Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Давайте же мыться!?.... Из истории привычных вещей.

Нам, жителям современного мира, определение чистоты кажется очевидным, универсальным и вневременным. В действительности ни одно из этих определений не соответствует истине. Чистота – это сложное порождение культуры, и ее понимание постоянно меняется. Сегодня я хочу рассказать не только о истории бань, ванн, унитазов и т.д., но и о тех изменениях, которое претерпевало само отношение к чистоте тела в истории человечества. 
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
99
Мадам Н.Д.
Предыдущие темы.
История нижнего белья.
https://deti.mail.ru/forum/dosug/fototem...
История интимных средств гигиены
https://deti.mail.ru/forum/dosug/fototem...
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Что может быть более обыденным, чем взять воды, кусок мыла и умыться? Тем не менее, умывание связано с одним из самых глубоко заложенных в нас чувств. Почти во всех религиях вода и чистота служат символами благодати, прощения и возрождения. По всему миру верующие совершают омовение перед молитвой – буквальное, как мусульмане, или символическое, как католики, опускающие пальцы в сосуд со святой водой при входе в церковь.

Устойчивая связь между грязью и виной, равно как между чистотой и невиновностью, укоренилась в нашем языке, если не в сознании. Мы говорим о "грязных шутках" и об "отмывании денег". Столкнувшись с чем-то морально неприемлемым, мы говорим: "Пойду помою руки". Понтий Пилат умывал руки, приговорив Иисуса к смерти, а леди Макбет неубедительно говорит после того, как подговорила мужа убить Дункана: "Немножечко воды все смоет с нас". Погружение в воду, крещение водой всегда связывается с переходом, сменой одного состояния на другое – превращением из безымянного младенца в члена общества, наделенного именем, вступлением в брак, уходом из жизни.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Один из самых распространенных похоронных ритуалов – омовение покойного. Это действие лишено практического смысла, но имеет глубокое символическое значение. У иудеев последнее омовение – торжественный ритуал, в ходе которого представители похоронного товарищества поднимают тело и выливают на него двадцать литров воды. У других народов – японцев, ирландцев, яванцев, русских – принято, чтобы труп омывали родственники или близкие соседи умершего. Все это означает, что забота об усопшем должна сделать его чистым перед последним путешествием к месту упокоения.
СсылкаПожаловаться
Железный Феликс, 2 ребенка
Ну практический смысл омовения покойного тоже был. Ведь в момент смерти кишечник и мочевой пузырь опорожняются
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Не всегда. Но и это тоже присутствует.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Климат, религия, отношение к частной жизни и личности также сказываются на том, как мы моемся. Для многих сегодняшних жителей Запада мытье – один из самых интимных процессов. Однако для древних римлян оно служило поводом для общения, как и для современных японцев, турок, финнов.

Но обратимся к еще более ранним временам. Древний Рим. Там гигиена была вознесена на немыслимые высоты. Римские термы были местами, которые ежедневно посещали. Здесь не просто мылись, здесь общались, приглашали артистов, занимались спортом. Это была отдельная культура. Интересно, что при банях имелись туалеты, которые были общими. То есть по периметру комнаты располагались туалеты, люди спокойно общались, и это было нормой. В IV веке нашей эры в Риме было 144 общественных туалета. «Деньги не пахнут!» — историческая фраза, произнесенная императором Веспасианом, когда его сын Тит упрекнул в том, что он ввел налог на туалеты, тогда как эти места должны были оставаться бесплатными.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Привет, немытая Европа. В Западной Европе в Средние века и позже отношение к чистоте было совсем другим.
Людовик XIV сводил гигиенические процедуры к мытью рук и периодическому обтиранию тела духами. Наполеон Бонапарт предпочитал вместо купания ежедневно обтирать тело одеколоном - за ним возили небольшой обоз его любимого "Eau de Cologne". Уже в начале XIX в. английская аристократка Мэри Монтегю говорила лицу, обратившему внимание на ее грязные руки: "И это Вы называете грязью? Что бы Вы сказали, увидев мои ноги?"

За исключением щёголей, неизменно заботившихся о белизне зубов и чистивших их мелом, прочие европейские дворяне по вечерам в лучшем случае полоскали рот и мыли руки. Перед балом или другим торжественным событием прибегали к более сложным манипуляциям: омывали уже не только руки, но уши и шею "под большое декольте". Для подобного мытья не нужны ванны и специальные комнаты. Обычный умывальный прибор состоял из тазика и кувшина, размещавшихся в спальнях на специальных умывальных столиках или особых щегольских стойках: на верхней полке - углубление для таза, на нижней - кувшин, а сбоку - изящный кронштейн для полотенца. Впрочем, и столы, и стойки широкое распространение получили только в XVIII - XIX вв. , когда чистоте стали уделять больше внимания.



СсылкаПожаловаться
Kat O.-U.
И кто они после этого?
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Ванные комнаты слыли редкостью, но и те, что имелись, не всегда использовались именно для мытья: богатые и сумасбродные красавицы принимал в них "ванны красоты" из молока, телячьего бульона, дынного сока или настоя трав. Французская королева Мария Антуанетта по совету лейб-медика Фагона делала себе ванны из смеси отваров богородицыной травы, лаврового листа, тимьяна и майорана с добавлением небольшого количества морской соли. При всей пользе для кожи подобные процедуры воспринимались современниками как дорогостоящая прихоть, проблемы чистоты они не решали. Даже в первой половине XIX в. голову мыли не чаще четырех раз в год, предпочитая в остальное время "сухую чистку": осыпали волосы мелко истолченными миндальными отрубями и долго, несколько часов, потом их вычесывали. В моде были блохоловки, которыми пользовались, чтобы избавиться от насекомых в волосах и на теле.
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
4 раза в год???
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
Напомнили Вы мне, что у меня тема про причёски лежит. Надо собраться с духом и сделать)))
СсылкаПожаловаться
Она любит клубнику со льдом, 2 ребенка
Стесняюсь спросить, что это под буквой г
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Сюда должны были собираться блохи.
СсылкаПожаловаться
Это живая блохоловка (может, горностай, норка?).
СсылкаПожаловаться
Боже мой, какая гадость...
Я все думаю -а вот Анжелика в фильме, если там так все хреново было с мытьем, вот от нее гадостно пахло... как же все там влюблялись..?
СсылкаПожаловаться
Irinetta, 2 ребенка
Тогда всё и все пахли плохо, поэтому не обращали внимания на вонь.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Как бы то ни было, с мытьем в Европе было очень напряженно. Так, есть свидетельства, что святой Финтан Клоненахский принимал ванну ежегодно перед Пасхой.


А если серьезно, то такие истории об очень редко мывшихся людях (можно вспомнить еще легенду о том, что королева Изабелла Кастильская то ли призналась, что мылась ровно дважды, после рождения и перед свадьбой, то ли поклялась не мыться, пока вся Иберия не будет освобождена от мусульман) как раз потому и запомнились и дошли до наших дней, что были редкостью. Гораздо больше дошедших до нас свидетельств о том, что люди очень заботились о чистоте тела - это и медицинские трактаты, и иллюстрации в манускриптах, и даже витражи.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Но такую роскошь, как ванна, могли себе позволить только королевские особы или очень богатые люди. Дело в том, что в Европе была всегда проблема с дровами, большинство больших лесов уже было сведено на нет ранее. Недаром простолюдинам разрешалось собирать только хворост. Кроме того, из-за отсутствия водопровода было достаточно проблематично налить большой объем воды, поэтому нередко отношение к ванным было не однозначно. Например, в Средние века забота о чистоте тела считалось занятием бездуховным, бесовщиной. Существовало мнение, что при мытье через поры кожи в человека могут попасть злые духи. Кстати говоря, насчет злых духов не знаю, но то, что после мытья многие сильно болели – факт. Как странно? Ничего странного, люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги по очереди мылись в одной воде. Поэтому в разгар эпидемий люди могли заразиться через эту грязную воду.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В больших городах постепенно появляются общественные бани, причем очень многочисленные. Английский монах-августинец Александр Неккам, живший в Париже в начале XII века, оставил выразительную зарисовку повседневной жизни города: по утрам его обыкновенно будили крики банщиков с улицы: "Бани горячие!" Известно, что к началу XIII века в Париже было 32 общественные бани, а в Саутуарке (это сейчас он район Лондона, а тогда это был отдельный город на противоположном Лондону берегу Темзы) - 18.
Чтобы сходить в баню, ехать в большой город было совершенно не обязательно, в маленьких городах они тоже были. Часто, кстати, при местных пекарнях - жар от хлебных печей использовался для нагрева воды. Вода кипела, жизнь тоже: поскольку в банях не было разделения на мужские и женские, мужчины и женщины купались вместе, с легко представимыми и неодобряемыми церковью последствиями. Известно, что те же бани Саутуарка имели нелестную репутацию прикрытия для борделей.

СсылкаПожаловаться
О Т
как игриво встал мужчина возле краника))
СсылкаПожаловаться
Анастасия, 2 ребенка
А я вот краник только после Ваших слов разглядела, сначала совсем не то увиделось мне))
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В XVI веке эта веселая жизнь закончилась - сыграли свою роль и Реформация с ее более пуританскими настроениями, и прошедшие по Европе эпидемии. Первое, что приходит на ум - это чума, конечно, но еще более серьезный удар по баням могло нанести распространение сифилиса в конце XV века. Черту под историей средневековых бань подвел в 1526 году Эразм Роттердамский: "Двадцать пять лет назад не было в Брабанте ничего моднее общественных бань. Сейчас ни одной не осталось, ибо новая чума приучила нас избегать их."
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что мыться совершенно не нужно. Одежда была дорогая, стирать ее было накладно, а нижнее белье постирать было значительно проще, оно предохраняло верхнее платье от грязного тела. Знать носила шелковое нижнее белье – спасение от блох и клещей, которые просто не заводятся в шелке, в отличие от других тканей.
Средневековые красавицы были отнюдь не так прекрасны, как нам показывают в кино. Мылись они редко, одежду обновляли тоже не часто, так что запах от них стоял соответствующий. Выручали духи. О них и о других средствах гигиены я постараюсь создать отдельную тему.
СсылкаПожаловаться
Kat O.-U.
М-да... А как же они... а, ну да - раз не мылись, значит они не мыли интимные части тела.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Про это как раз моя предыдущая тема. "Дела интимные"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария


Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru