Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Дорога жизни

27 января 1944 года – памятный день для ленинградцев – Ленинградская Победа.
В этом году мы отмечаем 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
 
Памяти ленинградцев и защитников города посвящается…
 
Эта дорога стала единственным спасением для миллионов ленинградцев и защитников города. Более 445 дней она связывала блокадный Ленинград со страной. Дорога через Ладожское озеро, в периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Её назвали «Дорогой жизни».
 
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-
Родней дороги не найти!
 
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
 
 
Ещё одна тема о блокаде Ленинграда - Ленинградская победа
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
122
Евдокия
Зимняя дорога по льду через Ладожское озеро становилась всё более оживлённой. Машины шли бесконечной лентой в оба конца.
Немецкие войска наблюдали над возрастающим движением транспорта; в меру своих сил они бомбили и обстреливали трассу, но желаемого результата не достигали: бомбы пробивали лёд и разрывались на дне, взрывная волна взломать лёд не могла. Образующиеся от бомб и снарядов воронки работники дорожно-комендантской службы тут же отмечали длинными шестами с еловыми ветками на концах. Водители машин их замечали издалека и своевременно объезжали.
Кроме бомбардировок и обстрелов из дальнобойных орудий, немцы производили налёты авиации. Самолёты снижались на небольшую высоту и из пулемётов обстреливали машины.
На помощь пришла наша авиация. Ответственность за прикрытие водной и ледовой коммуникации было возложена на командующего военно-воздушными силами Краснознамённого Балтийского флота М.И. Самохина. По его распоряжению наши истребители постоянно барражировали над озером, охраняя дорогу от вражеских налётов.

Генерал-майор авиации Михаил Иванович Самохин, командующий ВВС Балтийского флота
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Над ледовой дорогой нередко развёртывались воздушные бои.
В ранний майский день 1942 две группы Ме-109 («мессершмитты») вели разведку над Ладожским озером и морской базой Осиновец. Примерно в это же время на разведку вылетело звено Семена Горгуля. К сожалению, один самолет из-за неисправности вернулся, Горгуль с Байдраковым и Дмитриевым ушли на задание тройкой.
Бой разгорелся внезапно. Шестерка «мессеров», скрытая дымкой и облаками, первой навалилась на наше звено. Горгуль, Байдраков и Дмитриев приняли неравный бой. На лёд упал Ме-109, но тут же загорелся и самолет Байдракова. Тяжело раненный летчик покинул самолет на парашюте. Бой принял ожесточенный характер. Нужно было прикрыть медленно спускавшегося на парашюте друга. И Горгуль с Дмитриевым не допустили к нему «мессеров», пока парашют не опустился на торосы. Но Байдраков не встал. Он лежал вверх лицом, будто наблюдал за тяжелым боем товарищей.
Новые взаимные атаки, падает еще один «мессер» и вдруг удар по кабине Семёна Горгули. Летчик ранен, винт закрутился вхолостую. Но Горгуль не покинул машину, повел её на посадку. Его товарищ Ефим Дмитриев остался один против четырех Ме-109. Третий «мессершмитт» вспыхнул факелом и упал на лёд. Но и Горгулю ранило вторично. И все же он, с трудом сохраняя сознание, едва различая ледовый покров, посадил самолет.
У Дмитриева кончилось горючее, он вынужден был выйти из боя. А три Ме-109 тем временем делали заход за заходом, расстреливая стоящий на льду самолет и истекающего кровью Семёна Горгулю. Слабеющей рукой он достал блокнот. Нет сил развернуть планшет, вытащить карандаш, но как страшно умирать, не сказав последнего слова друзьям. И тогда перебитым кровоточащим пальцем Семен Горгуль, шахтер Донбасса, отважный балтийский летчик, нацарапал на листке: «Прощайте, ленинградцы!».
Последние слова не друзьям. Не родным, а ленинградцам. Ленинградцы помнят этот подвиг.

Семён Егорович Горгуль (1917-1942), летчик-истребитель 13 иап/4 гиап ВМФ
СсылкаПожаловаться
Евдокия
С 10 декабря 1941 года предполагалось начать эвакуацию жителей по зимней дороге, доведя к 20 декабря число вывозимого населения до 5 тысяч человек в сутки. Но 12 декабря Военный совет предписал отложить эвакуацию. Тем не менее, с декабря 1941 года по 22 января 1942 года походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом было эвакуировано 36 тысяч человек.
22 января 1942 года ГКО принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда. Эвакуируемые получали в Ленинграде по карточкам хлеб на день вперёд. Кроме того, каждый получал по 1 кг хлеба в дорогу, в расчёте на два дня пути.
В первую очередь вывозили детей, женщин, больных, престарелых.
Эвакуация была продумана и хорошо проведена. На трассе была установлена сеть обогревательных и питательных пунктов. Как только ленинградцы переезжали озеро и вступали на Большую землю, они получали горячую пищу, о которой так мечтали эти измученные люди. На Большой земле их окружали теплом и заботой.
За всё время работы Дороги жизни из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
С 21 апреля 1942 года приказом Ленинградского фронта движение по ледовой дороге было закрыто, но отдельные перевозки происходили до 25 апреля. Весной 1942 года по Ладожскому озеру возобновилась навигация.
Подготовка к сооружению ледовой трассы на зиму 1942—1943 годов велась заблаговременно. На этот раз предполагалось, кроме автодороги, проложить по льду и узкоколейную железную дорогу. Эта ледовая трасса прекратила действовать 31 марта 1943 года, а уже 2 апреля начались водные перевозки по Ладоге, хотя полностью освободились ото льда трассы лишь 26 апреля.
В связи с тем, что в 1943 году значительная часть грузов пошла в Ленинград по железной дороге, заметно уменьшились водные перевозки.
Но военная трасса через Ладогу – Дорога жизни – навсегда вписана в подвиг Ленинграда.

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ольга Берггольц.

Народ назвал Дорогой жизни путь через Ладожское озеро. Именно такой она стала в годы блокады.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Сегодня по всей Дороге жизни расположены мемориалы.
У железнодорожной станции Ржевка начинается отсчет белых километровых столбов, которые ведут по всему пути до столбика с указанием 45 километр.
1-й километр. У станции Ржевка стоит памятник «Регулировщица».

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Следующая остановка - 3 километр Дороги жизни – мемориал «Цветок жизни», 900 берез, Аллея Дружбы и холмик с плитами-страничками из дневника Тани Савичевой.

СсылкаПожаловаться
illaryia, 2 ребенка
Первый раз в Ленинграде была в детстве, после 1 класса. Но до сих пор помню звук метронома на пескаревском кладбище и дневник Тани Савичевой.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
На 6-м километре пути памятный знак «Балтийские крылья», этот мемориал не входит в Зеленый пояс славы

СсылкаПожаловаться
Евдокия
10-й километр дороги – мемориал «Румболовская гора», зеленые листья. Неподалеку стоит на возвышении знаменитая полуторка.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
На 17-м километре возвышается мемориал «Катюша».

СсылкаПожаловаться
Евдокия
31-й километр скорби – Братское захоронение.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
40-й километр – мемориал «Разорванное кольцо», и деревня Коккорево, откуда был спуск к воде Ладожского озера.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
45-й километр замыкает путь к Ладоге. Здесь находится посёлок Осиновец, высится маяк «Осиновец», здесь же находится музей «Дорога жизни», чуть дальше по трассе Ладожский курган, памятник-паровоз на железнодорожной станции Ладожское озеро.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
На противоположном берегу Ладожского озера – деревня Кобона, здесь есть памятный знак «Кобона», это пункт назначения для машин, отсюда они шли дальше по большой земле за грузами для блокадного города, и груженые ехали обратно к Коккорево и Осиновцу.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Всех с Праздником! С Ленинградской Победой!



Всем спасибо!
СсылкаПожаловаться
Олька-карамболька
Вам огромное спасибо! С праздником!
СсылкаПожаловаться
катерина егорова
Огромное спасибо
СсылкаПожаловаться
Ящер
Спасибо вам!
СсылкаПожаловаться
Елена Степанова, 4 ребенка
Спасибо за тему. Надо помнить. Такое нельзя забывать
СсылкаПожаловаться
Бешеная киса, 2 ребенка
Спасибо за тему.
Не могу без слез смотреть фильмы про блокаду, особенно документальные.
СсылкаПожаловаться
Любая женщина всегда в итоге осень…, 1 ребенок
Спасибо за тему!
СсылкаПожаловаться
Ася
Прочитала на одном дыхании. Мурашки по коже от осознания как тяжело было жить людям.
СсылкаПожаловаться
Барселона, 2 ребенка
Спасибо! Бедные люди! Вечная память героям!
СсылкаПожаловаться
Татьяна Баракат, 3 ребенка
Не дай Бог такое кому то пережить!
СсылкаПожаловаться
Рыжая Белочка, 2 ребенка
Спасибо за тему. Нельзя такое забывать.
СсылкаПожаловаться
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru