Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

История привычных вещей. Нижнее белье.

Кончаются длинные выходные, скоро на работу, остается еще одна возможность спокойно создать новую тему. Хочу начать небольшой цикл об истории привычных вещей и сегодня расскажу о самых "близких" во всех смыслах этого слова вещах- нижнем белье. А тут очень много интересного и необычного. Итак.....
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
214
Мадам Н.Д.
Когда пытаешься вообразить, как чувствовали себя в повседневной жизни люди далеких веков, надо всегда иметь в виду, что их физическое, «тактильное» самоощущение было совершенно непохоже на наше. К примеру, если древние египтяне знали хотя бы набедренную повязку, то греки и римляне, создавшие нашу цивилизацию, вообще не имели нижнего белья.

Верхняя одежда несла на себе знаки моды и социальных различий, а нижняя рубашка не предназначалась для посторонних глаз. Ни греческий хитон, ни римская туника даже близко не напоминали нижнее белье в современном смысле этого слова, хотя частично и выполняли его функцию.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Лифчик и трусики, почти неотличимые от современных бикини, украшают римлянок, изображенных на мозаике IV столетия из сицилийской виллы Армерина. Для них использовались обычные полосы ткани или кожи, которые повязывались вокруг груди и сплющивали ее, а отнюдь не подчеркивали ее формы. Однако это - специальная униформа для спортивных состязаний (такие же трусы носили некоторые гладиаторы).
СсылкаПожаловаться
Интересно!
СсылкаПожаловаться
Jeanne, 3 ребенка
Спасибо за тему! С удовольствием почитаю.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
У иудеев, к примеру, только первосвященник надевал под хитон трусы, да и то лишь во время богослужения в храме. Филон Александрийский объяснял: «Это прикрытие для срама, который негоже обнажать перед жертвенником». Таким образом, факт остается фактом: обычно человек античности ходил без нижнего белья.
На Руси тожже обходились без трусов, носили только длинную рубашку, которая была и ночной, и дневной, сверху нее уже одевалась у женщин юбка или сарафан, у мужчин- портки ( штаны). Такую рубашку в некоторых южных областях называли, пардон, "срачицей", отсюда и слово " сорочка". Она изготавливалась из разного плотного или тонкого полотна - льна, позднее- хлопка, ситца, бязи, в зависимости от моды или достатка человека. Украшалась такая рубашка обычно по вороту, низу и рукавам защитными вышивками оберегами, различающимися орнаментом в зависимости от места жительства человека, ее носившего.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Как я уже писала, в русском языке есть предшественник слову «сорочка»: сорочица (срачица). Сорочица очень старое слово, происходящее от англосаксонского «сьорк», что означает «шкура» или «кожа». Таким образом, уже в древней Руси люди отличали рубаху (грубая одежда) от сорочки (сорочица, шкура). Одна была частью верхней одежды, другая второй кожей, нательным бельем.
Раньше все полагали, что люди малого достатка и низкого социального положения на Руси не могли себе позволить использовать тонкие ткани, вроде шелка, в своем костюме. Исследователи полагали, что сорочки могли носить исключительно знатные или просто богатые люди (купцы). Археологические раскопки последнего времени показали обратное. В рядовых погребениях археологами были сделаны находки, позволяющие предположить, что и простолюдины шили себе нижние сорочки из более тонких материй, либо делали вставки из них.

В доказательство того, что и простолюдины носили сорочки можно привести одну расписку. Ее автор новгородский ростовщик, живший в XIII в. В расписке приведен практически полный перечень костюма того времени: «А Гришки кожюхе, свита, сороцица, шяпка. А Костина свита, сороцица. А сапоги Костини, а дроугии Гришкини». Что же это значит?
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Дело в том, после принятия христианства в X в., на Руси становится популярна одежда, бытовавшая в Византии: длинная и свободная. В XI в. появляется первое упоминание о, так называемой, свите. Это разновидность верхней одежды, длинная и свободная. По-видимому, социальным маркером того времени было не наличие сорочки, а количество и вид верхней одежды.
- Крестьянин мог позволить себе иметь единственную нательную сорочку поверх, которой одевал в холодные времена года кожух, сермягу или вотолу. В теплое время года мужской костюм крестьянина состоял из рубахи и портов.
- Горожанин поверх нательной сорочки надевал свиту.
- Знать, купцы могли позволить себе надеть поверх сорочки богато изукрашенную рубаху, затем корнзо. Так Ибн-Фадлан, описывая погребальный костюм знатного славянина, пишет: "они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи соболевую". По всей видимости, под курткой подразумевается нательная одежда, а под кафтаном, богато украшенная верхняя рубашка.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Исконный покрой сорочки практически не менялся вплоть до XVII в. Вот, например, как описывает одежду русского человека Антоний Дженкинсон в «Путешествии из Лондона в Москву» (1557-1558 гг.):«Под верхний одеждой – другое длинное одеяние, застегивающееся на шелковые пуговицы, с высоким стоячим цветным воротником; это одеяние шьется узким. Далее идет тонкая рубашка, вышитая красным шелком или золотом, с воротником, вышитым жемчугом». Скорее всего, описывается одежда знати, у крестьян все было гораздо проще.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В период Раннего Средневековья нательную сорочку в большинстве стран Европы называл. камиза (иногда шамиза)Ее носили и мужчины и женщины, отличалась она в данном случае лишь длинной (женщины носили камизу до пола, мужчины до колена). Камиза могла быть как облегающей, благодаря шнуровке по бокам, так и просторной.  В XV в. камиза укоратилась до середины бедра и приобрела разрезы по бокам. Ворот ее был либо стандартно овальным,  либо с разрезом. К XIV в. на таком вороте с разрезом появляются завязки.

Что касается социальной принадлежности, то камиза была универсальной частью одежды. Так, например, современник Карла Великого франкский ученый Эйнгард писал: «Карл носил народную франкскую одежду. На тело он надевал полотняное белье, сверху обшитую шелковой бахромой тунику…».  Такой состав костюма сохраняется до XII в.
СсылкаПожаловаться
В наши дни и как платье-тунику носить можно)))
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.


Нижнюю же рубашку, которая была одного фасона, и у мужчин, и у женщин, носили, не снимая днем и ночью, так как еще и в 16-м веке она была большой редкостью. Даже знатные дамы имели по одной рубахе. Если сорочка была в стирке, то ее обладательнице ничего не оставалось, как ждать в постели. Из инвентарей того времени известно, что даже царствующие дамы не могли похвастаться изобилием нижнего белья. Впрочем, тут надо сделать скидку на время, на тогдашние представления о личной гигиене, на общий низкий уровень производства. Нижнее белье было еще модным аксессуаром, а не обиходной вещью. Поэтому особую заботу проявляли о качестве материала, из которого это белье шили. Сорочка служила более декоративным целям, нежели гигиеническим. Ее украшали кружевами, вставками из других дорогих тканей.
СсылкаПожаловаться
А
Вот интересно, а как же в критические дни дамы обходились ?
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Если коротко- подтыкали часть юбки под пояс или подкладывали специальные тряпки. Критических дней тогда у женщин было гораздо меньше, чем сейчас- чаще беременели, дольше кормили грудью, недоедали, тяжело работали, особенно крестьянки. Короче, про появление предметов интимной гигиены хочу создать отдельную тему.
СсылкаПожаловаться
Интересно очень будет почитать про "прокладки" разных времён и народов...
СсылкаПожаловаться
KMD
Бабуля-соседка лет 30 назад рассказыала про то как обходились женщины в их деревне-это видимо довоенные годы-с ужасом я узнала,что они использовали землю (вместо томпонов)
СсылкаПожаловаться
Ого, как неожиданно!!!
СсылкаПожаловаться
KMD
Боже, сколько ошибок наваляла, на солнце не вижу буковки)-тампоны,конечно.
Вот земля, и столбняк не страшен был. Видимо,с тряпочками напряг совсем был.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В Европе Средних веков жизнь женщины детородного возраста проходила в череде беременностей, плюс периоды кормления грудью, когда тоже у многих женщин менструация отсутствует. 10-20 менструаций за всю жизнь — вполне нормальная для тех времен ситуация, так что женщины не заморачивались. Нижнюю рубаху меж ног просунуть плюс несколько нижних юбок — даст Бог, сильно не просочится.
Есть информация, что на Руси женщины использовали «срамные порты» из плотной ткани, но, скорее всего, в большинстве случаев также нижние рубахи и сарафаны выручали.
Если говорить об Азии, то там было поаккуратнее. У японок, например, был специальный пояс, обвивавший все нужные места и впитывавший менструальные выделения. В Азии же появились своего рода одноразовые прокладки — конверты из сложенной бумаги.
Очень долго в Европе и Америке пользовались многоразовыми прокладками из фетра или плотной ткани. Воспользовалась — постирала. Нет возможности постирать (в поездке, например) — выбросила в камин.
СсылкаПожаловаться
Sunny Wine
Такими тряпочками моя подружка пользовалась в конце 20 века. Говорит, лучше них ничего нет.
СсылкаПожаловаться
Я ещё читала, что мох использовали и ещё какую-то траву специальную. Но где это было, не помню...
Я надеюсь, что, несмотря на этот ответ, тему Вы всё же сделаете)))
СсылкаПожаловаться
Татьяна Собольникова, 2 ребенка
Это был мох.
СсылкаПожаловаться
Ещё что-то помимо мха... От этой травы аллергия могла развиваться...
СсылкаПожаловаться
Железный Феликс, 2 ребенка
В тундре. Говорят и сейчас практикуют
СсылкаПожаловаться


Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru