа с большими данными с помощью языка, максимально приближенного к нашей речи.

Компьютерная грамотность дает независимость от мнений и суждений.

10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой:

10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10

В том, что по сути является набором цифр, заинтересованный человек может увидеть тренд, который позволит ему сделать осознанный выбор профессии или поможет в работе.

Предположим, есть журналист, отлично владеющий словом, способный придумать яркий заголовок. Однако если к этим навыкам добавить умение работать с базами данных, его материалы станут гораздо более качественными. Отправляясь на интервью с создателями вакцины, такой журналист сможет не только прочитать пресс-релиз с описанием успехов, но и проанализировать данные исследований, не адаптированные для восприятия рядовыми людьми. Значит, его вопросы будут более конкретными, а интервью — уникальным.

Обучение как проект

Project-based education (проектное обучение) — тренд в образовании практически во всем мире. Используя такой подход, человек может прокачать любой навык, необходимый в современном мире.

Возьмем, например, изучение английского. Абстрактное «без языка сейчас никуда, иди-ка ты на курсы» работает плохо. Однако если подросток заинтересован в какой-то конкретной области, смотрит видео на эту тему на английском, он уже неплохо изучает язык.

Родители могут закинуть ребенку идею: ты уже много знаешь, а не записать ли тебе свое видео на английском, чтобы стать полезным другим людям? Если ребенок не уверен в своей способности составить текст без ошибок, на помощь придет преподаватель, который обучит его конкретным вещам. И это будет не зазубривание топиков про «capital of Great Britain», а шаг на пути к цели. Соответственно, не будет вызывать сопротивления.

То же самое работает с любой областью: есть интерес — помогаем ребенку составить проект и двигаться к цели. Вкладывая в это силы, мы, родители, формируем поколение людей, которые будут учиться в течение всей жизни и будут успешными.

Записала Дарья Бехтенева