Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Слово НЕЛЬЗЯ в жизни ребенка, или как правильно запрещать

Запрещая, всегда нужно помнить о том, что обилие запретов со стороны родителей мешает развитию ребенка: излишняя забота о безопасности в итоге ему даже вредит.


Фотобанк Лори

Запрещая, всегда нужно помнить о том, что обилие запретов со стороны родителей мешает развитию ребенка: излишняя забота о безопасности в итоге ему даже вредит. Например, желание удержать ребенка около себя, навязчивое сопровождение при любых перемещениях вне дома лишает ребенка ценности самостоятельных открытий, привычки опираться только на себя, умения разумно рисковать. Ограничение творческой активности ведет к вытеснению этих импульсов в бессознательную сферу - и тогда мы имеем удобного, послушного ребенка, который не рисует на стенах (и возможно вообще нигде), не пачкает клеем и красками пол, поддерживает в комнате идеальный порядок, только при этом он постоянно скучает, не знает как себя занять без взрослых, и у него часто присутствуют некоторые невротические проявления - таким образом проявляют себя вытесненные потребности в творчестве и исследовании.

Вот несколько правил, которых следует придерживаться относительно запретов в жизни ребенка:
1) Слово "нельзя" обязательно должно присутствовать в жизни каждого ребенка, но оно нуждается в пояснении: почему именно нельзя, причем понятным для ребенка, простым языком.
2) Ограничений не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Запрещать лучше то, что никак невозможно разрешить, а не все подряд. Но при этом в жестком "нельзя" могут быть исключения: например, можно лечь спать попозже в Новый Год в качестве исключения.
3) Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка , что очень важно для их физического и психического развития ("не бегать", "не кричать", "не лезть" противоречит познавательной активности ребенка).
4) Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы между собой в рамках высказываний одного взрослого и между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещает мама, ни в коем случае не должен разрешать папа или бабушка.
5) Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-объяснительным, чем повелительным. Ультимативные запреты плохо воспринимаются.

Чаще всего неосознанно родители копируют те запреты, с которыми сами столкнулись в детстве (сценарные запреты). Бывает и ситуация "от противного"(антисценарные запреты): выросшие в строгих рамках родители разрешают своим детям абсолютно все, стараясь не допускать слез, не понимая, что у их ребенка формируется эгоцентрический тип личности - такие дети часто считают, что все их желания непременно должны быть исполнены.

Запрещая что-либо, нужно хорошо представлять себе последствия запретов для ребенка. Особенно если взрослые сами делают то, что запрещают ребенку. Если он не может осознать причину запрета (а маленький ребенок редко может понять сложные причинно-следственные связи), то его реакция на запрет может пойти по 2 направлениям, одинаково опасным:
1) Они (взрослые) – плохие, сами делают, а мне не дают.
2) Они это делают, а мне нельзя – что-то со мной не в порядке (я плохой).

Первый путь приводит к тому, что ребенок испытывает чувство обиды или агрессии и направляет их вовне. Не всегда, правда, он осмеливается проявить эти чувства по отношению к взрослым (особенно агрессию) - и тогда он проецирует их на других детей, животных, или, в лучшем случае, на окружающие его предметы (игрушки, одежду…).

Во втором случае ребенок переносит вину за развитие ситуации на себя, привыкая к самоуничижению. Это приводит к формированию низкой самооценки, а, следовательно, к низкому уровню притязаний, уходу от социальной активности, привычке находиться в ситуации неуспеха.

Что делать? Предлагаю рассмотреть практику конструктивных запретов (принятие ограничений, которые направлены на выработку альтернатив).

1. Профилактическое направление.

Примером может послужить предложение переместить розетки (как и лекарства, моющие средства, острые и режущие предметы) из поля зрения ребенка, а выключатели, игрушки - наоборот, в пределы его досягаемости. Тогда не понадобятся бесконечные родительские "нельзя" и детские "дай" и "достань". Профилактически ликвидируется сам предмет конфликтной ситуации или ситуации, позволяющей лишний раз почувствовать ребенку свою беспомощность и зависимость от взрослых.

2. Развитие взаимопонимания с ребенком.

Главное правило - объяснить непонятное можно только с помощью понятного, того, что уже было в чувственном опыте ребенка. Поэтому бесполезно пытаться объяснить годовалому ребенку, к примеру, опасность выбегания на дорогу с помощью таких понятий, как смерть, ДТП, травма. Я встречала в жизни пример, когда ребенку показывали сбитую машиной мертвую кошку в качестве иллюстрации того, что может случиться, если выбегать на дорогу: кошка больше не может бегать и играть. Оказалось очень действенно, потому что наглядно (но нужно понимать, что совсем маленький ребенок не отличит мертвую кошку от спящей!).

Совсем маленькие дети прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребенку лучше мимикой и жестами передать мамин испуг от опасности, которая скрывает в себе розетка, чем объяснять, что там сидит загадочное «электричество».

Если мы хотим научить ребенка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала теплую воду, потом горячее, потом еще горячее. Примером также может послужить метод отсроченных последствий: ребенок, балующийся с водой, должен некоторое время походить в мокрой одежде, чтобы почувствовать, что это не очень приятное последствие его баловства. Альтернативный подход - разрешить баловаться в подходящей одежде или вовсе без нее вместо запрета (ходить по лужам босиком или в резиновых сапогах вместо сандалий).

Для более старшего возраста подойдут сказки, метафоры, иносказания. Дети прекрасно понимают этот язык. Придумайте сказки, которые иллюстрируют негативные последствия тех запретов и ограничений, которые вы используете по отношению к своему ребенку.

Идеальный вариант – если ребенок станет вашим соавтором, это поможет ему рассмотреть ситуацию с разных сторон и научит делать собственные выводы.

3. Использование эффективных психологических приемов.

1) Частица НЕ пропускается ребенком (запрет "не жадничай" читается как указание "жадничай"). Поэтому формулировать лучше в виде конструктивного предложения: "А давай мы с тобой..."

2) Ультимативное указание "НАДО" и "ДОЛЖЕН" тоже чаще всего не срабатывает, вызывает отрицание. Поэтому формулировать лучше, не используя повелительных наклонений, в форме предложения "Давай мы ... или... или".

3)Переключение внимания. "Ай, а куда это киска побежала, ну-ка пойдем посмотрим!" вместо "Отойди сейчас же от лужи!"

4) Рефрейминг - одно из базовых понятий НЛП. Под рефреймингом (дословно, "сдвигом рамки", от английского "frame") обычно понимают переформулирование, изменение контекста или представления о ситуации/проблеме. Пример: вместо предложения ребенку "не жадничай, поделись каталкой, надо делиться" стоит попробовать сказать "а давай посмотрим, если ему отдать ненадолго твою каталку, он ее будет катать быстро или медленно?"

5)Игра вместо прямого запрета. Если вы стоите у горячей плиты и вбегает ребенок, можно запретить ему подходить близко, а можно предложить, например, поискать и принести вам, например, пирамидку из комнаты, ребенку постарше предложить спрятаться (и громко говорить «иду-иду, ищу-ищу!» или поиграть в догонялки. Все три приема без запрета удалят ребенка от опасной духовки.

6)«Мнимый выбор». Известный пример: вместо указания «надень пижаму» можно предложить «Какую пижамку ты бы хотел надеть – красную или голубую?» Просто – но это работает!

Успехов вам, дорогие мамочки!

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
55
женечка
В ответ на комментарий от Александра Вертгейм
Александра Вертгейм
Сейчас на меня дружно накинутся все поборники "воспитания в строгости" и защитники непререкаемости родительского авторитета. С тапками, "минусами", и гнилыми помидорами. Потому что у нас в доме НИ-КОГ-ДА не звучало это самое пресловутое "Нельзя". И уж тем более с прицепом "Нельзя - и все! Потому, что я так сказал/а". И, как не покажется странным тем же самым поборникам, сынуля вовсе даже не лазил всеми пальцами во все розетки, не разводил костров на ковре, не съедал в одиночку общесемейные конфеты, не отбирал все машинки у всех малышей в песочнице и не выковыривал кошке глазик. Потому что вместо убого-одномерного "Низ-з-зя!" в ходу были другие слова. "Больно", "Неприятно", "Обидно" (причем не только тебе, но и другому - точно так же), "Горячо", "Колется". И с самого детства он знал, что есть такие вещи, как "Стыдно", "Некрасиво", "Неправильно", и почему именно это, и именно сейчас делать или не делать стыдно, некрасиво или неправильно. Чесслово, все эти вещи прекрасно удается объяснить нормальному ребенку как без нудных нотаций, так и без подзатыльников-подж...пников. А еще никогда у нас не звучало вечных российских криков "Упадешь!" "Сломаешь!" "Порежешься!" "Ударишься!". Вместо этого было уверенное "Не падай!", и папины руки, готовые подхватить-подстраховать в нужный (действительно нужный!) момент. Вместо запретов с последующими сетованиями на "кривые руки-крюки", папа на 5-й День Рождения сделал сыну классный подарок - начал учить будущего мужчину обращаться с инструментами. Рассказав и показав в числе прочего, и те опасности, которые могут исходить от каждого из них, и что делать в случае, если порезался, ушибся или обжегся. Если надо было проглотить горькое лекарство или сделать укол - никто не обманывал, что лекарство сладенькое, и что "это-не-больно", или что "доктор-только-посмотрит& quot;. Отлично помню, как мы рисовали Злых Микробов, живущих в Аденоидах. И согласились, что не самая приятная процедура по лишению оных микробов полюбившегося им места жительства вполне даже стОит того, чтобы потом спокойно есть мороженое, плавать в речке, бегать под дождем, а главное - Стать Летчиком (дитя летунской семьи - с детства глаза к небу, и с детства же в курсе, что путь к небу проходит через ВЛК) А что касается всевозможных хитростей с привкусом НЛП, всяких там "выборов-без-выбора", предложений от которых невозможно отказаться, цепляний "на слабО" и проч. в том же духе - то. ИМХО, это верный путь к воспитанию благодатной аудитории для манипуляторов всех мастей. От продавцов, втюхивающих откровенное г... под вопрос "Вам подешевле, или элитное?", до серьезных мошенников, честно позволяющих раскручиваемому лоху самому решить - подпишет он договор на продажу своей квартиры за бесценок шариковой ручкой или перьевой. И даже прямо вот сию минуту он этот договор подпишет, или через полчасика.
СсылкаПожаловаться
супер!!!!!!!!!!!! согласна на 100%!!!!!!!! но удержаться тяжело и перестроить свою психику,постоянно анализируешь, что говоришь детям, но тем не менее что-то слетает с губ не то, поскольку все мы воспитывались в совдепии, и все мы родом из детства....
СсылкаПожаловаться
Светлана Ковалева (Матвиенко)
)
СсылкаПожаловаться
Светлана Ковалева (Матвиенко)
Точно, очень хорошая статья а коментарий мамы БУДУЩЕГО ЛЕТЧИКА еще круче!) Я тоже стараюсь именно так воспитывать детей. Бывает - зарываешься, главное вовремя себя тормознуть! И вообще, честность - лучшая политика!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Бельфлёр-КитайкаПоговорим о своём, хорошем!

Добрый день! Всем!  Устала от чужих новостей, предлагаю вам, девочки, рассказать свои, те, которые вас радуют. Даже если они мелкие и незначительные.  Мы в октябре слетали на неделю в Армению. 

217
Alyx VanceА как вы представляете свою старость?

Ждете? Или наоборот - подольше бы ее не было? И с какого возраста она, собственно, наступает - с пенсионного или позднее? Ждете выхода на пенсию с нетерпением? ) Или наоборот? И чем планируете заниматься, когда не надо будет работать (или растить детей)? По теории, тогда должна образоваться куча свободного времени, а вот сил уже будет меньше... Что касается меня - сейчас планирую работать до упора, пока ноги носят и голова не в маразме. Приближение пенсионного возраста меня отнюдь не радует. Для меня возраст ассоциируется с определенным статусом - большой дом, достаток, дружная семья, куча потомков бегает вокруг, а мудрая и уважаемая всеми бабушка сидит в кресле-качалке, вяжет носки, смотрит из-под очков и раздает всем ценные советы ) У меня ничего этого нет (только дом и кресло-качалка, даже вязать не умею!), да и мозгов-то лет на 19, не больше ) А как вы представляете свою старость, что будете делать?

208
Lord-of-Danceо мечтах.. детстве... болтательное..

Я вот в детстве в космос полететь хотела. Сейчас тоже хочу, но... по понятным причинам не лечу. Ещё мечтала быть лесником, но потом поняла, что слишком для этого изнежена. А у вас есть мечты родом из детства? Я про такие мечты, когда  понимаешь их несбыточность, наивность, даже может забавность. Но они все равно есть: жить не мешают, в ногах не путаются, трезвый взгляд на реальность не заслоняют., но ...есть [smile]blush[/smile]

192
Алёна Т.Обидел муж

Называется дожили. Муж вышел из себя и очень не хорошими словами оскорбил сына. Я вмешалась, сказав, что нельзя такие слова говорить на сына и не надо такой пример ему подавать. На что он и меня оскорбил. В общем потом они уехали и пока ещё не возвращались. Муж виноват 100%. Ничего обидного или оскорбительного я ему в ответ не сказала и спускать эту ситуацию на тормозах не собираюсь. Что ещё грустнее - папа у него так с женой разговаривает ежедневно. У нас так не было. Но вот пришлось несколько месяцев съехаться с ними - и пошло. Начал себе позволять грубости и иногда слова на грани матных. Вроде разговаривали, но все равно бывало повторялось. Списывала на усталость, дети тоже дают иногда прикурить. Магний пили пачками. Вроде оба отошли от этой жуткой усталости. Отдельно живём уже больше полугода. Сегодня ничего не предвещало, не было каких-то веских причин, чтобы так выходить из себя. То ли решил, что все можно, раз можно его папе? Не знаю. У кого так было? Есть шанс, что что-то поймёт и прекратит себя так вести? Извинится? Он вообще этого делать не умеет, но я на мировую без слов извинений не пойду. Перешёл он сегодня грань.

178
диана ковальКак у вас появилось желание иметь ребенка?

Здравствуйте. Как у вас появилось желание иметь ребенка,как это понять? Дело в том,что мне уже 33 и нет такого желания. Пару дней назад разговаривала с подругой она на год меня младше и планирует второго ребенка. Она делилась что у нее чувство что прям очень хочется ребенка,аж не может,постоянно эта мысль в голове и это приносит приятные ощущения,радость,желание... У меня наоборот,"думаю ну надо ж наверно  уже,ну как же..." и нет никакого желания.Мне хорошо,классно,у меня лучший в мире муж,мы гуляем,оба очень любим путешествовать,узнавать что то новое.И еще я так люблю тишину,почитать,посмотреть хороший фильм вдвоем,поехать куда то неожиданно... Когда рассказала мужу про планы подруги на еще одного малыша,у нас вышел странный разговор.Оказывается он боялся что я захочу ребенка("как все женщины"),и ему придется с этим смирится...я замерла ведь я боялась того же! Что он захочет детей,все их хотят рано или поздно,как мне казалось,...а я не могу себя заставить хотеть,а время идет. То есть мы оба боялись что другой из нас может захотеть детей... И кстати к чужим детям что он что я относимся абсолютно нормально. Как вы думаете это не нормально не хотеть вообще детей? Ведь получается это отсутствует инстинкт размножения,или как? Как у вас это появилось.Было умиление: ой мой ребеночек,я хочу жду ты чудо... или больше такое:  надо и все!,у всех есть дети,это мой долг и тд.  Еще один момент. Я тщательно выбираю людей которые присутствуют в моей жизни. И вот представить себе родился ребенок,это же отдельная личность.. а вдруг мы с ней не совпадем по каким то моментам,не сможем понимать друг друга,будут у него качества(манера поведения) которые я не смогу принять или наоборот у меня будет то что он не примет. Да можно предложить ему свой пример жизни или воспитание,но он может это просто не принять и жить по другому,ведь он же свободен выбирать. 

159
Карпова КарповаОбвинение матери больного ребенка

Читаю новости, снова теряю спокойствие. Данко продолжает конфликтовать с Натальей Устюменко, своей бывшей гражданской женой и матерью двух дочек. Певец ушел от "любимой" в прошлом году и сейчас счастлив в отношениях уже с другой избранницей. Разрыв проходил болезненно и широко обсуждался в публичном пространстве. Четыре года назад в семье Данко и Натальи родилась Агата, которой позже был поставлен диагноз — ДЦП. Певец был примерным семьянином: тратил много сил на помощь жене, находил средства на лечение (ай какой молодец, ну вы только посмотрите! - прим. авт). А когда его отношения с Натальей испортились, он начал отказываться от встреч с Агатой. На днях он объяснил, что не видит смысла поддерживать общение с ребенком, который «не понимает, что такое мама и папа». Девочка, со слов певца, не может общаться с окружающими из-за проблем в развитии (ну и нафиг тогда с ней видеться, раз она не понимает! - прим.авт.). Более того, Данко намекнул, что его бывшая жена сама виновата в том, что в семье появилась больная девочка (ну конечно же Наташа, кто ж еще! не он же виноват! - прим. авт.). «Вот только у Наташи могла родиться такая вот Агата. Знаете, есть такой фильм «Невезучий», вот это про нее. У нее то болит нога, то голова, то она падает с катера, потом с мотоцикла, — сказал Данко в программе «Выход в люди». — И все время дай, дай, и все мало. Как черная дыра. Вы поймите, что в том, что у нее есть возможность взять и за пару дней собрать кругленькую сумму, это моя заслуга. Я привлекал внимание людей к этой проблеме, я бил в набат!» МАЛАДЕЦ! - прим. авт. И не стыдно ведь ему все это озвучивать в медиа-пространстве. И, самое страшное, у него есть сторонники, которые тоже так считают. Что да, мать сама виновата, нефиг было рожать больного, а раз родила бракованного ребенка - замолчи и не мумукай, а она еще что-то требовать от бедного папы смеет! Я считаю, что когда такую позицию озвучивают известные медиа-персоны, и не прекращают незамедлительно быть рукопожатыми и уважаемыми - это СТРАШНО.

151
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru