На этот раз гостьей студии стала телеведущая Анфиса Чехова, мама 10-летнего Соломона, с которой Наталья обсудила тему школьного образования, домашних заданий и конфликтов между педагогами и учениками.
В мои школьные годы не стоял вопрос, в тягость ли нам, детям, выполнять домашние задания или нет. Это было обязательно, без обсуждений. В старших классах я ездила с детским коллективом на гастроли и признаюсь, меня спасала моя сестра-двойняшка, у которой я частенько списывала домашку.
Есть такое мнение, что очень важно «научиться учиться». Я с ним очень согласна: грамотно списать (и не быть замеченным) тоже надо уметь.
Тёма окончил 1-й класс, домашние задания им почти не задавали. Он ходит в школу полного дня и все уроки делает там же.
Мне кажется, вопрос не в самом факте наличия домашних заданий, а в их количестве и сложности. Само собой, что-то ребенку необходимо давать для самостоятельного изучения, это приучает его к ответственности — что, безусловно, очень важно.
Но от других мам я часто слышу, как их детей перегружают заданиями на дом: знакомые жалуются, что наши школы просто издеваются над детьми. Ученики приходят из школы и, наспех перекусив, сразу садятся за уроки, иначе попросту не успеют все сделать. С подобным я не сталкивалась и, честно, переживаю, если у нас будет так же.
Не буду скрывать: я сделаю все, что возможно, только бы не сидеть за уроками со своими детьми.
Потому что знаю, как это может испортить отношения между родителями и ребенком, а также настроение и тем и другим.
Вот что говорит на эту тему Анфиса:
«Соломон — умный парень, он хорошо учится. Можно сказать, учеба дается ему легко. А вот домашние задания — с трудом. Он ходит в обычную государственную школу, помощь учителей в выполнении домашних заданий после уроков в ней не предусмотрена. И я, к сожалению, не могу его заставлять делать уроки, потому что, если честно, очень против такой экзекуции.
Если бы я состояла в Государственной Думе, я бы предложила внести законопроект, который запретил бы давать детям задания на дом.
Уроки с Соломоном делает няня, потому что я — так себе учитель.
Я лучше буду любимой мамой, чем цербером, который стоит над ребенком и заставляет его делать уроки. Я так спасаю наши отношения.
Мне искренне жаль детей, которые вынуждены делать уроки. Ведь у любого человека независимо от возраста должно быть право разделять работу и дом. А учеба — это, безусловно, работа для ребенка. И когда я прихожу домой после трудового дня, меньше всего я хочу опять работать.
Так же и у детей: почему, отсидев 6 часов за партами, они должны, оказавшись дома, снова браться за учебники? А ведь еще после этого несчастным детям надо идти на спорт и прочие кружки, где снова предстоит трудиться.
Вопрос: а когда отдыхать-то?
Я сама ненавидела делать уроки и, если честно, ненавидела в целом учиться — благодаря школе с ее "чудесными" домашними заданиями. И я вижу, как то же самое происходит с Соломоном — он не любит учиться, потому что его "перекармливают" учебой.
Как я уже сказала, уроками Соломона занимается няня. Она как-то мягко его мотивирует, без нажима. Но иногда, если я дома, сын подходит ко мне и говорит: "Мам, не хочу делать уроки. Хочу отдохнуть, поиграть с друзьями". Я ему говорю: "Солик, я тебя так понимаю. Не делай". Он: "Но тогда мне поставят двойку". Я: "Ничего страшного, я не буду тебя ругать". Но он идет и все равно делает уроки — потому что уже понимает, что это его зона ответственности.
Иногда я предлагаю сыну: давай, мол, переведу тебя в другую школу, где не будет домашки. Но он против, ведь там его друзья».
Также Анфиса затронула интересную тему недопонимания между учителями и школьниками. И мы обсудили, чью сторону в этой ситуации должны принять родители.
Тут, на мой взгляд, есть только один ответ: мама с папой должны быть за своего ребенка. По крайней мере, в присутствии посторонних. А уж когда останутся наедине, можно и пожурить. Но ребенок всегда должен чувствовать, что родители — его союзники, даже если он действительно накосячил.
Вот что об этом говорит Анфиса:
«У меня самой постоянно были проблемы в школе.. Меня выгоняли за плохое поведение, пытались исключить из пионеров. Я на все имела свое мнение, а в советских школах это не любили. Поэтому, когда сын приходит из школы и делится, что у него случились разногласия из-за того, что он на уроке рисовал в блокноте комиксы, я его не ругаю — сама такая же.
Например, я сейчас обучаюсь астрологии и спокойно могу во время вебинара сидеть и рисовать на бумажке цветочки-кренделечки — при этом не упуская ни слова из сказанного. Так устроен мой мозг. И у Соломона так же.
Поэтому я ему сказала: "Если считаешь, что учитель не прав, иди к нему и доказывай свою правоту".
Я учу своего сына не быть послушным. Потому что мои родители не поддерживали меня в моем бунтарстве. Мама была очень мягкой, а папа в принципе не принимал участия в моей школьной жизни. Поэтому справляться с проблемами мне приходилось самой, что было крайне сложно. Вот почему сегодня мне очень важно поддерживать сына в его нежелании быть таким, как все.
Хочу, чтобы он чувствовал, что за ним стоит мама, которая всегда за него.
Понятно, что я стараюсь быть справедливой и, если сын не прав, скажу ему об этом. Но, к счастью, пока таких ситуаций не было.
Когда говорю сыну стоять на своем, он спрашивает: "А что если тебя вызовут в школу?" На что я отвечаю: "Если так случится, правда будет на нашей с собой стороне, поверь мне"».
Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства:
Читайте также: