Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Вальдорфская педагогика: всему свое время

В Германии производят лучшие автомобили мира, немецкая медицина – одна из самых передовых, самый высокий уровень жизни, как это ни странно, тоже в этой стране. Мы же сегодня поговорим о вальдорфской педагогике, которая тоже имеет немецкое происхождение. Некоторыми она признана одной из наиболее эффективных методик в линейке развивающих, другие считают вальдорфскую педагогику чуть ли не сектантской.


Фотобанк Лори

Вальдорфская педагогика радикально отличается от классической. Прежде всего тем, что ее теория тесно сплетается с антропософией, мистикой и даже оккультизмом. Автором данной методики стал австрийский философ и эзотерик Рудольф Штайнер. Собственно, в честь него вальдорфскую систему образования иногда называют штайнеровской.

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году в Германии. Это была небольшая школа для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Сегодня образовательные учреждения по авторской методике Штайнера функционируют в более чем 60 странах мира. Эта обучающая система практикуется не только в школах, но и в детских садах. В нашей стране первая вальдорфская школа была основана в 1992 году. Сейчас их несколько десятков, даже действует «Ассоциация Вальдорфских школ России», но, в основном, система Штайнера используется в дошкольном образовании.

Образовательная программа Рудольфа Штайнера рассчитана на 11 лет непрерывного обучения. Первые 8 лет все дисциплины преподает один учитель. Уровень знаний детей оценивается посредством подготовки индивидуальных педагогических характеристик, а не традиционных оценок по 5-бальной или 100-бальной шкале.

«Всему свое время» – пожалуй, именно эту всем известную фразу можно сделать главным слоганом образовательной системы Штайнера. Никакого раннего развития! Последователи течения убеждены, что начинать постигать школьные предметы стоит лишь после формирования внутреннего мира, эмоционального восприятия среды.

Развитие мелкой моторики - это упражнения, занятия, пальчиковые игры. Это трогания фактурных материалов, перебирание мелких предметов и их сортировка, лепка (тесто, пластилин), собирание мозаики и пазлов. Тут главное, следить, чтобы вся эта мелочь не оказалась во рту ребенка!
Снежана *********Пользователь «Дети Mail.ru»

Учащиеся начальных классов вальдорфской школы интенсивно развивают мелкую моторику. Немало часов уделено резьбе по дереву, лепке, вышиванию и другим видам рукоделия – тому, что в классической педагогике изучается на уроках труда и, по обыкновению считается второстепенными занятиями. Учитывая важность развития ребенка через тактильное восприятие, учащиеся вальдорфской школы взаимодействуют с натуральными материалами природного происхождения: дерево, камень, глина и т.д.

Одним из ведущих направлений вальдорфской образовательной системы является так называемая эвритмия – художественные движения под танцевальные ритмы, развивающие межполушарную координацию. Уроки игры на музыкальных инструментах являются обязательными. Кроме того, начиная с 1 класса дети углубленно изучают два иностранных языка: английский и, естественно, немецкий. Точным наукам последователи Штайнера предпочитают гуманитарные.

Проведение контрольных работ и сочинений как способ выявления истинных знаний ребенка системой Штайнера не приветствуется.

По окончанию обучения дети сдают экзамены и получают аттестаты государственного образца. Самыми известными выпускниками вальдорфской школы были актрисы Дженнифер Энистон, Сандра Буллок, актер Руперт Хауэр, Фердинант Порше, конструктор одного из самых надежных автомобилей и, собственно, основатель компании Porsche.

О чем говорят противники вальдорфской школы

Среди негативно настроенных по отношению к вальдорфскому образованию персон немало представителей религии. Сразу несколько конфессий регулярно обвиняют продолжателей системы Штайнера в том, что она противоречит основам религии. По их мнению, учителя пропагандируют несформировавшимся детям эзотерические, оккультные религиозные течения. Педагоги классического образования в данном вопросе проявляют удивительную солидарность с представителями церкви, так как преподавание мистических принципов делает невозможным эффективное преподавание точных наук – естествознания, физики, химии, астрономии, биологии, анатомии.

Также представители педагогики обеспокоены замещением важных предметов, которым отдается предпочтение в общеобразовательной типовой школе, на творческие занятия. Учащиеся вальдорфской школы позднее начинают учиться читать, писать, считать. Между тем, ученые давно доказали, что в раннем возрасте дети обладают несравнимо большим потенциалом постижения новых знаний. Автор японской методики раннего развития Масару Ибука, например, настаивает, что после 3 лет учить ребенка будет поздно и малоэффективно.

Вальдорфский детский сад

Вероятно из-за того, что данное образовательное течение является весьма противоречивым, вальдорфских школ в России не так много, как детских садов.

Одним из центральных постулатов последователей Штайнера является стремление задержать ребенка в периоде детства, использовать это время для выявления творческих талантов, их продуктивного развития и совершенствования. Большинство других развивающих систем стремятся поскорее вырастить ребенка, вложить в него «взрослые» дисциплины. В вальдорфском детском саду о раннем обучении чтению и счету не может быть и речи! «У детей крадут детство», – говорят вальдорфцы о других обучающих методиках.

В стенах вальдорфского детского сада редко услышишь детский плач, потому что ребенок воспринимается системой как индивидуум, на которого нельзя оказывать давление. Малыши сами выбирают для себя занятия и игры. Они вовсе не обязаны принимать участие в коллективной игре, если у них нет желания это делать.

В группу набирают детей разного возраста. Учитывая склонность малышей «зеркалить» действия и поступки старших, они быстрее перенимают навыки, в том числе учатся обслуживать себя самостоятельно. Воспитательница, между тем, выполняет роль мамы, которая готовит детям пищу, пришивает оторвавшуюся пуговицу и т.д. Другими словами, в стенах вальдорфского детского сада имитируется модель семьи, в которой мама занимается домашним хозяйством, пока братья и сестры развлекают себя играми. Время от времени мама появляется в детской, чтобы побыть с детьми, прочитать им сказку, например, или провести совместные занятия по лепке глиняных горшочков. Ремесленничеству и рукоделию, повторимся, тут уделяется громадное значение.

Весьма оригинально проходят в вальдорфском детском саду уроки рисования. Детям выдается краска трех цветов: синяя, желтая и красная. Дети сами смешивают краски, чтобы получить нужные им цвета, сами придумывают сюжет своего рисунка. Тут никто не будет следить, насколько точно малыш повторяет рисунок учителя – личность ребенка превыше всего.

Последователи философии Штайнера уверены, что дети особенно на раннем этапе, должны быть максимально приближены к природе. В идеале, на территории дошкольного учреждения разбивают огород, на котором малыши выращивают картофель, редис и другие овощи.

Стоит отметить, что в вальдорфском детском саду нет современных игрушек. Здесь они под строгим запретом, так как не несут в себе никакой развивающей функции. Дети играют самодельными игрушками преимущественно из дерева, ткани и глины, которые стимулируют интенсивное развитие воображения, фантазии. С одной стороны, в таком подборе игрушек есть явный плюс, с другой стороны, абсолютное ограничение ребенка от современных «пищащих и светящихся» игрушек может сделать ребенка изгоем на детской площадке. Ему будет очень трудно выстраивать коммуникации со сверстниками, посещающими традиционный детский сад.

Ну и, наконец, не будем сбрасывать со счетов эзотерические учения, которые так или иначе лежат в основе образовательного течения и оказывают влияние на формирование внутреннего мира ребенка.

Вальдорфская педагогика даже в наше время остается одной из самых противоречивых. Однако, несмотря на неоднозначность образовательного течения, его популярность и востребованность не ослабевает. Очевидно, что некоторые принципы системы обучения Штайнера достойны внимания и даже заимствования.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
31
JK
В ответ на комментарий от Cветлана Яковлева
Cветлана Яковлева
Живу в Германии, мой бывший муж был вальдорфский учитель и сам занимался антропослфией более 30 лет. Хочу сказать - это настоящая сектаб которая не признаёт своего мнения, своего взгляда на жизнь, ты должен делать только то, что тебе скажут и не только в школе, даже дома, поэтому выдержать таких людей невозможно, боролась 10 лет и ушла, наконец-то почувствовала себя свободной. Что касается детей - они не должны иметь какие либо способности в математике, немецком, сразу же эти способности будут нивелированы до средне-низшего уровня, просто нельзя, так они готовят себе кадры на будущее, потомучто человек не может уже привыкнуть к реальным условиям жизни и они возвращаются в Вальдорф или кончают жизнь самоубийством. Решать вам......
СсылкаПожаловаться
Светлана, вам лечиться надо, вы такой бред несете!
СсылкаПожаловаться
svetlana makarova
Есть неплохая статья Яны Завацкой. Ее семья жила в Германии, старший ребенок посещал вальдорфскую школу, так что статья довольно информативная. Интересующимся очень рекомендую. Ссылку добавить не получилось, но, думаю, через поисковик вы эту публикацию найдете.
СсылкаПожаловаться
Мария Марченко
Вальдорф предлагает более качественный и своевременный уровень интеллектуализации, а кроме этого эмоционально-волевую стабильность, здоровьесберегающую среду для ребятишек. А секту все желающие сами могут себе устроить и без Вальдорфской педагогики.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
СинтияМуж отказался от наследства в пользу многодетной сестры
Моя дальняя родственница находится сейчас в большой обиде на мужа , было несколько скандалов и сейчас уже дошло до развода . Они хорошая дружная семья 37 лет и 43 года. Есть 2 -е детей , младшему 2,8 . Живут в нормальной 2-комн квартире , которая принадлежала жене до брака . Муж работает руководителем отдела логистики в крупной коммерческой организации , нормальный адекватный мужик . Был . Дело вот в чем . Мужу и его родной сестре досталась в наследство квартира , рыночная стоимость которой 7 ,5 млн рублей . И вот он отказывается документально от своей доли в пользу сестры . У сестры 3-е детей и нет мужа .
Многие родственники поддержали жену и называют мужа олухом , недальновидным тупицей и т д. и поддерживают жену в ее гневе . А некоторые наоборот считают, что муж молодец и это его наследство и его личное дело как им распоряжаться , а жена здесь вообще не должна вмешиваться . Как бы вы поступили , поддержали бы мужа в этом решении или наоборот были против как моя родственница ?
801
Ваше Величество"Короче" - 2019
Всем привет! С 16 по 18 августа в Калининграде в седьмой раз прошел фестиваль короткометражного кино "Короче".
316
Коза Агатагород форума
помните тему про город форумских детей?
я вот подумала, давайте представим что есть город, который наш форум населяет. вы бы какую роль себе хотели? кем там быть? главным правителем? врачом? учителем? домохозяйкой? бандитом, шерифом? совпадает с вашей ролью в жизни (хихи особенно шериф) или может это нереализованные возможности, мечты? или просто фантазии?
тема просто (просто!) ни о чем, развлекательно-болтательная
314
Александр ГромовВ гостях хорошо, а дома лучше.
Месяц назад моя младшая доча вернулась из Болгарии. Жила она в небольшой однокомнатной квартирке (приобретенной в собственность) сначала с тещей, а потом с женой где-то с месяц.

Местное "бунгало" выглядело так снаружи




И так изнутри

150
викТОРИяПросто пообщаться...
Всем привет!
Вот малая заснула, а я уснуть не смогла. Вроде, и хочется, а как лягу, так мысли разные приходят в голову.

Почитала я вчера ответы на мою тему... В общем, многие правильно пишут - не умею распределять время, не могу правильно организовать домашних, домработница на шею села... Но снова эти едкие коменты из серии "как вас прижало" или "прячешь голову в песок"
Девочки! Вы и впрямь думаете, что ваше мнение единственно правильное? И правильное решение - это всениприменно то, какое выбрали бы вы?

Но я даже не об этом хотела рассказать.
Вот пишут, мол, в тайне хочу вернуться в Питер. Хм... Вот и да, и нет! В Питере мне жилось кайфово и вольготно - с мамой и замечательным отчимом под боком. Просто как у Христа за пазухой! НО! Живя с родителями, я была отчасти всё ещё ребёнком. Переехав в Сенегал, я первое время очень страдала! Меня ломало и выворачивало! Не из-за мужа или кого-то ещё, а просто так! (Поэтому и падчерицу я хорошо в этом плане понимаю). Но именно здесь я потихоньку становлюсь собой! Учусь обходится своими силами, без мамы. В Африке (не без страданий, конечно) я занялась творчеством. И пусть я не Набоков и не Бунин, но сам процесс приносит ни с чем не сравнимое удовольствие!
Скорее всего, при сытой питерской жизни я бы до этого не дошла.
Да и такая ли она "сытая"? (Надеюсь, все понимают, что я не только про еду сейчас говорю?) Среди моих знакомых мало кто живёт припеваючи. И если я "ничего слаще морковки не ела", то они и просто голодали? А сколько из моих знакомых ненавидят Питер и мечтают уехать! Ууууу! (Я не из их числа. Я нежно люблю свой город).

Я считаю, что у каждого свой путь. Я никогда не пройду путь кого-то из форумчанок, как и ни одна из вас не пройдет мой путь. Зачем пытаться самоутвердиться за мой счёт? Или же ваше "слаще морковки" на поверку не такое сладкое? ;)

Тема философская. Всё-таки общения мне не хватает. (Именно русскоязычного!) Хандра отпустила, хоть и дождик шел ночью, а желание порассуждать появилось.
148
АнонимДети из ДД ждут не любящих родителей, а тугие кошельки?.. Поправьте, если я ошибаюсь
Доброго дня!
Задумываемся об опеке.
Смотрю видео на сайте видеоанкет детей из дд.
У меня сложилось впечатление, что дети там очень избалованы.
У детей в семьях иногда нет и половины того, что есть у них.
И мне показалось, по их интервью, что кто повзрослее - они хотят найти не любящих маму и папу, а кошельки потуже. Это главное качество, которое им интересно в потенциальных опекунах...
Я не права?
132
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru