По данным НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Москвы, в России каждую минуту различные травмы получают шестеро детей. А это — более 3 млн в год. Ежедневно в больницу попадает около 1300 юных россиян, у 19 из них травмы оказываются несовместимыми с жизнью.
«Это всё очень серьёзно, — комментирует печальные цифры замглавврача по хирургической помощи Детской республиканской клинической больницы Минздрава РТ Владимир Филатов. — Хотя в нашей республике число детей, погибших в результате несчастных случаев уменьшается, цифры всё равно тревожные, ведь большинство этих ситуаций можно было избежать».
Беды от головы
С 1 мая травматологический центр ДРКБ на ул. Хайдара Бегичева перешёл на круглосуточный режим работы. По словам Филатова, тёплая пора, каникулы — время, когда потребность в помощи такого рода становится значительно выше.
Почему так происходит?
Летом факторов риска больше, а сами травмы нередко носят более тяжёлый характер. Кроме того, учебный год закончился, и свободное время дети часто проводят без контроля взрослых.
«Самое первое, на что стоит обратить внимание — это водоёмы, — говорит доктор Филатов. — Когда стоит сильная жара, как, например, было в мае этого года, соблазн искупаться очень велик, особенно если родители весь день на работе. Но даже при такой погоде в начале лета вода остаётся холодной. Во-вторых, часто подростки купаются в необорудованных местах с неизведанным дном».
Нередки случаи, когда дети тонут не в природном водоёме, а в бассейнах, выгребных ямах и других подобных сооружениях на дачных участках.
Как правило, чаще всего такое происходит с малышами до трёх лет, которые в силу своей любознательности и беспечности оказываются в самых неожиданных местах.
«Когда ребёнок внезапно падает в воду, возникает рефлекторный спазм, и упавший даже не успевает вскрикнуть. Когда родители вдруг обнаруживают, что малыш исчез из поля зрения, иногда бывает поздно, — поясняет врач. — Надо помнить, что чем младше ребёнок, тем больший относительно массы туловища вес имеет его головной мозг. У взрослых это соотношение 1:40, а у детей — 1:10. И когда малыш свешивается с кроватки или заглядывает в бочку с водой, голова может перевесить тело, и случится непоправимое. Мы недавно лечили малыша, который захлебнулся в домашнем аквариуме! Оставленный без присмотра, он подобрался к рыбкам, перегнулся через стекло и упал — сработал именно этот механизм».
Помните о «москитках»!
Немало проблем доставляют велосипедисты и «самокатчики», которые частенько вылетают на проезжую часть или проносятся по пешеходному переходу. «Второй механизм получения травмы — резкое торможение перед препятствием, когда ребёнок налетает на руль, — поясняет Филатов. — Самое распространённое последствие в данном случае — закрытая травма живота. Чаще всего страдают селезёнка и печень. Могут быть острые внутрибрюшные кровотечения или сочетанные травмы, если ребёнок кубарем слетает с велосипеда, ударяется головой, ломает руку или ключицу».
Продолжают список «популярных» летних травм повреждения, которые дети получают, падая из окон.
Как правило, в подобных делах фигурируют москитные сетки, об опасности которых доктора говорят постоянно. И хотя на рынке появились изделия с более надёжными креплениями, ситуация не меняется.
«Взрослые порой забывают, что даже маленькие дети могут легко забраться на подоконник с помощью дивана, стульчика или столика, стоящего под окном, — говорит Владимир Филатов. — Поднимаясь, они опираются на москитную сетку, не подозревая об опасности. У нас как раз сейчас двое таких ребятишек лежит, один из них — двухлетний малыш из Набережных Челнов упал с третьего этажа. К счастью, дети живы, но они получили тяжёлые сочетанные травмы».
Есть и другая категория пострадавших, как правило, это подростки, которые попадают в неприятные ситуации в рискованных прогулках.
Так, например, в ДРКБ лечился мальчик, который на стройке упал в котлован. Другой сорвался с дерева, на котором с приятелем построил штаб. Мальчику диагностировали перелом шейного позвонка, может потребоваться хирургическое вмешательство.
Снизить риски
Конечно, помимо чисто сезонных есть и такие виды травм, с которыми доктора сталкиваются круглый год.
Например, в ДРКБ ежедневно попадают малыши, упавшие с диванов, кроватей, пеленальных столиков.
Недавно в детскую больницу поступил младенец, который вывалился из люльки-переноски в подъезде. Как правило, подобное происходит с малышами в возрасте до года. Кроме того, большой процент среди травм у ожогов. Самая распространённая схема их получения — мама держит ребенка, и чашку с горячим чаем. Одно неловкое движение и... «Даже немного кипятка для грудного ребёнка — это сразу большой и опасный ожог!» — говорит Владимир Филатов.
По недосмотру взрослых дети глотают забытые на столе таблетки, мелкие предметы, могут засунуть их себе в нос, ухо, открыть бутылки с бытовой химией.
Доктора вспоминают прошлогодний случай, когда подросток после активной прогулки прибежал домой и, мучимый жаждой, схватил бутылку, в которой оказалось очень жестокое чистящее средство. Мальчик получил тотальный ожог пищевода и остался инвалидом на всю жизнь.
«До родителей надо постоянно доносить всю степень их ответственности за здоровье детей, — убеждён доктор Филатов. — Да, 24 часа в сутки следить за ребёнком невозможно, но большинство неприятностей можно предотвратить! Снижайте риски травм: уберите химию, лекарства, инструменты в недоступные места... Детям постарше всё объясняйте и показывайте. Что, к примеру, ножом можно порезаться, а кипятком — ошпариться».
Культура и перегрузки
Но помимо, скажем так, частных причин травматизма, есть и другие. Например, недостаточно развитая инфраструктура. «Отдельные велосипедные или беговые дорожки будут способствовать снижению травматизма, — полагает Филатов. — Хотя, справедливости ради надо сказать, очень хорошие детские площадки сейчас появляются. Но также надо отметить и отсутствие общей культуры. То, как подрастающее поколение следует правилам, во многом зависит от родителей. Например, надо учить детей сходить с велосипедов, убирать телефон в карман и снимать наушники на пешеходном переходе. ГИБДД активно борется с водителями, которые пользуются телефоном за рулём, давайте точно так же бороться с пешеходами, которые не глядя переходят дорогу!».
По мнению врачей, в повышенном риске получить травму свою роль играет и чрезмерная загруженность ребят учёбой.
«Детский мозг ещё незрелый, — поясняет Филатов. — Выходя на улицу, переутомлённые школьники просто не могут нормально сконцентрироваться, быстро среагировать на возникшую опасность. Способность к быстрой моторике и ловкости снижается, когда мозг истощён по причине неполноценного питания».
Кроме того, из-за постоянной учёбы и компьютеров дети перестали играть в коллективные игры, а многие мамы попросту запрещают своим чадам лазать по лестницам и даже просто бегать.
А ведь подвижные игры развивают ловкость, умение владеть своим телом и быстрые реакции.
«Даже на урок физкультуры порой ходят два человека из двадцати в классе, — сетует Филатов. — Я вижу по некоторым своим знакомым и их детям, как они стараются увильнуть от физподготовки. Не стоит делать из ребятишек комнатные растения, которые либо всё время зависают в телефоне или компьютере, либо бесконечно занимаются с репетиторами. Прививайте детям элементарные навыки физической подготовки. В будущем это может спасти им жизнь!».
Читайте также: