Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Вальдорфская педагогика: всему свое время

В Германии производят лучшие автомобили мира, немецкая медицина – одна из самых передовых, самый высокий уровень жизни, как это ни странно, тоже в этой стране. Мы же сегодня поговорим о вальдорфской педагогике, которая тоже имеет немецкое происхождение. Некоторыми она признана одной из наиболее эффективных методик в линейке развивающих, другие считают вальдорфскую педагогику чуть ли не сектантской.


Фотобанк Лори

Вальдорфская педагогика радикально отличается от классической. Прежде всего тем, что ее теория тесно сплетается с антропософией, мистикой и даже оккультизмом. Автором данной методики стал австрийский философ и эзотерик Рудольф Штайнер. Собственно, в честь него вальдорфскую систему образования иногда называют штайнеровской.

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году в Германии. Это была небольшая школа для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Сегодня образовательные учреждения по авторской методике Штайнера функционируют в более чем 60 странах мира. Эта обучающая система практикуется не только в школах, но и в детских садах. В нашей стране первая вальдорфская школа была основана в 1992 году. Сейчас их несколько десятков, даже действует «Ассоциация Вальдорфских школ России», но, в основном, система Штайнера используется в дошкольном образовании.

Образовательная программа Рудольфа Штайнера рассчитана на 11 лет непрерывного обучения. Первые 8 лет все дисциплины преподает один учитель. Уровень знаний детей оценивается посредством подготовки индивидуальных педагогических характеристик, а не традиционных оценок по 5-бальной или 100-бальной шкале.

«Всему свое время» – пожалуй, именно эту всем известную фразу можно сделать главным слоганом образовательной системы Штайнера. Никакого раннего развития! Последователи течения убеждены, что начинать постигать школьные предметы стоит лишь после формирования внутреннего мира, эмоционального восприятия среды.

Развитие мелкой моторики - это упражнения, занятия, пальчиковые игры. Это трогания фактурных материалов, перебирание мелких предметов и их сортировка, лепка (тесто, пластилин), собирание мозаики и пазлов. Тут главное, следить, чтобы вся эта мелочь не оказалась во рту ребенка!
Снежана *********Пользователь «Mail Дети»

Учащиеся начальных классов вальдорфской школы интенсивно развивают мелкую моторику. Немало часов уделено резьбе по дереву, лепке, вышиванию и другим видам рукоделия – тому, что в классической педагогике изучается на уроках труда и, по обыкновению считается второстепенными занятиями. Учитывая важность развития ребенка через тактильное восприятие, учащиеся вальдорфской школы взаимодействуют с натуральными материалами природного происхождения: дерево, камень, глина и т.д.

Одним из ведущих направлений вальдорфской образовательной системы является так называемая эвритмия – художественные движения под танцевальные ритмы, развивающие межполушарную координацию. Уроки игры на музыкальных инструментах являются обязательными. Кроме того, начиная с 1 класса дети углубленно изучают два иностранных языка: английский и, естественно, немецкий. Точным наукам последователи Штайнера предпочитают гуманитарные.

Проведение контрольных работ и сочинений как способ выявления истинных знаний ребенка системой Штайнера не приветствуется.

По окончанию обучения дети сдают экзамены и получают аттестаты государственного образца. Самыми известными выпускниками вальдорфской школы были актрисы Дженнифер Энистон, Сандра Буллок, актер Руперт Хауэр, Фердинант Порше, конструктор одного из самых надежных автомобилей и, собственно, основатель компании Porsche.

О чем говорят противники вальдорфской школы

Среди негативно настроенных по отношению к вальдорфскому образованию персон немало представителей религии. Сразу несколько конфессий регулярно обвиняют продолжателей системы Штайнера в том, что она противоречит основам религии. По их мнению, учителя пропагандируют несформировавшимся детям эзотерические, оккультные религиозные течения. Педагоги классического образования в данном вопросе проявляют удивительную солидарность с представителями церкви, так как преподавание мистических принципов делает невозможным эффективное преподавание точных наук – естествознания, физики, химии, астрономии, биологии, анатомии.

Также представители педагогики обеспокоены замещением важных предметов, которым отдается предпочтение в общеобразовательной типовой школе, на творческие занятия. Учащиеся вальдорфской школы позднее начинают учиться читать, писать, считать. Между тем, ученые давно доказали, что в раннем возрасте дети обладают несравнимо большим потенциалом постижения новых знаний. Автор японской методики раннего развития Масару Ибука, например, настаивает, что после 3 лет учить ребенка будет поздно и малоэффективно.

Вальдорфский детский сад

Вероятно из-за того, что данное образовательное течение является весьма противоречивым, вальдорфских школ в России не так много, как детских садов.

Одним из центральных постулатов последователей Штайнера является стремление задержать ребенка в периоде детства, использовать это время для выявления творческих талантов, их продуктивного развития и совершенствования. Большинство других развивающих систем стремятся поскорее вырастить ребенка, вложить в него «взрослые» дисциплины. В вальдорфском детском саду о раннем обучении чтению и счету не может быть и речи! «У детей крадут детство», – говорят вальдорфцы о других обучающих методиках.

В стенах вальдорфского детского сада редко услышишь детский плач, потому что ребенок воспринимается системой как индивидуум, на которого нельзя оказывать давление. Малыши сами выбирают для себя занятия и игры. Они вовсе не обязаны принимать участие в коллективной игре, если у них нет желания это делать.

В группу набирают детей разного возраста. Учитывая склонность малышей «зеркалить» действия и поступки старших, они быстрее перенимают навыки, в том числе учатся обслуживать себя самостоятельно. Воспитательница, между тем, выполняет роль мамы, которая готовит детям пищу, пришивает оторвавшуюся пуговицу и т.д. Другими словами, в стенах вальдорфского детского сада имитируется модель семьи, в которой мама занимается домашним хозяйством, пока братья и сестры развлекают себя играми. Время от времени мама появляется в детской, чтобы побыть с детьми, прочитать им сказку, например, или провести совместные занятия по лепке глиняных горшочков. Ремесленничеству и рукоделию, повторимся, тут уделяется громадное значение.

Весьма оригинально проходят в вальдорфском детском саду уроки рисования. Детям выдается краска трех цветов: синяя, желтая и красная. Дети сами смешивают краски, чтобы получить нужные им цвета, сами придумывают сюжет своего рисунка. Тут никто не будет следить, насколько точно малыш повторяет рисунок учителя – личность ребенка превыше всего.

Последователи философии Штайнера уверены, что дети особенно на раннем этапе, должны быть максимально приближены к природе. В идеале, на территории дошкольного учреждения разбивают огород, на котором малыши выращивают картофель, редис и другие овощи.

Стоит отметить, что в вальдорфском детском саду нет современных игрушек. Здесь они под строгим запретом, так как не несут в себе никакой развивающей функции. Дети играют самодельными игрушками преимущественно из дерева, ткани и глины, которые стимулируют интенсивное развитие воображения, фантазии. С одной стороны, в таком подборе игрушек есть явный плюс, с другой стороны, абсолютное ограничение ребенка от современных «пищащих и светящихся» игрушек может сделать ребенка изгоем на детской площадке. Ему будет очень трудно выстраивать коммуникации со сверстниками, посещающими традиционный детский сад.

Ну и, наконец, не будем сбрасывать со счетов эзотерические учения, которые так или иначе лежат в основе образовательного течения и оказывают влияние на формирование внутреннего мира ребенка.

Вальдорфская педагогика даже в наше время остается одной из самых противоречивых. Однако, несмотря на неоднозначность образовательного течения, его популярность и востребованность не ослабевает. Очевидно, что некоторые принципы системы обучения Штайнера достойны внимания и даже заимствования.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
31
JK
В ответ на комментарий от Cветлана Яковлева
Cветлана Яковлева
Живу в Германии, мой бывший муж был вальдорфский учитель и сам занимался антропослфией более 30 лет. Хочу сказать - это настоящая сектаб которая не признаёт своего мнения, своего взгляда на жизнь, ты должен делать только то, что тебе скажут и не только в школе, даже дома, поэтому выдержать таких людей невозможно, боролась 10 лет и ушла, наконец-то почувствовала себя свободной. Что касается детей - они не должны иметь какие либо способности в математике, немецком, сразу же эти способности будут нивелированы до средне-низшего уровня, просто нельзя, так они готовят себе кадры на будущее, потомучто человек не может уже привыкнуть к реальным условиям жизни и они возвращаются в Вальдорф или кончают жизнь самоубийством. Решать вам......
СсылкаПожаловаться
Светлана, вам лечиться надо, вы такой бред несете!
СсылкаПожаловаться
svetlana makarova
Есть неплохая статья Яны Завацкой. Ее семья жила в Германии, старший ребенок посещал вальдорфскую школу, так что статья довольно информативная. Интересующимся очень рекомендую. Ссылку добавить не получилось, но, думаю, через поисковик вы эту публикацию найдете.
СсылкаПожаловаться
Мария Марченко
Вальдорф предлагает более качественный и своевременный уровень интеллектуализации, а кроме этого эмоционально-волевую стабильность, здоровьесберегающую среду для ребятишек. А секту все желающие сами могут себе устроить и без Вальдорфской педагогики.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
КрутышкаПредать родных.

Давно я тут не писала ничего. Но сейчас как то поганенько на душе,хочется выговориться. Суть проблемы такая.
Как то давно муж был ИП. И пока не было кризиса,все шло отлично,но потом пришлось закрыть ИП. Муж поехал на заработки в другую страну. Так он отработал около 2-х лет и меня это стало напрягать,потому что я поняла,что отвыкаю и хочу мужа дома. Начали искать работу в нашем городе. Работы почти нет. И нам решила помочь родня. Мой дядя устроил его к себе на работу со знаниями в "ноль". Шефу за него поручился,что мой муж не подведет. Так и было. Муж научился всему быстро,стал помогать и подменять дядю.Работа слесарем на басе грузоперевозок (фуры,дальнобои). Жизнь пошла своим чередом, зарплата по нашим меркам хорошая,но есть жирный минус - шеф псих.Он постоянно орет по поводу и без и ,когда он приезжает на базу, работники стараются спрятаться под фуры, колеса (утрированно) .Плюс ненормированный рабочий день - можешь поехать чинить машину когда угодно и куда угодно,застрять на дня два-три там, выйти ночью и работать день еще потом, выходных можно сказать нет,потому что ,если ты и дома,то большая вероятность,что тебя все равно вызовут или ты будешь висеть на телефоне с водителями постоянно (описываю,что бы понятней было). Муж проработал три года. И примерно недели три назад,ему предложили другую работу в такой же фирме, но как главного механика - с кабинетом, бОльшей зарплатой, с дальнейшими перспективами . Плюс то,что машины практически обслуживаются на СТО и не нужно под ними лежать ночь и день.
Я понимаю мужа. Ему надоело постоянно шугаться приездов шефа, его требования "умри,но сделай,даже,если не знаешь,как и не делается", отсутствие нормальных выходных и отпусков, в мороз ,дождь,жару находиться сутки на улице. Но я так же понимаю,что,когда он на это подписывался -знал,что это будет. Тем более,что за него поручился мой дядя,что тот не подведет,его всему научат - будет замена и подмога ему.
И вот мой муж ,после предложения, думал все эти три недели, мы с ним разговаривали,но сделал все равно по своему - решил уходить. Хотя ему я сказала,что по сути это выглядит,как предательство с нашей стороны в сторону дяди. Но муж все равно сделал по своему. Пошел к шефу и сказал,что хочет уйти. На удивление тот не орал ,не крыл матом, а сказал доработать месяц и не уводить слесарей от него в ту фирму. Муж сиял. На что я ему сказала, едь немедленно к дяде. Он должен узнать это от тебя!!! И вообще надо было хотя бы посоветоваться и в известность его первым поставить. На что мне он ответил,что завтра (уже сегодня) с утра поговорю. Но не успел, шеф вчера сразу же позвонил дяде сам. И получилось полная пятая точка!



Теперь с нами не общается вся семья,включая и моих родителей. И понимаю я ,что сами виноваты,что так нельзя,что подвели. Но выходит,что теперь муж обязан работать там пожизненно. Попереться лучшей зарплатой и условиями труда.
И вот мы какашки и свиньи.
Так грустно,погано и противно.
Написала,что бы выговориться, может полегчает. Выходит,что я сейчас между двух огней. И мужа хочется поддержать и родных не потерять.Засада. Есть еще месяц все изменить, но осадочек уже у всех есть.Жизнь-боль!((

447
Львица СтрастнаяКакое то жертвоприношение. Почему ради ребенка надо усыпить кота?!

Вот и праздники отшумели. Все поздравились, угостились. А я набралась новых впечатлений…Поделюсь, а то мозг взорвется. В первых строках прошу всех слабонервных, неверящих Фом в "меня и моих подруг" отформатироваться. Ну не портите новый год и новую историю своими всхлипами!)))) Для тех кому просто почитать и забыть- поехали!

Моя  институтская подруга Лена-типичная женщина с котом. Долго жила с мамой и кошачим британцем. В личной жизни ей не везло. Короткие романы, маме не нравились потенциальные женихи. В общем Лена вышла замуж лишь после 30, после смерти матери…

Мы в очередной раз встретились недавно, когда ее ребенку исполнилось почти полгода. В квартире было напряженно. Детская прикрыта, у двери сторожил кот. Кот и Лена всегда были одно целое. Британец украшал ее жизнь больше 10 лет.
Характер у него был классический-несговорчивый, агрессивный, признавал только любимую хозяйку. Муж и ребенок нарушили всю идиллию. Педиатр с первых дней предупредила, чтобы в детской не было никаких животных. Боялись агрессии кота и потенциальной аллергии от него. Коту это конечно сразу не понравилось. 

Оказалось, к Лене он попал, когда от этого звереныша отказались сразу две семьи. Он кусался и царапался аки тигра. Лена стойко все вытерпела-он ее и кусал и охотился из-за углов. Спустя 10 лет он поутих (и привык и возраст) позволял себя любить...только Лене. И конечно появление чужих домочадцев в квартире Лены, да еще и ограничение пространства возобновили старые привычки. Кот стал агрессивничать-орал днем и ночью, периодически покусывал хозяев. Все переживали, а как с ребенком кот будет вести?! Пока то он в закрытой комнате или под присмотром взрослых.

На семейном совете муж предлагал  временно отвезти кота родичам, пока ребенок не встанет на ножки и не научится себя защищать…Но Лена стойко протестовала-КОТ БЕЗ НЕЕ НЕ СМОЖЕТ. ОН ПРИВЫК ТОЛЬКО К НЕЙ.
И во-вторых Лена знала-Кот никого не признает. И боялась за ребенка-ночами представляла, что кот может сделать беззащитному младенцу (укусить, оцарапать, в глаз попасть). Помимо физ травм, Лена переживала, как психологически будет тяжело ребенку…

Я выслушала всю эту историю и даже не знала, что посоветовать…Но от ее отчаянного решения волосы до сих пор шевелятся: "Я его усыплю, потому  что он все равно будет страдать и погибнет". Сейчас  борюсь с желанием просто выкрасть кота...((( А у вас было подобное-что делать с дом агрессивными животными? Отдать?
Я уже боюсь за ее мужа-вдруг Лена захочет жить без него)))


444
Катерина тримКак поступить

Всем добрый день.
Ситуауия я бы сказала щекотливая. Итак, этажом выше, над моей квартирой, где то месяц как поселилась некая семья с ребенком лет 3-5, незнаю точно. Так вот этот малыш постоянно плачет, утром и в 6 и днем и вот сейчас 19.20 а он заливается плачет. Честно не знаю что делать, поднятся и спросить что вы делаете с ребенком, скажут не ваше дело. Или в отдел опеки позвонить или участковому. Вот как поступить? Вот сейчас заливается слезами и женский ор. 

258
Божья Коровка"Угадайка "по поэтическому конкурсу №9.

Доброго времени суток!
Стихи прочитаны, голосование идёт полным ходом. Пришла пора поиграть в Шерлоков Хомсов или в ясновидящих.
Итак, список авторов.
Аноним 1
Аноним 2
Арсалана
Квокка Улыбакка
Клёпа
Крысатуля
Лена Токарева
МУ-МУ
Самая умная
Sofiko
Юка
Ящер

П.С. Из-за моей оплошности у нас появился опоздашка. Огромная просьба прочитать и проголосовать.

220
ЕлкаДолжна ли я платить?

переехали мы в новую квартиру, на нашем этаже стоит железная дверь, 5 квартир, вчера соседка пришла, показывает квитанцию на эту дверь, говорит что наша прежняя хозяйка отказалась скинуться, так как собиралась продавать. Она поделила сумму на 5 и попросила нам платить где-то 2700. Сумма небольшая, я ей обьяснила что нету щас денег вообще, ремонт только закончили, она ушла с просьбой отдать ей деньги когда сможем. Так вот- обязана ли я заплатить за эту дверь "свою часть" суммы, если мы переехали, а дверь уже стояла) Конечно не хочется портить из за этого отношения. Просто интересно стало.

198
blossomПро помощь

По следам как говорится. А вот хочется спросить Вас, если Вас Мама или бабушка или другой родственник(друг) попросит приехать прополоть картофель(как пример) Вы будете полоть или мыть полы в доме, или пойдёте воды таскать? Ну или Вас попросят приехать и помочь с ремонтом машины, Вы приедете и начнёте варить суп? Я просто не могу себе представить что меня к примеру попросили об одном, а я приеду и скажу, ну вот это не буду делать, лучше помогу вот с этим и будьте довольны, а то обижусь и уеду)))) ну смешно же правда? А почему тогда относительно свекровей или мам другая позиция? Типа раз помогает, то сама решает что и как делать...

173
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети