Несколько месяцев назад скандал разгорелся из-за видеокамер в одном из роддомов Уфы, а на прошлой неделе новую волну горячих споров вызвало фото с камер видеонаблюдения московского роддома No29. Журналистка Эвелина Геворкян, разместившая это фото на своей странице в Фейсбуке, считает, что наличие камер в родильном отделении нарушает статьи Гражданского кодекса РФ, а также вводит рожениц в стресс, создавая дополнительные проблемы.
Однако, судя по комментариям, далеко не все мамы – будущие и настоящие – согласны с Эвелиной и ее сторонницами. Чтобы пролить свет на все стороны этого, безусловно, непростого вопроса, мы обратились к главному врачу роддома No4 ЮЗАО г. Москвы, д.м.н., профессору, заслуженному врачу РФ Ольге Викторовне Шараповой.
– Ольга Викторовна, каково ваше мнение относительно видеокамер в вашем роддоме?
– Я считаю, что это необходимая мера, поддерживающая интересы и персонала, и роженицы. В нашем роддоме камеры находятся не только в родовых боксах, но и в детском отделении, в коридоре и т.д. Они установлены так, чтобы было видно, как именно оказывается медицинская помощь. На них нельзя увидеть непосредственно течение родов, как думают далекие от медицины люди. Техника установлена под таким ракурсом, чтобы были видны манипуляции медперсонала и ответная реакция рожениц. Изображение экранов транслируется также на сестринский пост.
Есть две серьезных причины, ради которых и были приобретены эти приборы.
1. Морально-этическая: чтобы видеть, как ведет себя персонал по отношению к будущей маме, правильно ли врач ведет роды и т.д.
2. Защита самого медперсонала.
– Неужели и в этом есть необходимость?
– Я вам расскажу одну историю, которая произвела впечатление даже на меня, опытного врача. Однажды к нам в роддом поступила женщина. В процессе родов моему коллеге стало ясно, что необходимо срочное кесарево сечение. Будущей маме объяснили, что это делают в ее интересах и, главное, в интересах малыша. Если оставить все как есть, то ребенок родится с серьезными осложнениями. Согласно правилам, женщина в этот момент должна подписать специальный документ о том, что она соглашается на экстренную операцию. Но будущая мама ответила, что хочет родить сама, причем не только этого кроху, но и будущих детей. Как ни уговаривали ее врачи, какие только аргументы ни приводили, роженица не согласилась. В результате ребеночек родился очень слабым, его сразу поместили в реанимацию, а потом – в реанимационное отделение специализированной больницы. К сожалению, наши врачи оказались правы в своих прогнозах.
Через какое-то время мама этого ребенка написала жалобы на наших врачей в самые разные инстанции, в том числе – и президенту РФ. С ее слов, ребенок родился здоровым и сразу закричал, но потом замолчал, видимо, его врачи уронили. К нам в роддом зачастили сотрудники прокуратуры и Следственного комитета. Но все вопросы отпали, когда они просмотрели записи видеокамеры, которые, к слову, у нас хранятся не меньше одного года.
– Но все же роды такая интимная тема и само наличие камер уже смущает...
– Я, как главный врач, прекрасно понимаю интимность процесса, поверьте! У нас боксовая система – иными словами, каждая женщина находится в отдельном боксе в дородовом периоде, непосредственно в родах и в раннем послеродовом периоде, причем время на это не ограничено – и 12 часов, и 24 часа, если необходимо. Мы максимально открыты для родственников женщины – если кто-то (мама или муж) хочет находиться с роженицей в этот непростой момент ее жизни – милости просим. Но еще раз повторяю – камеры не фиксируют непосредственный процесс родов, это только необходимый контроль действий медиков.
– А были ли случаи, когда благодаря камерам врачи спасли женщине жизнь?
– Для этого нам камеры не нужны – если врач прогнозирует при осмотре поступившей роженицы, что ее роды будут сложными, наши сотрудники от нее не отходят и вовремя принимают нужные меры. Но вот недавно был казуистический случай – врач увидел на камере, что муж одной из рожениц, который присутствовал на родах, выключил свет в боксе, разделся и улегся с ней на одну кровать. Возмущенному медику мужчина заявил, что он так помогает жене – делает ей массаж успокаивающий. Конечно, врач строго поговорил с ним и объяснил недопустимость этой ситуации.
– А женщины знают о существовании камер?
– Конечно! Причем не только знают о том, что они есть, но и их местонахождении, ракурсе, градусе обзора и т.д. Мы непременно говорим об этом заранее, и каждая женщина подписывает специальный документ, в том случае, если она на это соглашается. Пока никто не отказывался.
– А вы сами заметили пользу камер?
– Я не устаю повторять, что у нас должны работать не просто профессионалы, а люди, которые близко к сердцу принимают боль каждой роженицы. Родблок – сердце роддома, и в нем не должны работать случайные люди. Я строго отслеживаю все случаи некорректной работы сотрудников. Как-то одна женщина пожаловалась, что ей не дали после родов поесть. А мы это делаем непременно, ведь во время родов женщина теряет огромное количество энергии, роды – процесс, который сродни марафону. Поэтому всегда, даже в 2 часа ночи, родившей женщине приносят сытный обед. Я отследила на камере нужный отрезок времени и правда, женщине только водички дали попить. Меры к провинившимся сотрудникам были приняты и, надеюсь, больше подобного не повторится.
Кстати, количество жалоб на действия врачей и среднего медперсонала после введения камер резко снизилось. С одной стороны женщины понимают, что лживые заявления будут опровергнуты, а с другой – медики теперь работают более слаженно, ведь наличие видеокамер – не только ответственность, но и большая помощь для нас.
Также читайте о том, для чего роддома закрывают на «мойку»?