Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Дорога жизни

27 января 1944 года – памятный день для ленинградцев – Ленинградская Победа.
В этом году мы отмечаем 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
 
Памяти ленинградцев и защитников города посвящается…
 
Эта дорога стала единственным спасением для миллионов ленинградцев и защитников города. Более 445 дней она связывала блокадный Ленинград со страной. Дорога через Ладожское озеро, в периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Её назвали «Дорогой жизни».
 
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-
Родней дороги не найти!
 
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
 
 
Ещё одна тема о блокаде Ленинграда - Ленинградская победа
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
122
Евдокия
8 сентября 1941 года противник, захватив город Шлиссельбург, перерезал последнюю сухопутную связь с остальной страной, блокировав Ленинград. Кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось.

Карта расположения советских, финских и немецких войск.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Уже 10-11 сентября в Ленинграде был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна – на 35 дней, крупы и макарон – на 30, мяса – на 30, жиров – на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 дней.
С переучётом продовольственных ресурсов прекратился их расход вне плана. И всё же, поскольку рассчитывать на завоз продовольствия в нужных размерах с Большой земли, как называли в то время территорию по ту сторону кольца, не приходилось, сложившееся положение вызывало серьёзную озабоченность.
Продукты в Ленинград с Большой Земли доставляли по Ладожскому озеру. Но обеспечить даже минимальную потребность было невозможно. Вопрос снабжения хлебом являлся вопросом жизни и смерти.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Первое сокращение продажи хлеба гражданскому населению с начала введения карточек провели 2 сентября. С этого дня рабочие получали 600 г, служащие – 400, иждивенцы и дети – по 300 г в день.
Второй раз хлебная норма уменьшилась 12 сентября. На рабочую карточку с этого дня выдавали 500 г, на служащую и детскую – по 300, на иждивенческую – 250 г хлеба, личному составу, находившемуся на котловом довольствии и мобилизованным на строительство оборонительных укреплений – по 500 г в сутки.
На мясо и крупы были также установлены уменьшенные нормы.
К 20 октября запасы ячменной муки полностью израсходовали, и примесь к ржаной муке пришлось изменить. Хлеб с этого числа выпекался в следующем составе: муки ржаной – 63%, льняного жмыха – 4%, отрубей – 4%, овсяной муки – 8%, соевой – 4%, солодовой – 12%, муки из затхлого зерна – 5%. Вкусовые качества хлеба ухудшились, он отдавал затхлостью и солодом. Но уже через 15 дней к концу подошла и солодовая мука. Продолжали изыскивать заменители. Стали добавлять хлопковый жмых.

СсылкаПожаловаться
иожик, 2 ребенка
Бабушка моя блокаду пережила и ее мама, а брат бабушки погиб защищая Ленинград, ему 18 не было.
СсылкаПожаловаться
Vaalis
Моя прабабушке в 13 лет осталась сиротой, выжила, а её мама нет, последний кусок прабабушке отдавала. Прабабушке умерла в возрасте 68 лет. Прабабушке родила дочь, увидела внучек и успела понянчить правнучку, те меня.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
С 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы хлеба были минимальны. Рабочие горячих цехов получали 350 г в сутки, рабочие 250 г, служащие, иждивенцы и дети до 12 лет – 125 г хлеба в сутки. Хлеб для блокадников был основным продуктом питания. Несмотря на то, что по карточке выдавались и другие продукты, но они составляли значительно меньшую долю в рационе и выдавались с перебоями.

Рецепты блокадного хлеба менялись в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Для того чтобы уменьшить расход муки, в хлеб добавляли солод, ячмень, соевые бобы и отруби. Для обогащения хлеба витаминами и полезными микроэлементами добавляли муку из луба сосны, ветвей берёзы и семян дикорастущих трав. В начале 1942 года в рецептуру добавили гидроцеллюлозу, которая использовалась для придания объёма.

СсылкаПожаловаться
Татьяна, 1 ребенок
Если я не путаю,этот житель блакадного города после войны стал выступать на сцене.юморески читал
СсылкаПожаловаться
Всю ночь не ем.
Сергей Филиппов.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Похож на Филиппова, но вряд ли это он.
Филиппов в 1941-42-43 годах снимался в фильмах. В 1942 году вышел фильм с его участием "Лесные братья", который снимался в Сталинабаде (Душанбе).
Вот кадр из фильма:
СсылкаПожаловаться
Всю ночь не ем.
Это он. По крайней мере он так говорил моей бабушке. Они вместе работали в театре уже после войны, конечно.
СсылкаПожаловаться
Татьяна, 1 ребенок
Голод и истошение изменяли внешний облик людей
СсылкаПожаловаться
Татьяна, 1 ребенок
Это не он..гляньте биографию
.там нет ни слова про блокаду..
Хотя может просто однофамилец
СсылкаПожаловаться
Брат Организация
Из биографии Филиппова: с 1935-1965 г. - актер Ленинградского театра комедии.
Евдокия выше написала, что в 1941-42-43 г. снимался в фильме в Сталинабаде (Душанбе).
Точно известно, что в период блокады все сотрудники Ленинградского театра комедии были эвакуированы в Сталинабад (Душанбе) и многие фильмы снимались на Сталинабадской киностудии.
Но, по свидетельству С. Аллилуевой , которые она высказывает в своей книге "Двадцать писем другу", что Филиппов все же мог быть зимой во время блокады в Ленинграде.
Есть еще версия, и вроде бы ее озвучивал сам актер в одной из передач, что на фото он, но сам кадр сделан был после блокады.
Будем читать книгу и искать эту зацепку....
СсылкаПожаловаться
Татьяна, 1 ребенок
Ну вот читала я это.но не дочитала я и не нашла что он мог находится в городе в блокаду.и ведь понять его можно т к эти ужасы никто не хотел вспоминать
СсылкаПожаловаться
Брат Организация
В комментарии выше, Всю ночь не ем рассказывает, что об этом знает ее бабушка.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Театр Комедии был эвакуирован в декабре 1941 года. Голод наступил уже в октябре. Тогда получается, что в это время Филиппов мог быть в городе и, возможно, на снимке действительно он. Тем более столько свидетельств за эту версию.
СсылкаПожаловаться
Брат Организация
Да, возможно.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Чтобы иметь более точное представление о питании людей в этот период блокады, необходимо указать, что в ноябре-декабре 1941 года паёк по рабочей карточке получало 34,4% населения, по карточке служащих – 17,5%, иждивенческой – 29,5% и по детской – 18,6%. Две трети граждан питались по наиболее голодным нормам. На них и падает наибольшее число умерших от голода.

Такое соотношение групп объясняется тем, что многие промышленные предприятия из-за отсутствия сырья и недостатка электроэнергии не работали, рабочие переходили на положение иждивенцев, служащих.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
После того, как замкнулось кольцо блокады, немецкие войска (в Шлиссельбурге) и финские войска (на Карельском перешейке) разделяли воды Ладожского озера. Кто мог думать в начале блокады, что эта узкая полоска воды в 65 км, связывающая осаждённый город со страной, сыграет такую огромную роль в защите Ленинграда. Но именно так и произошло: осаждённые ленинградцы сумели превратить эту трассу в мощную артерию снабжения Ленинграда.

Главными пунктами стали деревни Осиновец и Коккорево, расположенные на западном берегу Ладожского озера.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Для порта на западном берегу был выбран мыс Осиновец. Здесь густой смешанный лес широкой грядой простирался вдоль озера позволяя прятать от вражеского глаза склады, грузы, подъездные пути, зенитные орудия, пулемёты. Была учтена и непосредственная близость Осиновца к Ириновской железной дороге. Отрицательными фактами были песчаный, низкий, пологий берег и каменистые рифы, из-за которых суда не могли близко подойти к берегу, что делало их уязвимыми для авиации неприятеля. Но лучшего места не оказалось, и с этими трудностями пришлось мириться.
В короткий срок войсковые части и рабочие построили 4 больших пирса для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынули 70 тысяч кубометров грунта, проложили узкоколейную железную работу от причала к основной железнодорожной магистрали, выстроили склады для продовольствия, горючего и боеприпасов, вырыли землянки для различных морских и охранных служб.
И на пустынном берегу вырос порт Осиновец, надежда ленинградцев.

Мыс Осиновец и Осиновецкий маяк
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Путь от мыса Осиновец по Ладожскому озеру до устья реки Волхов был свободен, если не считать противодействия вражеской авиации, которая в сентябре-ноябре проявляла особую активность. Южный берег Ладожского озера был занят врагом и являлся фронтовым участком, поэтому водный путь проходил в пределах немецкой артиллерии и просматривался противником почти на всём протяжении.
Смешанная водно-сухопутная трасса пролегала по маршруту Ленинград – Осиновец – Новая Ладога – Волхов – Тихвин – Череповец – Вологда.
Первые две баржи с 800 тоннами зерна прибыли в Осиновец уже 12 сентября 1941 года. Завести баржи под разгрузку не удалось из-за сильного волнения, и они были оставлены на рейде. Усилившийся шторм утопил одну и выбросил вторую баржу на берег, но моряки привлекли к разгрузке водолазов и отрапортовали о спасении большей части груза.
Переправа через Ладожское озеро была тяжёлой. Баржи топила авиация противника, некоторое количество барж было потеряно в результате действия ладожских штормов, которые начинались внезапно и были опасны.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Водная трасса между Осиновцем и Новой Ладогой постепенно становилась оживлённой. Из Новой Ладоги привозили продовольствие, обратно эвакуировали ленинградцев и беженцев из других регионов. Немцы следили за судами и всеми силами стремились парализовать движение по озеру: сбрасывали мины, бомбы, обстреливали баржи из орудий. Транспортные суда из Осиновца, как правило, отправлялись под покровом темноты. Переход до Новой Ладоги занимал 16 часов, тихоходные буксиры за ночь уходили сравнительно недалеко, значительное расстояние приходилось идти днём. Капитаны пароходов совершали головокружительные трюки, чтобы уклониться от бомб преследовавших их самолётов, и часто им это удавалось, но были случаи, когда суда тонули.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Такая трагедия произошла 4 ноября 1941 года. Сторожевой корабль «Конструктор» вышел из порта Осиновец, держа курс на Новую Ладогу. На борту находились женщины и дети, следовавшие к новому месту работы ранее эвакуированных рабочих оборонных предприятий. Уже в нескольких милях от Осиновца немецкий самолёт обнаружил судно, пилот не мог не видеть находившихся на палубе женщин и детей, тем не менее стал его бомбить. От первого захода самолёта капитан сумел отклонить судно в сторону – бомбы пошли на дно; при втором заходе одна из бомб попала в пароход, пробила палубу и разорвалась в трюме. Взрывной волной снесло за борт в ледяную воду многих людей. От пробоины пароход начал тонуть. Самолёт продолжал кружить на небольшой высоте и, заметив плавающих людей, добивать несчастных из пулемёта. Погибло 204 человека.

К месту катастрофы вскоре подошла патрулировавшая канонерская лодка «Нора». Усилиями её команды с полузатопленного «Конструктора» были сняты оставшиеся в живых пассажиры и часть команды. Плач оставшихся в живых женщин, потерявших детей в пучине озера, стоны изувеченных людей надолго звучали в ушах очевидцев той страшной трагедии.

СсылкаПожаловаться
Елена Степанова, 4 ребенка
Какой ужас! У меня свекровь блокадница. 8 лет ей было,когда её вот также эвакуировали из Ленинграда.
СсылкаПожаловаться
Cello, 2 ребенка
Немцы сволочи! Никогда! Никогда им не будет прощения за это!
СсылкаПожаловаться
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru