Его называли тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Он вешал декабристов, притеснял поляков, порол крестьян и солдат, губил поэтов. Любой радикальный общественный деятель XIX века писал о нём так, словно этот царь лично задушил его талант. Агенты вездесущего Третьего жандармского отделения следили за каждым.
Его усилиями в Европе, раздираемой либеральными революциями, поддерживался мир. Он остановил насилие османских и персидских властей над подвластными им христианами. При нём были распаханы миллионы десятин ранее дикой степи, в четыре раза увеличилось промышленное производство. Его стараниями русский язык был возращён в обиход образованного класса, спасены уцелевшие памятники древнерусской культуры.
Он – Российский Император Николай I Павлович
Ещё один взгляд на историческую личность и на правление.
Первая железная дорога России появилась в Нижнем Тагиле. Крепостной крестьянин Ефим Черепанов, механик демидовских горных заводов, и его сын Мирон построили в 1833 году паровоз, перевозящий более 200 пуд. груза со скоростью 16 км в час. Двумя годами позже они построили паровоз, перевозивший до 1000 пуд. груза.
Николай I был решительно настроен на строительство железных дорог, но ему пришлось преодолевать упёртое нежелание высших сановников.
В 1837 году открылась первая железная дорога общего пользования, протянувшаяся от Петербурга через Царское Село до Павловска.
В 1843 году началась укладка железнодорожного полотна между Петербургом и Москвой. На строительстве было занято до 30–40 тыс. чел., преимущественно отходники из белорусских губерний. Помимо зарплаты выдавался без ограничения хлеб. Полностью дорога вступила в эксплуатацию в 1851 году и стала крупнейшей двухпутной дорогой мира в то время. Длина её составила 609 верст — 652 километра. Дорога проходила по сложной местности и потребовала возведения 272 больших инженерных сооружений и 184 мостов.
Ефим и Мирон Черепановы.
Первая железная дорога России появилась в Нижнем Тагиле. Крепостной крестьянин Ефим Черепанов, механик демидовских горных заводов, и его сын Мирон построили в 1833 году паровоз, перевозящий более 200 пуд. груза со скоростью 16 км в час. Двумя годами позже они построили паровоз, перевозивший до 1000 пуд. груза.
Николай I был решительно настроен на строительство железных дорог, но ему пришлось преодолевать упёртое нежелание высших сановников.
В 1837 году открылась первая железная дорога общего пользования, протянувшаяся от Петербурга через Царское Село до Павловска.
В 1843 году началась укладка железнодорожного полотна между Петербургом и Москвой. На строительстве было занято до 30–40 тыс. чел., преимущественно отходники из белорусских губерний. Помимо зарплаты выдавался без ограничения хлеб. Полностью дорога вступила в эксплуатацию в 1851 году и стала крупнейшей двухпутной дорогой мира в то время. Длина её составила 609 верст — 652 километра. Дорога проходила по сложной местности и потребовала возведения 272 больших инженерных сооружений и 184 мостов.
Ефим и Мирон Черепановы.
С 1830-х годов началось массированное строительство шоссейных дорог (т.е. дорог с искусственно укрепленным полотном).
В 1840-е годы строилось до 258 верст шоссейных дорог в год. При следующем императоре не более 15 верст. На период правления Николая I приходится строительство почти половины всех шоссейных дорог, созданных в России до 1917 года.
В эпоху Николая I, с развитием внутреннего рынка, увеличилась движение на морских путях.
Строятся новые каналы и модернизируются уже построенные.
Развивается пароходство. Высочайшими указами от 1837 и 1842 годов вводились правила речного судоходства, позволявшие «разрулить» толчею на воде и дать дорогу пароходам.
В 1846 году было создано Пермское пароходное общество, которое взялось за перевозки по рекам Кама и Чусовая.
В 1846 году пароходы судовладельца Мальцева освоили движение по Десне и Днепру между Брянском и Киевом. На Немане пароходное движение началось в 1854 года.
Первый сибирский пароход «Основа», построенный в 1838 году, использовался для рейсов от Тюмени до Тобола. С 1844 года по Байкалу ходил построенный промышленником Мясниковым пароход «Император Николай». В том же году был спущен на байкальскую воду «Наследник Цесаревич». С 1846 года пароходы Мясникова стали успевать из Тюмени в Томск и обратно за одну навигацию. В 1854 году паровые суда появляются на Шилке и Амуре.
Таким образом на время царствования Николая приходится поиск технических и организационных форм пароходного движения и начинается бурный рост коммерческих пароходств.
Телеграфная линия, соединяющая Москву и Петербург, заработала осенью 1852 года.
Восточная война подстегнула процесс создания телеграфных линий, они соединили Петербург с Варшавой, а также с некоторыми портами Балтийского и Черного морей.
Ещё одно важное событие в сфере связи и почты во времена Николая I - кардинальное удешевление пересылки бумажной корреспонденции. Вместо существовавшего ранее разнообразия цен, зависящих от расстояния, была введена единая цена в 10 коп. за любое отправление. Это сделало почту доступной для всех сословий.
Телеграфная линия, соединяющая Москву и Петербург, заработала осенью 1852 года.
Восточная война подстегнула процесс создания телеграфных линий, они соединили Петербург с Варшавой, а также с некоторыми портами Балтийского и Черного морей.
Ещё одно важное событие в сфере связи и почты во времена Николая I - кардинальное удешевление пересылки бумажной корреспонденции. Вместо существовавшего ранее разнообразия цен, зависящих от расстояния, была введена единая цена в 10 коп. за любое отправление. Это сделало почту доступной для всех сословий.
Создан Сибирский комитет, главой которого стал М.М. Сперанский.
По результатам сибирской ревизии Сперанского Иван Борисович Пестель (отец декабриста Пестеля) был снят с поста сибирского генерал-губернатора; томский губернатор Илличевский призван к ответу перед сенатом; иркутский губернатор Трескин предан суду, вместе с ним еще 48 чиновников. 681 чиновник был признан замешанным в злоупотреблениях и снят с должности.
Уничтожены препятствия, мешающие внутренней торговле, в том числе таможни и заставы, взимающие поборы на границах уездов и губерний.
Сибирь разделена на два генерал-губернаторства: западное с центром в Тобольске (позднее Омске) и восточное, с центром в Иркутске.
Введена трехуровневая система снабжения населения хлебом — частная торговля, общественные магазины, казенные магазины. Последние два уровня предназначались для снабжения бедных горожан и крестьян, страдающих от неурожаев, а также кочевых инородцев, в случае неулова рыбы и зверя.
Основная масса сибирских туземцев в 1827 году была освобождена от ясака и других податей.
М.М. Сперанский
Была принята масса облегчений для ссыльных и каторжных, первые теперь могли теперь брать с собой жен. Всякому старожилу, который принимал к себе в дом ссыльного и выдавал за него дочь или родственницу, выплачивалась из казны премия в 150 рублей.
Сперанский ослабил зависимость неимущих переселенцев от старожилов и предупредил попадание сибирских туземцев в долговую кабалу. Словесные договоры признавались только в крайнем случае; родителям запрещалось отдавать детей в наёмную работу; долг, оставшийся на наёмном работнике, если он превышал 5 руб., считался недействительным.
К 1851 году, по отчету начальника Сибирского межевания, в Тобольской губернии, главным образом в Курганском округе, расселилось почти 20 тыс. переселенцев из числа государственных крестьян.
Согласно Положению о Сибирском линейном казачьем войске от 1846 года, срок службы казака-пограничника сокращался с пожизненного до тридцатилетнего, а его земельный надел увеличивался с 6 до 30 дес. Так называемая ремонтная пошлина — единственная, собираемая с киргиз-кайсаков — шла теперь в пользу казачьего войска.
Как и Сперанский, Муравьёв был противником казенных монополий и откупов, добивался большей экономической инициативы промышленников и крестьян.
В 1837 году цесаревич Александр Николаевич, первый из особ царствующего дома, посетил Сибирь, посещал заводы и спускался в шахты. Этим было ясно показано, что Сибирь теперь будет находиться в поле зрения верховной власти.
Н.Н. Муравьёв-Амурский
Как и Сперанский, Муравьёв был противником казенных монополий и откупов, добивался большей экономической инициативы промышленников и крестьян.
В 1837 году цесаревич Александр Николаевич, первый из особ царствующего дома, посетил Сибирь, посещал заводы и спускался в шахты. Этим было ясно показано, что Сибирь теперь будет находиться в поле зрения верховной власти.
Н.Н. Муравьёв-Амурский
Купцам всех трех гильдий, также как и сибирским крестьянам всех трех торгующих разрядов, было дозволено участвовать во внешней торговле.
Сибирская внутренняя торговля, после снятия внутренних застав и таможен, быстро набирала обороты. Процветала вторая во всей империи Ирбитская ярмарка. В 1845 году открылась Тюменская ярмарка, призванная действовать с 1 января до 1 февраля. Однако она не стала дополнением к старинной Ирбитской из-за транспортных трудностей — восточносибирские купцы не успевали к её открытию, ведь путь на запад открывался им только зимой, по зимникам.
Первый пароход для Сибири был построен в Тюмени в 1843 году. В это время начинается частное пароходное сообщение на западносибирских реках и озере Байкал.
Ирбитская ярмарка
При петербургском и московском отделениях Медико-хирургической академии были учреждены стипендии для студентов, которые захотят по окончании курса служить врачами в Сибири.
В 1843 году в Томске заработал Сибирский общественный банк — на проценты от капитала он оплачивал образование малоимущих.
В Иркутске, Томске и Тобольске открываются средние учебные заведения для девушек.
В 1846 году Омское казачье училище преобразовано в Сибирский кадетский корпус, ставший настоящим очагом образования в Азиатской части России. Среди прочего кадетов обучали восточным языкам.
В 1851 году в Сибири было основано первое учёное общество — Сибирский отдел Русского Географического общества.
Основным торговым партнером России в Средней Азии являлась Бухара.
Поскольку единственный удобный путь в Бухару шел через владение хивинского хана, то Хива брала свою «плату за транзит» — хивинские воины исполняли службу, грабя караваны. Степные разбойники практиковали не только расхищение товаров, но и захват рабов.
В это же время Средней Азией заинтересовалась и Великобритания. Британские агенты появились и в Бухаре — туда приезжал знаменитый агент Ост-Индской компании Александр Бернс (кличка «Искандер»).
Николай I понимал, что англичане не заинтересованы в нормализации русской торговли в Средней Азии, и не мог допустить, чтобы англичане прибрали к рукам этот пограничный регион. Поэтому в 1839 году в Хиву организуется экспедиция. Задача экспедиции – предотвратить набеги хивинцев на подвластные Российской империи территории, освобождение российских пленных в Хивинском ханстве, обеспечение безопасной торговли и транзитов грузов и исследование Аральского моря.
Экспедиция под руководством Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского окончилась неудачно. В июне 1840 года отряд вернулся в Оренбург, везя с собой 1200 больных. При незначительных боевых потерях было потеряно свыше 1000 человек, умершими от болезней и пропавшими без вести.
И всё же, несмотря на неудачу экспедиции В.А. Перовского, хивинский правитель Алла-Кули-хан велел отпустить без выкупа русских пленников, захваченных в пограничных поселениях или отставших от отряда Перовского, издал даже фирман, впредь запрещавший хивинцам покупать и продавать русских подданных.
Чтобы удержать за Россией сырдарьинские берега и упростить доступ в Среднюю Азию, Перовским были заказаны два парохода для Сырдарьи. Они произвели промеры Аральского моря, исследовали его берега и острова. Эти корабли вошли в Аральскую флотилию. Флотилия была создана в 1853 году с целью защиты от набегов хивинцев, во избежание их переправ через Сырдарью и возможных грабежей, а также для содействия сухопутным войскам в военных операциях. Помимо этого, предполагалось использовать суда флотилии для развития торговли на Аральском море.
В 1855 году все низовья Сырдарьи были в исключительном владении России. Но до полного успокоения Коканда было еще далеко.
В 1850 году капитан 1-го ранга Г.И Невельской направился на Амур. Поднявшись вверх по течению Амура, Невельской убедился, что на всем протяжении Амура от Каменных гор (Хинган) до моря нет ни одного китайского военного поста. Племена, обитающие как на Амуре, так и на Уссури, китайскому правительству не подвластны и податей ему не платят. Однако гиляки (нивхи), прибывшие на Амур с берегов Татарского пролива, сообщили Невельскому, что весной в пролив входят с юга большие суда, моряки с них отбирают у туземцев рыбу и другие припасы; в общем, безобразничают от души, чувствуя полную безнаказанность.
Невельской объявил толпе местных жителей, что «русский Великий Царь (Пила-пали Джангин) принимает их отныне под Свое высокое покровительство и защиту». Старейшинам Невельской передал документ, составленный на английском и французском языках, в котором сообщалось, весь Приамурский край с островом Сахалин составляют Российские владения и «обиды обитающим народам, не могут быть допускаемы», а для охраны в заливе и в устье Амур были поставлены военные посты.
1 (13) августа 1850 на мысе Куегда, в устье Амура, Невельской в присутствии гиляков поднял российский флаг. При флаге был создан военный пост, именованный Николаевским (ныне город Николаевск-на-Амуре).
В 1850 году капитан 1-го ранга Г.И Невельской направился на Амур. Поднявшись вверх по течению Амура, Невельской убедился, что на всем протяжении Амура от Каменных гор (Хинган) до моря нет ни одного китайского военного поста. Племена, обитающие как на Амуре, так и на Уссури, китайскому правительству не подвластны и податей ему не платят. Однако гиляки (нивхи), прибывшие на Амур с берегов Татарского пролива, сообщили Невельскому, что весной в пролив входят с юга большие суда, моряки с них отбирают у туземцев рыбу и другие припасы; в общем, безобразничают от души, чувствуя полную безнаказанность.
Невельской объявил толпе местных жителей, что «русский Великий Царь (Пила-пали Джангин) принимает их отныне под Свое высокое покровительство и защиту». Старейшинам Невельской передал документ, составленный на английском и французском языках, в котором сообщалось, весь Приамурский край с островом Сахалин составляют Российские владения и «обиды обитающим народам, не могут быть допускаемы», а для охраны в заливе и в устье Амур были поставлены военные посты.
1 (13) августа 1850 на мысе Куегда, в устье Амура, Невельской в присутствии гиляков поднял российский флаг. При флаге был создан военный пост, именованный Николаевским (ныне город Николаевск-на-Амуре).
В 1850 году капитан 1-го ранга Г.И Невельской направился на Амур. Поднявшись вверх по течению Амура, Невельской убедился, что на всем протяжении Амура от Каменных гор (Хинган) до моря нет ни одного китайского военного поста. Племена, обитающие как на Амуре, так и на Уссури, китайскому правительству не подвластны и податей ему не платят. Однако гиляки (нивхи), прибывшие на Амур с берегов Татарского пролива, сообщили Невельскому, что весной в пролив входят с юга большие суда, моряки с них отбирают у туземцев рыбу и другие припасы; в общем, безобразничают от души, чувствуя полную безнаказанность.
Невельской объявил толпе местных жителей, что «русский Великий Царь (Пила-пали Джангин) принимает их отныне под Свое высокое покровительство и защиту». Старейшинам Невельской передал документ, составленный на английском и французском языках, в котором сообщалось, весь Приамурский край с островом Сахалин составляют Российские владения и «обиды обитающим народам, не могут быть допускаемы», а для охраны в заливе и в устье Амур были поставлены военные посты.
1 (13) августа 1850 на мысе Куегда, в устье Амура, Невельской в присутствии гиляков поднял российский флаг. При флаге был создан военный пост, именованный Николаевским (ныне город Николаевск-на-Амуре).
Губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, поддерживавший Г.И. Невельского, испросил аудиенцию у императора, в которой изложил обстоятельства и причины действий Невельского. На уже принятом комитетом решении Николай I поставил свою резолюцию: «Поступок Невельского молодецкий, благородный и патриотический, и где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен».
Так состоялось присоединение Амурского края и Сахалина к России.
В 1854–1855 годах Сахалин и Амурский край исследуют экспедиции Академии наук и восточносибирского отдела Географического общества.
Уже при Александре II в 1858 году был заключён договор с Китаем, который признавал переход Амурского края к России. Амур до самого устья сделался границей России с Китаем.
Г.И. Невельской
Губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, поддерживавший Г.И. Невельского, испросил аудиенцию у императора, в которой изложил обстоятельства и причины действий Невельского. На уже принятом комитетом решении Николай I поставил свою резолюцию: «Поступок Невельского молодецкий, благородный и патриотический, и где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен».
Так состоялось присоединение Амурского края и Сахалина к России.
В 1854–1855 годах Сахалин и Амурский край исследуют экспедиции Академии наук и восточносибирского отдела Географического общества.
Уже при Александре II в 1858 году был заключён договор с Китаем, который признавал переход Амурского края к России. Амур до самого устья сделался границей России с Китаем.
Г.И. Невельской