Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

История привычных вещей. Нижнее белье.

Кончаются длинные выходные, скоро на работу, остается еще одна возможность спокойно создать новую тему. Хочу начать небольшой цикл об истории привычных вещей и сегодня расскажу о самых "близких" во всех смыслах этого слова вещах- нижнем белье. А тут очень много интересного и необычного. Итак.....
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
214
Мадам Н.Д.
Когда пытаешься вообразить, как чувствовали себя в повседневной жизни люди далеких веков, надо всегда иметь в виду, что их физическое, «тактильное» самоощущение было совершенно непохоже на наше. К примеру, если древние египтяне знали хотя бы набедренную повязку, то греки и римляне, создавшие нашу цивилизацию, вообще не имели нижнего белья.

Верхняя одежда несла на себе знаки моды и социальных различий, а нижняя рубашка не предназначалась для посторонних глаз. Ни греческий хитон, ни римская туника даже близко не напоминали нижнее белье в современном смысле этого слова, хотя частично и выполняли его функцию.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Лифчик и трусики, почти неотличимые от современных бикини, украшают римлянок, изображенных на мозаике IV столетия из сицилийской виллы Армерина. Для них использовались обычные полосы ткани или кожи, которые повязывались вокруг груди и сплющивали ее, а отнюдь не подчеркивали ее формы. Однако это - специальная униформа для спортивных состязаний (такие же трусы носили некоторые гладиаторы).
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
Интересно!
СсылкаПожаловаться
Jeanne, 3 ребенка
Спасибо за тему! С удовольствием почитаю.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
У иудеев, к примеру, только первосвященник надевал под хитон трусы, да и то лишь во время богослужения в храме. Филон Александрийский объяснял: «Это прикрытие для срама, который негоже обнажать перед жертвенником». Таким образом, факт остается фактом: обычно человек античности ходил без нижнего белья.
На Руси тожже обходились без трусов, носили только длинную рубашку, которая была и ночной, и дневной, сверху нее уже одевалась у женщин юбка или сарафан, у мужчин- портки ( штаны). Такую рубашку в некоторых южных областях называли, пардон, "срачицей", отсюда и слово " сорочка". Она изготавливалась из разного плотного или тонкого полотна - льна, позднее- хлопка, ситца, бязи, в зависимости от моды или достатка человека. Украшалась такая рубашка обычно по вороту, низу и рукавам защитными вышивками оберегами, различающимися орнаментом в зависимости от места жительства человека, ее носившего.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Как я уже писала, в русском языке есть предшественник слову «сорочка»: сорочица (срачица). Сорочица очень старое слово, происходящее от англосаксонского «сьорк», что означает «шкура» или «кожа». Таким образом, уже в древней Руси люди отличали рубаху (грубая одежда) от сорочки (сорочица, шкура). Одна была частью верхней одежды, другая второй кожей, нательным бельем.
Раньше все полагали, что люди малого достатка и низкого социального положения на Руси не могли себе позволить использовать тонкие ткани, вроде шелка, в своем костюме. Исследователи полагали, что сорочки могли носить исключительно знатные или просто богатые люди (купцы). Археологические раскопки последнего времени показали обратное. В рядовых погребениях археологами были сделаны находки, позволяющие предположить, что и простолюдины шили себе нижние сорочки из более тонких материй, либо делали вставки из них.

В доказательство того, что и простолюдины носили сорочки можно привести одну расписку. Ее автор новгородский ростовщик, живший в XIII в. В расписке приведен практически полный перечень костюма того времени: «А Гришки кожюхе, свита, сороцица, шяпка. А Костина свита, сороцица. А сапоги Костини, а дроугии Гришкини». Что же это значит?
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Дело в том, после принятия христианства в X в., на Руси становится популярна одежда, бытовавшая в Византии: длинная и свободная. В XI в. появляется первое упоминание о, так называемой, свите. Это разновидность верхней одежды, длинная и свободная. По-видимому, социальным маркером того времени было не наличие сорочки, а количество и вид верхней одежды.
- Крестьянин мог позволить себе иметь единственную нательную сорочку поверх, которой одевал в холодные времена года кожух, сермягу или вотолу. В теплое время года мужской костюм крестьянина состоял из рубахи и портов.
- Горожанин поверх нательной сорочки надевал свиту.
- Знать, купцы могли позволить себе надеть поверх сорочки богато изукрашенную рубаху, затем корнзо. Так Ибн-Фадлан, описывая погребальный костюм знатного славянина, пишет: "они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи соболевую". По всей видимости, под курткой подразумевается нательная одежда, а под кафтаном, богато украшенная верхняя рубашка.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Исконный покрой сорочки практически не менялся вплоть до XVII в. Вот, например, как описывает одежду русского человека Антоний Дженкинсон в «Путешествии из Лондона в Москву» (1557-1558 гг.):«Под верхний одеждой – другое длинное одеяние, застегивающееся на шелковые пуговицы, с высоким стоячим цветным воротником; это одеяние шьется узким. Далее идет тонкая рубашка, вышитая красным шелком или золотом, с воротником, вышитым жемчугом». Скорее всего, описывается одежда знати, у крестьян все было гораздо проще.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В период Раннего Средневековья нательную сорочку в большинстве стран Европы называл. камиза (иногда шамиза)Ее носили и мужчины и женщины, отличалась она в данном случае лишь длинной (женщины носили камизу до пола, мужчины до колена). Камиза могла быть как облегающей, благодаря шнуровке по бокам, так и просторной.  В XV в. камиза укоратилась до середины бедра и приобрела разрезы по бокам. Ворот ее был либо стандартно овальным,  либо с разрезом. К XIV в. на таком вороте с разрезом появляются завязки.

Что касается социальной принадлежности, то камиза была универсальной частью одежды. Так, например, современник Карла Великого франкский ученый Эйнгард писал: «Карл носил народную франкскую одежду. На тело он надевал полотняное белье, сверху обшитую шелковой бахромой тунику…».  Такой состав костюма сохраняется до XII в.
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
В наши дни и как платье-тунику носить можно)))
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.


Нижнюю же рубашку, которая была одного фасона, и у мужчин, и у женщин, носили, не снимая днем и ночью, так как еще и в 16-м веке она была большой редкостью. Даже знатные дамы имели по одной рубахе. Если сорочка была в стирке, то ее обладательнице ничего не оставалось, как ждать в постели. Из инвентарей того времени известно, что даже царствующие дамы не могли похвастаться изобилием нижнего белья. Впрочем, тут надо сделать скидку на время, на тогдашние представления о личной гигиене, на общий низкий уровень производства. Нижнее белье было еще модным аксессуаром, а не обиходной вещью. Поэтому особую заботу проявляли о качестве материала, из которого это белье шили. Сорочка служила более декоративным целям, нежели гигиеническим. Ее украшали кружевами, вставками из других дорогих тканей.
СсылкаПожаловаться
Ну такое себе)))
Вот интересно, а как же в критические дни дамы обходились ?
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Если коротко- подтыкали часть юбки под пояс или подкладывали специальные тряпки. Критических дней тогда у женщин было гораздо меньше, чем сейчас- чаще беременели, дольше кормили грудью, недоедали, тяжело работали, особенно крестьянки. Короче, про появление предметов интимной гигиены хочу создать отдельную тему.
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
Интересно очень будет почитать про "прокладки" разных времён и народов...
СсылкаПожаловаться
KMD
Бабуля-соседка лет 30 назад рассказыала про то как обходились женщины в их деревне-это видимо довоенные годы-с ужасом я узнала,что они использовали землю (вместо томпонов)
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
Ого, как неожиданно!!!
СсылкаПожаловаться
KMD
Боже, сколько ошибок наваляла, на солнце не вижу буковки)-тампоны,конечно.
Вот земля, и столбняк не страшен был. Видимо,с тряпочками напряг совсем был.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В Европе Средних веков жизнь женщины детородного возраста проходила в череде беременностей, плюс периоды кормления грудью, когда тоже у многих женщин менструация отсутствует. 10-20 менструаций за всю жизнь — вполне нормальная для тех времен ситуация, так что женщины не заморачивались. Нижнюю рубаху меж ног просунуть плюс несколько нижних юбок — даст Бог, сильно не просочится.
Есть информация, что на Руси женщины использовали «срамные порты» из плотной ткани, но, скорее всего, в большинстве случаев также нижние рубахи и сарафаны выручали.
Если говорить об Азии, то там было поаккуратнее. У японок, например, был специальный пояс, обвивавший все нужные места и впитывавший менструальные выделения. В Азии же появились своего рода одноразовые прокладки — конверты из сложенной бумаги.
Очень долго в Европе и Америке пользовались многоразовыми прокладками из фетра или плотной ткани. Воспользовалась — постирала. Нет возможности постирать (в поездке, например) — выбросила в камин.
СсылкаПожаловаться
Sunny Wine
Такими тряпочками моя подружка пользовалась в конце 20 века. Говорит, лучше них ничего нет.
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
Я ещё читала, что мох использовали и ещё какую-то траву специальную. Но где это было, не помню...
Я надеюсь, что, несмотря на этот ответ, тему Вы всё же сделаете)))
СсылкаПожаловаться
Татьяна Собольникова, 2 ребенка
Это был мох.
СсылкаПожаловаться
Божья Коровка
Ещё что-то помимо мха... От этой травы аллергия могла развиваться...
СсылкаПожаловаться
Железный Феликс, 2 ребенка
В тундре. Говорят и сейчас практикуют
СсылкаПожаловаться
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru