Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
С 23 октября 1941 года началась полоса жестоких ладожских штормов. Тёмные бушующие волны сметали всё на своём пути. Шесть барж, загружённые продовольствием, застигнутые бурей в открытом озере, как скорлупки перебрасывались с гребня на гребень и были выброшены далеко на берег. Движение судов пришлось остановить. Перевозка возобновилась только 27 октября, и продолжалась с перерывами до 15 ноября. С этого дня поступление грузов по воде в Ленинград прекратилось. Озеро покрылось льдом. Но 23 ноября, когда никто не ожидал, в порт Осиновец прибыли 4 судна Ладожской военной флотилии, доставившие 195 тонн муки. А вслед за этими судами моряки по своей инициативе, в обход ледяного поля, подвергая себя риску, каким-то чудом 26 ноября доставили ещё 96 тонн, а 27-29 ноября – 503 тонны муки. Это давало продержаться городу ещё лишние сутки (на тот момент 800 тонн муки в Ленинграде составлял 1,5 суточный запас хлеба).
Немцы делали всё, чтобы остановить движение по Ладоге. Нередко корабли флотилии вели тяжёлые бои с противником. Находясь в постоянной боевой готовности, матросы и офицеры, до предела усталые, всё же находили в себе силы доставлять возможное количество продовольствия осаждённому городу. Труд их незабываем.
Корабли Ладожской военной флотилии. Капитан 1 ранга Виктор Сергеевич Чероков – командующий Ладожской военной флотилией
По просьбе руководителей Ленинграда, Ставка выделила Ленинграду самолёты для завоза продовольствия. Уже 16 ноября началась переброска продовольствия с Новой Ладоги и других аэродромов в Ленинград. Полёты через Ладогу были опасными, но лётчики делали по несколько рейсов в день (по 3-4, иногда и больше), доставляя продовольствие в город.
Немецкие истребители опасались нападать на наши транспортные самолёты, идущие группами – шестёрками, девятками, но увидев одиночный самолёт – стремительно нападали.
Активность вражеской авиации не приостановила перевозок по воздуху. Транспортные самолёты продолжали доставлять продукты в Ленинград. Особенно отличилось звено самолётов, возглавляемое А.Д. Калиной.
Лётчики спасли тысячи жизней. Благодаря их самоотверженной работе, в самое критическое время ленинградцы смогли поддержать раненых и детей питанием.
Лётчик-испытатель Александр Данилович Калина, Герой Советского Союза.
В начале ноября А.А. Жданов затребовал материалы о сроках замерзания Ладожского озера и о состоянии льда зимой. Все понимали, что жизнь ленинградцев зависит от завоза продовольствия по единственному сохранившемуся пути через Ладожское озеро.
Никогда прежде до этого времени, автомашины, да ещё с грузом, не переезжали с восточного берега на западный и обратно. Надо было установить: когда и при каких температурах воздуха замерзает озеро, какая его часть покрывается льдом быстрее, ломается ли лёд от зимних штормов, где лучше всего проложить ледовую дорогу.
Утешительного в полученных материалах было мало. Оказывается, озеро в ряде мест нередко не замерзало совсем или покрывалось тонким льдом, который при штормах ломался. Из многолетних наблюдений и данных специалистов можно было сделать вывод, что толщина льда на Ладоге нарастает в следующей зависимости от средней температуры воздуха и времени замерзания:
Ладожское озеро
В начале ноября А.А. Жданов затребовал материалы о сроках замерзания Ладожского озера и о состоянии льда зимой. Все понимали, что жизнь ленинградцев зависит от завоза продовольствия по единственному сохранившемуся пути через Ладожское озеро.
Никогда прежде до этого времени, автомашины, да ещё с грузом, не переезжали с восточного берега на западный и обратно. Надо было установить: когда и при каких температурах воздуха замерзает озеро, какая его часть покрывается льдом быстрее, ломается ли лёд от зимних штормов, где лучше всего проложить ледовую дорогу.
Утешительного в полученных материалах было мало. Оказывается, озеро в ряде мест нередко не замерзало совсем или покрывалось тонким льдом, который при штормах ломался. Из многолетних наблюдений и данных специалистов можно было сделать вывод, что толщина льда на Ладоге нарастает в следующей зависимости от средней температуры воздуха и времени замерзания:
Ладожское озеро
В своё время я где-то то ли читала, то ли слышала, что для составления прогнозов замерзания озера, "поведения" льда и пр. очень помогли многолетние наблюдения монахов валаамского монастыря. Они в течение десятков (наверное, даже сотен) лет вели наблюдения за погодой на озере.
Как-то так
P.S. Автор, прошу прощения, что влезла со своими дополнениями))
В своё время я где-то то ли читала, то ли слышала, что для составления прогнозов замерзания озера, "поведения" льда и пр. очень помогли многолетние наблюдения монахов валаамского монастыря. Они в течение десятков (наверное, даже сотен) лет вели наблюдения за погодой на озере.
Как-то так
P.S. Автор, прошу прощения, что влезла со своими дополнениями))
Я не помню, где прочитала или услышала этот факт, но он мен запомнился.
Перевалило на вторую половину ноября. Ежедневно 12 групп пешеходов-разведчиков при помощи опытных рыбаков-старожилов перебирались с западного берега на восточный, измеряя толщину льда и намечая вехи будущей трассы.
К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все с нетерпением ждали морозов.
Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. По несколько раз в сутки работники дорожной службы в различных частях озера измеряли толщину льда, но были бессильны ускорить её нарастание.
Утром 18 ноября подул желанный северный ветер; к концу дня температура воздуха понизилась до -12 градусов.
На другой день начальник тыла Ф.Н. Лагунов сам проехал по трассе на машине. Лёд на протяжении 30 км был неровный, местами встречались полыньи и трещины. Не считаясь с риском, он упорно продвигался вперёд, помечая в блокноте, где можно объехать опасные места. Вот и восточный берег. Отдав нужные распоряжения, Лагунов возвратился в Ленинград. По его совету сначала решили пустить конные обозы.
Генерал-майор Феофан Николаевич Лагунов, начальник тыла ЛВО
22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, они покатили одна за другой за долгожданным грузом. Колонна вернулась, доставив 33 тонны продовольствия. Но в последующие дни количество продовольствия снизился – лёд был ещё хрупкий и наступило потепление.
Конный обоз
22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, они покатили одна за другой за долгожданным грузом. Колонна вернулась, доставив 33 тонны продовольствия. Но в последующие дни количество продовольствия снизился – лёд был ещё хрупкий и наступило потепление.
Конный обоз
Назад пешком ...
?
Назад пешком ...
?
Гнать лошадей в Ленинград как мясо, чтобы там их и разделать - очень расточительно. Население города несколькими лошадьми не накормить. Лошадь во время войны - первая помощница.
Обратно из Ленинграда пешком, уставшим людям, да ещё с повозкой - это не реально.
Гнать лошадей в Ленинград как мясо, чтобы там их и разделать - очень расточительно. Население города несколькими лошадьми не накормить. Лошадь во время войны - первая помощница.
Обратно из Ленинграда пешком, уставшим людям, да ещё с повозкой - это не реально.
Назад пешком ...
?
Разгром немецкой группировки под Тихвином имел для судьбы Ленинграда не меньшее значение, чем прорыв блокады в январе 1943 года. Запасов хлеба к 9 декабря (день освобождения Тихвина) оставалось на 9-10 дней, включая наличие муки в Новой Ладоге. Жмыхи, отруби, мельничная пыль и прочие «резервы» к этому времени были съедены начисто. Поэтому освобождение Тихвина по праву считается историческим событием, сыгравшим важную роль в защите Ленинграда.
Пленные немцы в Тихвине. Тихвин.
При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий.
Из-за слабости льда в начальной период эксплуатации дороги её маршрут приходилось часто менять. Так, за первый месяц использования ледовой дороги её трасса менялась четыре раза. На ледовой дороге было установлено двухстороннее раздельное движение, полосы при этом находились на расстоянии 100-150 м друг от друга. Для предотвращения проваливания под лёд сразу нескольких автомобилей, дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м.
Дорогу обслуживало 350 регулировщиков на 75-ти регулировочных постах. Вдоль ледовой дороги была проложена воздушная линия связи на вмороженных в лёд столбах.
25 декабря, как обычно, жители рано утром пришли в магазины и здесь узнали, что хлебный паёк увеличен: рабочим на 100 граммов, служащим, иждивенцам и детям – на 75 граммов. Весть о прибавке хлеба молниеносно облетела весь город. Несмотря на морозный день, все, кто мог ходить, вышли из домов, желая поделиться радостью. Улицы и площади заполнялись народом, незнакомые люди жали друг другу руки, плакали, но то были слёзы торжества жизни.
Незабываемый день! Новая норма хлеба не восполняла затрат человека, население продолжало голодать, но каждый ленинградец и защитник города крепко верили в то, что за первой прибавкой скоро последует вторая, что вражеская блокада закончится.
Впереди ленинградцев ждали ещё тяжёлые испытания, многим, очень многим из них не суждено было дожить до полной победы над врагом и снятия блокады, но в этот день – 25 декабря – они были счастливы, понимая, что Ленинград устоит, враг будет разбит. И они не ошиблись. То была зарница грядущей победы осаждённых ленинградцев.
Ледовую дорогу постоянно очищали от снега, через образующиеся трещины перебрасывали заранее сколоченные мостики из брёвен, что гарантировало безопасность и не снижало темпа движения. Пропускная способность ледовой дороги увеличивалась.
Но дорога через Ладогу оставалась коварной – полыньи, воронки от бомб, торосы, мостики, переброшенные через трещины во люду. Свирепый ветер сковывал людей со всех сторон, а огневые налёты врага калечили дорогу, разбивали машины, убивали шофёров. Дорога казалась бесконечно длинной, невероятно тяжёлой и опасной.
В продуваемых ветрами палатках работали медики, оказывая первую помощь обмороженным людям. Зенитки несли свою службу, прикрывая огнём путь по льду. Солдаты, рабочие, врачи, сёстры преодолевали трудности, выполняя долг, нередко от усталости падали, но не покидали работы.
С 24 января 1942 года вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие – 300 граммов, иждивенцы и дети – 250 граммов, войска первой линии – 600 граммов, войска тыловых частей – 400 граммов. А 11 февраля хлебный паёк снова был увеличен.
С 24 января 1942 года вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие – 300 граммов, иждивенцы и дети – 250 граммов, войска первой линии – 600 граммов, войска тыловых частей – 400 граммов. А 11 февраля хлебный паёк снова был увеличен.