Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Вечный студент: почему в будущем нам придётся учиться всю жизнь

Как научиться учиться и почему это нужно всем без исключения — и детям, и взрослым, в День студента рассказывает руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

учеба
учебаИсточник: Depositphotos

Насильственное обучение взрослого невозможно

Прежде чем говорить об обучении взрослых, давайте разберёмся, кто такие взрослые и чем они принципиально отличаются от детей? Юридически человек считается взрослым после наступления совершеннолетия. Но реально взрослых среди 18-20-летних совсем немного.

В первую очередь взрослый человек от невзрослого отличается ментальной зрелостью. Он умеет брать на себя ответственность, у него достаточно знаний и умений, чтобы принимать важные жизненные решения.

Взрослым можно стать и в 16, и в 30, и в 50, а можно — не стать вовсе.

На мой взгляд, понятие «взрослость» не столько про физический возраст, сколько про мироощущение и внутреннюю зрелость человека.

Взрослый более мотивирован и, как следствие, более самостоятелен. Он не перекладывает ни на кого ответственность за результат и понимает, что всё зависит от него самого. Благодаря этим качествам он предъявляет совершенно другие требования к педагогу и в целом к процессу обучения.

Взрослым плохо подходит классическое фронтальное обучение, где педагог является абсолютным авторитетом. Насильственное обучение взрослого практически невозможно. Из-за высокого уровня осознанности у него всегда будет возникать вопрос: а зачем мне это нужно? Взрослому нужен не строгий лектор, а мудрый наставник, который будет его направлять и поддерживать, а также исправлять ошибки.

Как сохранить способность к обучению во взрослом возрасте

Мы учимся всю жизнь, но, конечно, с возрастом способность к обучению снижается. Организм стареет — и это неизбежно. Но надо понимать, что речь идёт не о 30-летних, а, скорее, о 70-летних людях. При этом многие учёные и в 80 лет сохраняют ясность рассудка и остроту мысли. Точно так же мы знаем 60-летних «стариков», которым уже ничего неинтересно, их мозговые функции практически угасли. Именно поэтому в любом возрасте важно поддерживать мозг в рабочем состоянии.

Для хорошей работы мозга критически важно высыпаться и соблюдать режим сна. Это не значит, что всем нужно ложиться в девять, режим у каждого свой. Все мы были молодыми и не спали до четырёх утра, а потом к девяти бежали на занятия — в юности это нормально. Но чем раньше человек начинает заботиться о себе, тем дольше он сохраняет работоспособность.

03b7a11e-4613-45db-83b3-42a298dc6b71
Источник: Depositphotos

Конечно, важны физические нагрузки, то есть регулярный спорт. И не менее важно переключаться между интеллектуальными и физическими активностями. То есть сейчас мы бегаем на лыжах, потом читаем книгу, затем рисуем и так далее.

Полезно придумывать для себя какие-то практики, в которых всё нужно делать по-новому. Это хорошо стимулирует мозг.

Например, решить, что сегодня мы все привычные действия выполняем левой рукой. Неожиданно оказывается, что очень много вещей мы делаем правой рукой на автомате — поворот ключа в замке, открывание дверей, держание ложки. И для того, чтобы выполнить эти же действия левой рукой, нам надо остановиться и совершить усилие над собой. В эти моменты обновляются нейронные связи, человек начинает более осознанно подходить к простым действиям.

Важно пробовать новое во всех сферах жизни: читать новые книги, есть новые блюда, путешествовать по новым местам. Такой подход здорово раскачивает наш мозг и развивает любопытство к жизни. Это не всегда просто, нужно преодолеть некоторую инертность нашего рацио — «выйти из зоны комфорта» — но когда мы это сделали, дальше становится легче. Потому что наш мозг обожает пробовать новое. И конечно, в любом возрасте стоит продолжать учиться.

Мы обязаны научиться учиться

Последние лет пять в России стали говорить о концепции lifelong learning, то есть о концепции непрерывного обучения в течение всей жизни. На самом деле, мы во все времена учились всю жизнь — в школе, институте, на работе. Почему же сейчас эта повестка стала резко выходить на первый план? Выяснилось, что хоть мы и учились всю жизнь, для современных условий делали это недостаточно интенсивно.

Мир меняется с колоссальной скоростью. Постоянно появляются новые технологии, происходит автоматизация процессов, приходят новые управленческие практики. Этому всему нужно учиться, постоянно актуализировать свои знания, чтобы просто не сойти с дистанции. Тем более что у нас в руках есть современные цифровые и мобильные технологии, благодаря которым мы можем непрерывно обучаться. Один из первых курсов на платформе Coursera так и называется «Учитесь учиться».

К сожалению, наша классическая система образования не в состоянии научить нас этому навыку. Более того, она работает в обратную сторону.

3677cc27-51c4-47f7-8910-d6efe1ec61d0
Источник: depositphotos.com
Школа приучает человека, что достаточно выучить правильный ответ на вопрос, достаточно вызубрить, что существуют эти самые правильные ответы, что их не надо искать, — и всё, дальше можно работать по шаблону.

Нас не приучают к поисковому поведению, его, наоборот, не приветствуют. И на выходе мы получаем конформистов, умеющих только копировать прошлые практики и считающих, что так будет всю жизнь. А ведь сама суть образования — это всегда нонконформизм, всегда выход в новое. Эту инерцию нам всем нужно преодолевать.

Как научная фантастика помогла Китаю увидеть будущее

Homo sapiens как вид — это самое быстро обучающееся существо на планете. И мы очень любим учиться. Достаточно посмотреть на детей — они бесконечно осваивают что-то новое, куда-то лезут, что-то сочиняют, познают мир. В этом смысле ключевой фактор, чтобы научиться учиться — просто возродить в себе это любопытство. Оно уже есть в нас, но наше социальное окружение не приветствует подобное поведение.

  • Во-первых, нужно вспомнить, что учиться вообще-то прикольно, что у любого обучения есть цель. Стоит задавать себе вопросы: зачем это надо, зачем я изучаю то, что я изучаю сейчас.
  • Второй важный момент — найти то, что тебе действительно интересно. Как только ты нащупываешь свой интерес, ты резко начинаешь быстро учиться и переучиваться, искать новые решения для старых задач. И неважно, что конкретно тебе нравится — сажать цветы, изучать молекулярную биологию или составлять бухгалтерский баланс. Если в этом твой интерес, твоё внимание, то ты будешь много и с удовольствием учиться. И достигать успеха, в чём бы он для тебя ни выражался.
  • Третий фактор кажется самым неуловимым, самым сложным. Звучит он так: любое обучение, любой интерес к учёбе завязаны на любопытстве, и вот это любопытство нужно в себе культивировать. Как культивировать — каждый решает сам. Я, например, много читаю. И большое количество людей, с моей точки зрения, обладающих любопытством к миру, много читают.

Крайне полезно читать научную фантастику. Хорошая научная фантастика даёт ответы на многие вопросы во всех областях — от технологических до социальных. Фантасты придумывают возможные миры будущего, а реальность так или иначе копирует эти миры. Начитанность фантастикой даёт много интереса к будущему.

Про это есть известная история. Китай несколько десятков лет назад озадачился вопросом: почему у них хорошо получается копировать и совершенно не получается ничего придумывать? Они проанализировали и выяснили, что во всех странах с сильной разработкой такая же сильная школа научной фантастики. А в Китае этот жанр просто отсутствовал. Китайцы стали отправлять своих студентов на учёбу и за эти годы вырастили у себя поколение научных фантастов. И произошёл перелом: Китай уже не копирует, он превратился в мощную страну с сильной культурой инноваций.

Какие навыки пригодятся в будущем

Про навыки будущего не говорит только ленивый. Но ведь 90% из них никакого отношения к будущему не имеют, эти навыки были актуальны во все времена. Например, в XIX веке не нужно было критическое мышление? Нужно! Просто это навыки, которые вдруг стали массово нужны, а наша система образования их не прививает. При этом всем людям будущего совершенно точно понадобится умение читать и писать, но никто не называет это навыком будущего, поскольку мы умеем учить людей читать и писать. «Атлас новых профессий» помогает сориентироваться на рынке труда будущего и указывает на навыки, которые нам либо уже нужны, либо очень скоро понадобятся.

22c771b2-d64a-432a-b27f-90d98098ae14
Источник: depositphotos.com

Так какие навыки и умения будут ключевыми в XXI веке? Безусловно, это умение учиться, о котором мы говорили выше. Это базовый навык, который тянет за собой все остальные. Не менее важны цифровые навыки. Это широкий спектр знаний и умений, так или иначе связанных с информационными технологиями.

  • Например, в будущем нам всем нужно будет уметь разбираться в программировании. Это не значит, что каждый должен стать профессиональным программистом, но все должны понимать, как это работает. Условно, для того чтобы разобраться, как продвигать свой инстаграм, тебе все равно потребуются цифровые навыки.
  • Не менее важны будут метанавыки — типа критического мышления. Мы сейчас находимся в состоянии, когда через нас ежедневно проходят гигабайты информации. Этот поток нужно анализировать, смотреть на него критически. В противном случае мы начинаем существовать в каких-то информационных пузырях с очень однобокой картиной мира.
  • Берём в будущее и целый пакет социальных навыков — от эмпатии до умения выстраивать границы и работать в команде. Наш век — век командной работы, одиночкам уже очень сложно, все крупнейшие прорывы делаются командами специалистов. Именно поэтому прокачанный социальный интеллект так критически важен для успеха в новом времени.

Комментирует Павел Пучков, контент-продюсер проекта Hi-Tech Mail.ru:

— Онлайн-обучение сейчас может происходить даже там, где вы этого не ждете. В частности, игровая модель улучшения отдельных навыков сделала безумно популярными различные сервисы по изучению иностранных языков. Проекты вроде Skyeng или LinguaLeo рассчитаны на взрослых, но вся суть механик их приложений выглядит игровой, без лишней серьезности. Через игру происходит потребление новой информации и ее закрепление.

Набирают популярность и онлайн-курсы по самым разным темам.

Люди стремятся узнавать новое о своих хобби, и для этого идеально подходит формат удаленных лекций.

Вы не чувствуете себя в университете, а находитесь в комфортной домашней обстановке. При этом учиться сейчас можно чему угодно — от приготовления еды до проектирования сложных чертежей.

Важный момент нового времени: все больше людей перестают бояться менять жизнь и профессии в зрелом возрасте. В 30, 40 и даже 50 лет они приходят на площадки вроде GeekBrains и учатся программированию, дизайну или инстаграм-маркетингу. Еще недавно под обучением в интернете подразумевали поход на «Википедию» по нужной теме. Сейчас это десятки крупных площадок, сотни нишевых курсов, тысячи онлайн-коучей. И сотни тысяч людей, которые потребляют новую для себя информацию, не стесняясь учиться.

Читайте также:

Смотрите интересный ролик:

Комментарии
4
Нина Тимофеева
Отчасти согласна. Но не во всем. Прежде всего, школа раньше, в СССР, учила не только типовые задачи решать по образцу. Всегда были нестандартные задачи "со звездочкой"))). А институт тем более давал широкие, универсальные знания и умение учиться. А уж конкретные практические навыки осваивались позже - но легко.
А сейчас и в школе идет натаскивание на ЕГЭ, то есть прививается та самая уверенность, что всегда есть один правильный ответ. Вплоть до снижения оценок на ЕГЭ за другой ответ, тоже подходящий, но неверный с точки зрения проверяющего (а проверки все более автоматизированы, и компьютер-то точно не сумеет оценить вариабельность). И в дальнейшем обучение тому же программированию, например, все больше сводится к узким конкретным навыкам, к натаскиванию на решение типовых задач. Не могу сказать насчет вузов, но как раз многие курсы и онлайн-школы этим занимаются.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
И вообще, если действительно у молодежи клиповое мышление, а похоже, что так и есть, откуда оно? Тут, конечно, сказывается любое получение информации - сериалы вместо книг (сама люблю смотреть, но я из старшего поколения), способы обучения, соцсети как источники новостей...
А учиться действительно придется всю жизнь. И технологии развиваются, и специальности новые приходится осваивать. И тем же условным программистам для переучивания нужна хорошая изначальная подготовка. Раньше были нужны универсальные спецы, изобретатели велосипедов, и умение самому придумывать алгоритмы вырабатывалось во время учебы. Сейчас учат готовым приемам. Но еще раз, чем более широко и свободно мыслит человек, тем легче он будет переучиваться. И тем дольше его мозг будет деятельным и активным.
Это уже к вопросу о пожилых людях, которым, вероятно, придется работать до старости. Но деятельный мозг нужен в старости всем, независимо от работы.
При этом я считаю, что действительно зрелый человек, вполне способен выучиться без всяких игр: это его желание и ответственность. Игры нужны молодым для факультативного обучения, просто так.
СсылкаПожаловаться
Lilija Miror
Из всех знаний, полученных в школе, в институте, реально пригодились не более 10%, реально жалко времени на "просиживание штанов", при том, что я всегда любила учиться, искала источники новых знаний, независимых мнений, но система образования изжила себя до основания. Возможно есть несколько экспериментальных школ/гимназий, где детей учат думать, готовят к жизни и т.д., но большинство школ работают по схеме: "вызубри-расскажи-получи дурацкую оценку". Моей дочери 16, она уже зарабатывает больше меня, ну и, как обязаловка, получает никому не нужный диплом, просто, что бы он был, что бы положить его на полку.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ольг@Забавные картинки
Всем привет! С пятницей!!!
407
АнонимНе умеешь готовить-развод?
Всем добрый день! Давно читаю форум, но тему создаю первый раз.
Назрела большая конфликтная ситуация в семье. Мы с мужем вместе 10 лет и всё это время у нас случаются конфликты по двум темам-я не у...
358
ЛошадкаНовые блюда...
Всем доброго пятничного утра. Вот тут я поймала себя на мысли , что не хочу всего того, что готовили раньше. Курицу не хочу, иногда правда крылышки погрысть.. а бедра мне прям пахнут таблетками......
183
Коза АгатаДинозавры труда
Иногда мне кажется, что почти не осталось людей, которые всю жизнь работают на одном месте. Я имею в виду конечно не 3-5 лет, а прям большой стаж уже когда.

А на форуме есть такие? Как думаете, э...
166
Хочу в ПростоквашиноПятничка
Вот и пятница пришла и ковид мне принесла))) Это я так бодрюсь. 
В общем лежу я с ковидом в гордом одиночестве. Разгребаю вещи, навожу порядки. 
Какие у вас планы на выходные?
Мои планы лежать, леч...
136
АнонимКоролева детского сада
Есть девочка и есть мама ее,она дружила с воспитателем,ну как дружила,подружились в процессе,воспитатель очень хороший,но один момент: она продвигала ее девочку,на всех праздниках-главные роли -все...
134
Подпишитесь на нас