Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Незабвенный Император

Евдокия
Его называли тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Он вешал декабристов, притеснял поляков, порол крестьян и солдат, губил поэтов. Любой радикальный общественный деятель XIX века писал о нём так, словно этот царь лично задушил его талант. Агенты вездесущего Третьего жандармского отделения следили за каждым.
 
Его усилиями в Европе, раздираемой либеральными революциями, поддерживался мир. Он остановил насилие османских и персидских властей над подвластными им христианами. При нём были распаханы миллионы десятин ранее дикой степи, в четыре раза увеличилось промышленное производство. Его стараниями русский язык был возращён в обиход образованного класса, спасены уцелевшие памятники древнерусской культуры.
 
Он – Российский Император Николай I Павлович
 
Ещё один взгляд на историческую личность и на правление.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
347
Евдокия
Железные дороги
Первая железная дорога России появилась в Нижнем Тагиле. Крепостной крестьянин Ефим Черепанов, механик демидовских горных заводов, и его сын Мирон построили в 1833 году паровоз, перевозящий более 200 пуд. груза со скоростью 16 км в час. Двумя годами позже они построили паровоз, перевозивший до 1000 пуд. груза.
Николай I был решительно настроен на строительство железных дорог, но ему пришлось преодолевать упёртое нежелание высших сановников.
В 1837 году открылась первая железная дорога общего пользования, протянувшаяся от Петербурга через Царское Село до Павловска.
В 1843 году началась укладка железнодорожного полотна между Петербургом и Москвой. На строительстве было занято до 30–40 тыс. чел., преимущественно отходники из белорусских губерний. Помимо зарплаты выдавался без ограничения хлеб. Полностью дорога вступила в эксплуатацию в 1851 году и стала крупнейшей двухпутной дорогой мира в то время. Длина её составила 609 верст — 652 километра. Дорога проходила по сложной местности и потребовала возведения 272 больших инженерных сооружений и 184 мостов.

Ефим и Мирон Черепановы.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Железные дороги
Первая железная дорога России появилась в Нижнем Тагиле. Крепостной крестьянин Ефим Черепанов, механик демидовских горных заводов, и его сын Мирон построили в 1833 году паровоз, перевозящий более 200 пуд. груза со скоростью 16 км в час. Двумя годами позже они построили паровоз, перевозивший до 1000 пуд. груза.
Николай I был решительно настроен на строительство железных дорог, но ему пришлось преодолевать упёртое нежелание высших сановников.
В 1837 году открылась первая железная дорога общего пользования, протянувшаяся от Петербурга через Царское Село до Павловска.
В 1843 году началась укладка железнодорожного полотна между Петербургом и Москвой. На строительстве было занято до 30–40 тыс. чел., преимущественно отходники из белорусских губерний. Помимо зарплаты выдавался без ограничения хлеб. Полностью дорога вступила в эксплуатацию в 1851 году и стала крупнейшей двухпутной дорогой мира в то время. Длина её составила 609 верст — 652 километра. Дорога проходила по сложной местности и потребовала возведения 272 больших инженерных сооружений и 184 мостов.

Ефим и Мирон Черепановы.
Евдокия
Дороги, реки и каналы. Пароходы.
С 1830-х годов началось массированное строительство шоссейных дорог (т.е. дорог с искусственно укрепленным полотном).
В 1840-е годы строилось до 258 верст шоссейных дорог в год. При следующем императоре не более 15 верст. На период правления Николая I приходится строительство почти половины всех шоссейных дорог, созданных в России до 1917 года.
В эпоху Николая I, с развитием внутреннего рынка, увеличилась движение на морских путях.
Строятся новые каналы и модернизируются уже построенные.
Развивается пароходство. Высочайшими указами от 1837 и 1842 годов вводились правила речного судоходства, позволявшие «разрулить» толчею на воде и дать дорогу пароходам.

Евдокия
Пароходы появляются на Волге, на Неве и вдоль побережья Финского залива, пассажирские перевозки начались по Ладожскому и Онежскому озерам. Пароходы стали ходить по Чудскому и Псковскому озерам.
В 1846 году было создано Пермское пароходное общество, которое взялось за перевозки по рекам Кама и Чусовая.
В 1846 году пароходы судовладельца Мальцева освоили движение по Десне и Днепру между Брянском и Киевом. На Немане пароходное движение началось в 1854 года.
Первый сибирский пароход «Основа», построенный в 1838 году, использовался для рейсов от Тюмени до Тобола. С 1844 года по Байкалу ходил построенный промышленником Мясниковым пароход «Император Николай». В том же году был спущен на байкальскую воду «Наследник Цесаревич». С 1846 года пароходы Мясникова стали успевать из Тюмени в Томск и обратно за одну навигацию. В 1854 году паровые суда появляются на Шилке и Амуре.
Таким образом на время царствования Николая приходится поиск технических и организационных форм пароходного движения и начинается бурный рост коммерческих пароходств.

Евдокия
В 1830-х годах в России были созданы самые протяженных в мире линии оптического телеграфа. Николай оказывал все необходимое содействие изобретателю П. Шиллингу, проведшему первые в мире опыты по созданию электромагнитной связи, а после его смерти поручил академику Б. Якоби «заняться вопросом об электрическом телеграфе».
Телеграфная линия, соединяющая Москву и Петербург, заработала осенью 1852 года.
Восточная война подстегнула процесс создания телеграфных линий, они соединили Петербург с Варшавой, а также с некоторыми портами Балтийского и Черного морей.
Ещё одно важное событие в сфере связи и почты во времена Николая I - кардинальное удешевление пересылки бумажной корреспонденции. Вместо существовавшего ранее разнообразия цен, зависящих от расстояния, была введена единая цена в 10 коп. за любое отправление. Это сделало почту доступной для всех сословий.

МаркизаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В 1830-х годах в России были созданы самые протяженных в мире линии оптического телеграфа. Николай оказывал все необходимое содействие изобретателю П. Шиллингу, проведшему первые в мире опыты по созданию электромагнитной связи, а после его смерти поручил академику Б. Якоби «заняться вопросом об электрическом телеграфе».
Телеграфная линия, соединяющая Москву и Петербург, заработала осенью 1852 года.
Восточная война подстегнула процесс создания телеграфных линий, они соединили Петербург с Варшавой, а также с некоторыми портами Балтийского и Черного морей.
Ещё одно важное событие в сфере связи и почты во времена Николая I - кардинальное удешевление пересылки бумажной корреспонденции. Вместо существовавшего ранее разнообразия цен, зависящих от расстояния, была введена единая цена в 10 коп. за любое отправление. Это сделало почту доступной для всех сословий.


Евдокия
Сибирь
Создан Сибирский комитет, главой которого стал М.М. Сперанский.
По результатам сибирской ревизии Сперанского Иван Борисович Пестель (отец декабриста Пестеля) был снят с поста сибирского генерал-губернатора; томский губернатор Илличевский призван к ответу перед сенатом; иркутский губернатор Трескин предан суду, вместе с ним еще 48 чиновников. 681 чиновник был признан замешанным в злоупотреблениях и снят с должности.
Уничтожены препятствия, мешающие внутренней торговле, в том числе таможни и заставы, взимающие поборы на границах уездов и губерний.
Сибирь разделена на два генерал-губернаторства: западное с центром в Тобольске (позднее Омске) и восточное, с центром в Иркутске.
Введена трехуровневая система снабжения населения хлебом — частная торговля, общественные магазины, казенные магазины. Последние два уровня предназначались для снабжения бедных горожан и крестьян, страдающих от неурожаев, а также кочевых инородцев, в случае неулова рыбы и зверя.
Основная масса сибирских туземцев в 1827 году была освобождена от ясака и других податей.

М.М. Сперанский
Евдокия
Ограничен произвол заводских управлений в отношении удельно-заводского населения (посессионных и приписных работников).
Была принята масса облегчений для ссыльных и каторжных, первые теперь могли теперь брать с собой жен. Всякому старожилу, который принимал к себе в дом ссыльного и выдавал за него дочь или родственницу, выплачивалась из казны премия в 150 рублей.
Сперанский ослабил зависимость неимущих переселенцев от старожилов и предупредил попадание сибирских туземцев в долговую кабалу. Словесные договоры признавались только в крайнем случае; родителям запрещалось отдавать детей в наёмную работу; долг, оставшийся на наёмном работнике, если он превышал 5 руб., считался недействительным.

Евдокия
С 1842 года «Правила о переселении казенных крестьян» (от 1831 г.) были распространены на Сибирь и поток малоземельных крестьян из внутренних губерний устремился в Тобольскую, Томскую и Енисейскую губернии. В пути переселенцы получали бесплатный кров, продовольствие, их лошади и скот безвозмездно паслись на общественных пастбищах. На новом месте жительства переселенцам предоставлялись пособия (равное стоимости дома или 5–6 коров), ссуды и льготы.

К 1851 году, по отчету начальника Сибирского межевания, в Тобольской губернии, главным образом в Курганском округе, расселилось почти 20 тыс. переселенцев из числа государственных крестьян.

Евдокия
Опорой власти в Сибири оставалось казачество, занимавшееся обороной и расширением российских владений. Каждый год на окраинах Сибири водворялись новые казачьи поселения. «Устав о сибирских городовых казаках» разделил казаков на станичных, несущих полицейскую службу по месту жительства и полковых, служащих в назначенных местах. Из последних было укомплектовано 7 полков. Все они получали теперь по 15 дес. земли и освобождались от уплаты податей.

Согласно Положению о Сибирском линейном казачьем войске от 1846 года, срок службы казака-пограничника сокращался с пожизненного до тридцатилетнего, а его земельный надел увеличивался с 6 до 30 дес. Так называемая ремонтная пошлина — единственная, собираемая с киргиз-кайсаков — шла теперь в пользу казачьего войска.

Евдокия
В 1848 генерал-губернатором Восточной Сибири становится еще один яркий государственный деятель Н. Н. Муравьев 2-ой. Он значительно улучшил быт заводских рабочих и продолжил дело Сперанского по борьбе с чиновничьим произволом.
Как и Сперанский, Муравьёв был противником казенных монополий и откупов, добивался большей экономической инициативы промышленников и крестьян.
В 1837 году цесаревич Александр Николаевич, первый из особ царствующего дома, посетил Сибирь, посещал заводы и спускался в шахты. Этим было ясно показано, что Сибирь теперь будет находиться в поле зрения верховной власти.

Н.Н. Муравьёв-Амурский
МаркизаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В 1848 генерал-губернатором Восточной Сибири становится еще один яркий государственный деятель Н. Н. Муравьев 2-ой. Он значительно улучшил быт заводских рабочих и продолжил дело Сперанского по борьбе с чиновничьим произволом.
Как и Сперанский, Муравьёв был противником казенных монополий и откупов, добивался большей экономической инициативы промышленников и крестьян.
В 1837 году цесаревич Александр Николаевич, первый из особ царствующего дома, посетил Сибирь, посещал заводы и спускался в шахты. Этим было ясно показано, что Сибирь теперь будет находиться в поле зрения верховной власти.

Н.Н. Муравьёв-Амурский
Красивая фамилия.
ЕвдокияВ ответ на Маркиза
Маркиза
Красивая фамилия.
История переписки2
За исследование и присоединение Амура Муравьёву присвоен титул графа Амурского
МаркизаВ ответ на Евдокия
Евдокия
За исследование и присоединение Амура Муравьёву присвоен титул графа Амурского
История переписки3
Вот как.
Евдокия
В 1829 году было положено начало золотодобывающей промышленности, стал появляться класс золотопромышленников Сибири. В 1835 году частная золотопромышленность была дозволена для всех категорий лиц, легально занимающихся предпринимательской деятельностью, в т.ч. крестьян. А вот чиновникам и их ближайшим родственникам заниматься рудным промыслом было запрещено.
Купцам всех трех гильдий, также как и сибирским крестьянам всех трех торгующих разрядов, было дозволено участвовать во внешней торговле.
Сибирская внутренняя торговля, после снятия внутренних застав и таможен, быстро набирала обороты. Процветала вторая во всей империи Ирбитская ярмарка. В 1845 году открылась Тюменская ярмарка, призванная действовать с 1 января до 1 февраля. Однако она не стала дополнением к старинной Ирбитской из-за транспортных трудностей — восточносибирские купцы не успевали к её открытию, ведь путь на запад открывался им только зимой, по зимникам.
Первый пароход для Сибири был построен в Тюмени в 1843 году. В это время начинается частное пароходное сообщение на западносибирских реках и озере Байкал.

Ирбитская ярмарка
Евдокия
В 1829 при гимназиях во всех Сибирских губерниях были учреждены ветеринарные классы — для детей казаков и заводских крестьян. В 1835 году было высочайше повелено за казенный счет обучать в Казанском университете учителей из сибирских уроженцев, обязанных далее служить в сибирских учебных заведениях.
При петербургском и московском отделениях Медико-хирургической академии были учреждены стипендии для студентов, которые захотят по окончании курса служить врачами в Сибири.
В 1843 году в Томске заработал Сибирский общественный банк — на проценты от капитала он оплачивал образование малоимущих.
В Иркутске, Томске и Тобольске открываются средние учебные заведения для девушек.
В 1846 году Омское казачье училище преобразовано в Сибирский кадетский корпус, ставший настоящим очагом образования в Азиатской части России. Среди прочего кадетов обучали восточным языкам.
В 1851 году в Сибири было основано первое учёное общество — Сибирский отдел Русского Географического общества.

Евдокия
Средняя Азия.
Основным торговым партнером России в Средней Азии являлась Бухара.
Поскольку единственный удобный путь в Бухару шел через владение хивинского хана, то Хива брала свою «плату за транзит» — хивинские воины исполняли службу, грабя караваны. Степные разбойники практиковали не только расхищение товаров, но и захват рабов.
В это же время Средней Азией заинтересовалась и Великобритания. Британские агенты появились и в Бухаре — туда приезжал знаменитый агент Ост-Индской компании Александр Бернс (кличка «Искандер»).
Николай I понимал, что англичане не заинтересованы в нормализации русской торговли в Средней Азии, и не мог допустить, чтобы англичане прибрали к рукам этот пограничный регион. Поэтому в 1839 году в Хиву организуется экспедиция. Задача экспедиции – предотвратить набеги хивинцев на подвластные Российской империи территории, освобождение российских пленных в Хивинском ханстве, обеспечение безопасной торговли и транзитов грузов и исследование Аральского моря.
Экспедиция под руководством Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского окончилась неудачно. В июне 1840 года отряд вернулся в Оренбург, везя с собой 1200 больных. При незначительных боевых потерях было потеряно свыше 1000 человек, умершими от болезней и пропавшими без вести.
И всё же, несмотря на неудачу экспедиции В.А. Перовского, хивинский правитель Алла-Кули-хан велел отпустить без выкупа русских пленников, захваченных в пограничных поселениях или отставших от отряда Перовского, издал даже фирман, впредь запрещавший хивинцам покупать и продавать русских подданных.

Евдокия
В конце 1840-х годов набеги стали совершать и кокандцы. В 1850 году для защиты выстроена Сырдарьинская линия. Русские отряды под командованием В.А. Перовского берут несколько кокандских крепостей, в том числе Ак-Мечеть, переименованную в Форт-Перовский, и вошедшую в состав Сырдарьинской линии.
Чтобы удержать за Россией сырдарьинские берега и упростить доступ в Среднюю Азию, Перовским были заказаны два парохода для Сырдарьи. Они произвели промеры Аральского моря, исследовали его берега и острова. Эти корабли вошли в Аральскую флотилию. Флотилия была создана в 1853 году с целью защиты от набегов хивинцев, во избежание их переправ через Сырдарью и возможных грабежей, а также для содействия сухопутным войскам в военных операциях. Помимо этого, предполагалось использовать суда флотилии для развития торговли на Аральском море.
В 1855 году все низовья Сырдарьи были в исключительном владении России. Но до полного успокоения Коканда было еще далеко.

Евдокия
Дальний Восток
В 1850 году капитан 1-го ранга Г.И Невельской направился на Амур. Поднявшись вверх по течению Амура, Невельской убедился, что на всем протяжении Амура от Каменных гор (Хинган) до моря нет ни одного китайского военного поста. Племена, обитающие как на Амуре, так и на Уссури, китайскому правительству не подвластны и податей ему не платят. Однако гиляки (нивхи), прибывшие на Амур с берегов Татарского пролива, сообщили Невельскому, что весной в пролив входят с юга большие суда, моряки с них отбирают у туземцев рыбу и другие припасы; в общем, безобразничают от души, чувствуя полную безнаказанность.
Невельской объявил толпе местных жителей, что «русский Великий Царь (Пила-пали Джангин) принимает их отныне под Свое высокое покровительство и защиту». Старейшинам Невельской передал документ, составленный на английском и французском языках, в котором сообщалось, весь Приамурский край с островом Сахалин составляют Российские владения и «обиды обитающим народам, не могут быть допускаемы», а для охраны в заливе и в устье Амур были поставлены военные посты.
1 (13) августа 1850 на мысе Куегда, в устье Амура, Невельской в присутствии гиляков поднял российский флаг. При флаге был создан военный пост, именованный Николаевским (ныне город Николаевск-на-Амуре).

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Дальний Восток
В 1850 году капитан 1-го ранга Г.И Невельской направился на Амур. Поднявшись вверх по течению Амура, Невельской убедился, что на всем протяжении Амура от Каменных гор (Хинган) до моря нет ни одного китайского военного поста. Племена, обитающие как на Амуре, так и на Уссури, китайскому правительству не подвластны и податей ему не платят. Однако гиляки (нивхи), прибывшие на Амур с берегов Татарского пролива, сообщили Невельскому, что весной в пролив входят с юга большие суда, моряки с них отбирают у туземцев рыбу и другие припасы; в общем, безобразничают от души, чувствуя полную безнаказанность.
Невельской объявил толпе местных жителей, что «русский Великий Царь (Пила-пали Джангин) принимает их отныне под Свое высокое покровительство и защиту». Старейшинам Невельской передал документ, составленный на английском и французском языках, в котором сообщалось, весь Приамурский край с островом Сахалин составляют Российские владения и «обиды обитающим народам, не могут быть допускаемы», а для охраны в заливе и в устье Амур были поставлены военные посты.
1 (13) августа 1850 на мысе Куегда, в устье Амура, Невельской в присутствии гиляков поднял российский флаг. При флаге был создан военный пост, именованный Николаевским (ныне город Николаевск-на-Амуре).



Аленка, 1 ребенокВ ответ на Евдокия
Евдокия
Дальний Восток
В 1850 году капитан 1-го ранга Г.И Невельской направился на Амур. Поднявшись вверх по течению Амура, Невельской убедился, что на всем протяжении Амура от Каменных гор (Хинган) до моря нет ни одного китайского военного поста. Племена, обитающие как на Амуре, так и на Уссури, китайскому правительству не подвластны и податей ему не платят. Однако гиляки (нивхи), прибывшие на Амур с берегов Татарского пролива, сообщили Невельскому, что весной в пролив входят с юга большие суда, моряки с них отбирают у туземцев рыбу и другие припасы; в общем, безобразничают от души, чувствуя полную безнаказанность.
Невельской объявил толпе местных жителей, что «русский Великий Царь (Пила-пали Джангин) принимает их отныне под Свое высокое покровительство и защиту». Старейшинам Невельской передал документ, составленный на английском и французском языках, в котором сообщалось, весь Приамурский край с островом Сахалин составляют Российские владения и «обиды обитающим народам, не могут быть допускаемы», а для охраны в заливе и в устье Амур были поставлены военные посты.
1 (13) августа 1850 на мысе Куегда, в устье Амура, Невельской в присутствии гиляков поднял российский флаг. При флаге был создан военный пост, именованный Николаевским (ныне город Николаевск-на-Амуре).

Т.е. это была тупо ничья территория? И Россия там оказалась по принципу "кто первый встал, того и тапки"?
ЕвдокияВ ответ на Аленка
Аленка
Т.е. это была тупо ничья территория? И Россия там оказалась по принципу "кто первый встал, того и тапки"?
История переписки2
Там жили местные племена. Первые русские экспедиции пришли в 1643 году - группа из служилых казаков и вольных промышленников во главе с Василием Поярковым, и в 1649 году промышленник Ерофей Хабаров. Но тогда на Дальнем Востоке русским закрепиться не удалось.
Аленка, 1 ребенокВ ответ на Евдокия
Евдокия
Там жили местные племена. Первые русские экспедиции пришли в 1643 году - группа из служилых казаков и вольных промышленников во главе с Василием Поярковым, и в 1649 году промышленник Ерофей Хабаров. Но тогда на Дальнем Востоке русским закрепиться не удалось.
История переписки3
Спасибо, очень инетересно! Читаю дальше )))
Евдокия
В середине декабря 1850 года в Петербурге заседал Амурский комитет, на котором было принято решение против присоединения Амурского края к России, ввиду угрозы русско-китайской торговле, и постановил снять пост Николаевский.
Губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, поддерживавший Г.И. Невельского, испросил аудиенцию у императора, в которой изложил обстоятельства и причины действий Невельского. На уже принятом комитетом решении Николай I поставил свою резолюцию: «Поступок Невельского молодецкий, благородный и патриотический, и где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен».
Так состоялось присоединение Амурского края и Сахалина к России.
В 1854–1855 годах Сахалин и Амурский край исследуют экспедиции Академии наук и восточносибирского отдела Географического общества.
Уже при Александре II в 1858 году был заключён договор с Китаем, который признавал переход Амурского края к России. Амур до самого устья сделался границей России с Китаем.

Г.И. Невельской
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
В середине декабря 1850 года в Петербурге заседал Амурский комитет, на котором было принято решение против присоединения Амурского края к России, ввиду угрозы русско-китайской торговле, и постановил снять пост Николаевский.
Губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, поддерживавший Г.И. Невельского, испросил аудиенцию у императора, в которой изложил обстоятельства и причины действий Невельского. На уже принятом комитетом решении Николай I поставил свою резолюцию: «Поступок Невельского молодецкий, благородный и патриотический, и где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен».
Так состоялось присоединение Амурского края и Сахалина к России.
В 1854–1855 годах Сахалин и Амурский край исследуют экспедиции Академии наук и восточносибирского отдела Географического общества.
Уже при Александре II в 1858 году был заключён договор с Китаем, который признавал переход Амурского края к России. Амур до самого устья сделался границей России с Китаем.

Г.И. Невельской