6 минусов советских школ

В последнее время все чаще сравнивают современную и советскую школы. И приводят многочисленные преимущества системы образования в СССР. Однако так ли все было безоблачно? Светлана Голицына вспомнила свои школьные годы и рассказала о спорных порядках советских учебных заведений, которые вряд ли кому-то захочется возвращать.

Контент недоступен

1. Пришел без галстука — вызывают родителей

Вся жизнь советских школьников была очень политизирована. Сначала «будущих строителей коммунизма» принимали в октябрята, затем – в пионеры, а потом и в комсомольцы. У каждого звания была своя внешняя атрибутика, и выказать к ней «неуважение», пусть даже случайно, считалось серьезным проступком.

Самый яркий пример – пионерский галстук: «Как повяжешь галстук, береги его! Он ведь с нашим знаменем цвета одного!» Галстук был строго обязателен, и если ребенок помял его или, допустим, испачкал чернилами, оправдания не принимались. Последствия бывали печальными – от вызова родителей в школу до «проработки» на пионерском активе.

Хуже могло быть только одно - появиться в школе вообще без галстука. Можно было прийти без «сменки», не сделать домашнюю работу, прогулять занятия без уважительных причин, но забыть галстук – никогда! Провинившегося не допускали к урокам, снижали оценку за поведение, могли даже исключить из пионеров, если подобное происходило систематически.

2. Неудобная обязательная форма

До середины 80-х годов XX, когда была введена более современная форма, все девочки СССР обязаны были носить классическое коричневое платье с черным (повседневным) или белым (для торжественных случаев) фартуком.

Почему-то в наши дни эту форму называют эталоном, но так ли это было на самом деле? Ее шили из колючей ткани, которая нередко раздражала нежную детскую кожу. При этом в расчет не шли особенности различных регионов страны. Так, в мае и сентябре школьницы южных республик буквально плавились в форменных платьях. А в мороз ученицы северных областей мерзли в юбках длиной примерно по колено. Надеть юбку-макси, а уж тем более брюки было бы очень серьезным проступком.

Форменные платья дополнялись кружевными воротничками и манжетами. Носить их нужно было обязательно – и в будни, и в праздники. Так что советским школьницам (а также их мамам и бабушкам) приходилось чуть ли не каждый вечер стирать, гладить и пришивать это «украшение».

Контент недоступен

Мальчикам повезло чуть больше – их поголовно обрядили в темно-синюю форму из «неубиваемой» полусинтетической ткани. Выглядела она не слишком презентабельно, зато пришивать к ней ничего не требовалось.

3. «Табу» на любое проявление индивидуальности

Огромные усилия педагогов в СССР уходили на то, чтобы уравнять всех детей по внешним признакам. В школах запрещали жвачку, цветные резинки для волос, заколки (кроме невидимок), туфли на каблуках, капроновые колготки, олимпийки – вместо пиджаков и джинсы – вместо форменных брюк (для мальчиков), кроссовки, любую косметику, украшения, распущенные длинные волосы, или, наоборот, модные модельные стрижки. Список можно продолжить.

Если у школьницы были проколоты уши, ее запросто могли заставить снять серьги, даже самые скромные «гвоздики». А чтобы дырочки не зарастали, позволялось продеть в мочки ушей нитки.

За тем, чтобы ни один ребенок как-то ненароком не выделился из толпы, обычно следила завуч прямо на пороге школы. Она же проверяла у потока учащихся наличие дневников и сменной обуви.

Были и такие «табу», которые никакой логике не поддавались. Например, ученикам младших классов категорически запрещалось приносить в школу игрушки, пускай даже их доставали из ранца лишь на перемене.

В средних классах во многих школах не разрешали носить наручные часы. Исключение делали лишь для тех детей, которые посещали музыкальную школу, кружки или секции. В таком случае родители должны были прийти к педагогу и подтвердить, что ребенку необходимо следить за временем.

4. Бесполезная «общественная нагрузка»

Общественная «работа» в советской школе всегда была в приоритете. Чем только ни занимались учащиеся: от коллективных писем в поддержку голодающих детей Африки до бесконечных политинформаций. Официально это считалось добровольным «проявлением сознательности», а на деле было строгой обязаловкой, увильнув от которой, ребенок становился персоной нон грата.

Конечно, были и хорошие дела. Например, тимуровская помощь одиноким пожилым людям и ветеранам. Но зачастую время и силы детей тратились на очень странные вещи. Например, октябрятские «звездочки». Еще мало что соображавших в школьных реалиях «октябрят-прилежных ребят» разбивали на пятерки, то есть – звездочки, в которых каждому отводили свою роль.

«Книголюбы» должны были контролировать, чтобы прочитанные библиотечные книги возвращались вовремя, а «хозяева класса» следили за порядком в классе. Такие поручения и сейчас удивления не вызывают. Но ведь были и «санитары», которым предписывалось оказывать своим товарищам возможную медицинскую помощь. Как с этим должен был справиться первоклашка – загадка.

Контент недоступен

5. Девочки с ружьями и — за слесарным станком

Советская педагогика упорно стремилась не замечать гендерных различий между детьми. Так, в рамках начальной военной подготовки, которую девочки проходили наравне с мальчиками, они должны были не только научиться маршировать по плацу, стрелять из мелкокалиберного ружья, но и надевать на скорость противогаз. Оценка по НВП шла в аттестат.

Но самыми показательными были уроки труда. Сейчас в это сложно поверить, но вплоть до начала 1970-х годов все школьники, невзирая на половую принадлежность, проходили этот курс в столярных и слесарных мастерских.

Уже в шестом-седьмом классе школьницы должны были изготавливать на станках табуретки, скворечники, совки для мусора. Когда же наконец Министерство образования ввело предмет «Домоводство», радости советских школьниц не было границ: изучить устройство швейной машинки после токарного станка казалось им настоящим счастьем.

6. Бессмысленные запреты

Большинство новшеств воспринимались советской школой тяжело, нередко – в штыки. Так, в начале 1980-х среди старшеклассников модным стал портфель-дипломат – обтянутый искусственной кожей или винилом чемоданчик с ручкой. Иметь такой, а не обычный школьный портфель, было престижно. Но почему-то педагоги в массовом порядке ополчились на этот ни в чем не повинный аксессуар. Его даже называли проявлением тлетворного влияния Запада.

Другой пример – запрет в школах на шариковые ручки (до начала 1970-х годов). Обосновывалось это тем, что ручка со стержнем портит почерк. Вот и продолжали советские дети возиться с чернилами, тогда как весь цивилизованный мир давно уже перешел на несоизмеримо более удобный вариант.

По прошествии многих лет можно посчитать, что все вышеперечисленное было не так уж и важно, ведь самое главное от школы советские дети получали качественное образование. Но не зря говорят, что «дьявол кроется в деталях». И прежде чем равняться на школьную систему прошлых лет, стоит вспомнить ее минусы, чтобы не повторять их вместе со всеми плюсами.