В последние дни школу и ее дальнейшую судьбу много обсуждают в СМИ и соцсетях. Мама одного из учеников рассказала, что особенного в этом учебном заведении.
Родители решаются на переезд ради того, чтобы их дети учились здесь
Когда старшему сыну было 5,5 лет, мы с мужем попали на день открытых дверей в эту школу. В этот день мой страх перед школой пропал. Ушла и головная боль: куда мне отдать моего ребенка — активного (временами очень активного!), неусидчивого, громкого, веселого и открытого. Я очень боялась, что он будет «неудобным» учеником в обычной школе, и искала альтернативу.
Через полгода нам удалось перевестись в детский сад при Школе Самоопределения, из которого детей переводят в первый класс по приоритетным спискам. Это было одним из лучших решений за все время моего родительства.
Сейчас мой старший сын учится в третьем классе, у него бесконечно мудрая учительница. Как педагог и как родитель я у нее постоянно чему-то учусь.
Со временем в сад при школе Тубельского пошла и моя дочь, а теперь в очередь записан и годовалый сын. Такие семейные «паровозики» — правило почти без исключений для нашей школы и сада. Отдав одного ребенка сюда, понимаешь, что «обычные» сады и школы сильно проигрывают почти во всех отношениях.
При этом в сад Тубельского можно попасть так же, как и в любой другой сад у вас во дворе, через электронную очередь. Я знаю многих людей, которые специально переехали ради сада и школы Тубельского в Измайлово из других районов, и поменяли жизнь ради счастливого детства своего ребенка.
Учеба без оценок и домашних заданий
Началось все в 1985 году, когда в школу пришел новый директор – Александр Наумович Тубельский. Он начал реформы в школе, смело экспериментировал, активно участвовал в жизни школы и был настоящим другом учеников.
Естественным образом притягивались такие же увлеченные и неординарные педагоги. Тубельский с огромным уважением относился к коллегам и был убежден, что если освободить педагога от тяжести спущенной сверху программы и от гнета соотношения двоек и пятерок в классе, если дать учителю свободно и творчески действовать, то такой учитель сотворит чудо.
Школа перешла на 35-минутные уроки, так как было замечено, что в среднем 10 минут от урока обычно уходит впустую. Были отменены оценки вплоть до 8 класса: учеников призывали сравнивать свои успехи только относительно самих себя, а самомотивация была важнее стремления к оценке извне.
Отменены был и домашние задания, а на педсоветах, называемых здесь «педагогическими пленумами», обсуждались проблемы современной педагогики. Школа работала в режиме полного дня, вторая половина дня была логичным продолжением первой: с разнообразными пространствами и мастерскими.
В учебном процессе активно использовались неурочные формы: предметные и межпредметные погружения (например, когда класс выезжает в лес и играет в «каменный век»), разнообразные практические занятия, образовательные поездки и путешествия. Каждый октябрь в школе объявлялась «Лицейская неделя», которая заканчивалась балом. Самым настоящим балом! Директор, одетый в элегантный фрак, был в первых рядах танцующих.
В нашей школе устраивались погружения в исторические периоды, девочки шили себе средневековые платья, а мальчики учились фехтовать, каждый составлял себе «родословную» графства разных происхождений, мы готовили декорации, оформляя актовый зал под средневековый замок, ели курицу руками, танцевали, а парни участвовали в «рыцарских» турнирах. Все это делалось чтобы «проживать» атмосферу эпохи (так гораздо интереснее изучать историю). <...> Наша школа была совершенно отдельной планетой. Сказочной планетой.
В школе была создана и успешно действовала собственная «Конституция». Работал «Суд чести», на котором решались реальные проблемы между учениками или учителями и учениками.
Тубельскому в своем маленьком государстве — школе — удалось взрастить настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.
Как ему удавалось много лет сохранять в школе особый уклад? Наверное, все дело в том, что Александр Тубельский был авторитетом для многих и к нему прислушивались. В 2000 году он стал президентом Ассоциации демократических школ России — он хотел, чтобы таких школ становилось больше, чтобы они делились опытом друг с другом.
Александр Наумович был предан своему делу и очень любил детей. Но самое важное — уважал. Каждый день он заходил во все классы и говорил «Доброе утро». Я помню, как с кем-то поссорилась еще будучи в началке. Директор увидел, что девочка плачет и «не на уроке», позвал меня к себе в кабинет, поговорил со мной, напоил чаем с бутербродами. Вместо того, чтобы сделать «замечание», позвонить родителям и отправить в класс.
В 2007 году Александр Наумович в возрасте 66 лет ушел из жизни. Но школа осталась, остались педагоги, выпускники, которые часто возвращались в школу в качестве учителей, и дети, которым повезло учиться в такой школе.
Главный принцип: уважение личности ребенка
Школа менялась, и часто звучало, что «школа уже не та, что при Тубельском». Но основной ее принцип — уважение личности ребенка — оставался неизменным.
Здесь по-прежнему дети ходят без формы, и вольны самовыражаться (синие волосы не возбраняются). Уроки снова стали по 45 минут, а оценки не ставят только до 4 класса.
Долго держалась концепция полного дня, но с 2017 года школа ввела платную продленку. Вместе с платной продленкой в 2017/18 учебном году платными стали многие мастерские, а когда-то выбор у школьников был огромный — от керамики или столярной мастерской до киноклуба.
Школа осталась открытой для родителей. Еще Тубельский говорил о том, как важно, что родитель в любой момент может зайти в школу, поговорить с учителем, узнать, чем живет его ребенок в школе. Он с грустью говорил о том, что видит в других школах, как несчастные бабушки, мамы и папы, ждут у дверей детей, потому что им не разрешено заходить в школу.
Александр Наумович Тубельский придумал систему, по которой любой ученик мог стать «собой», или по-крайней мере выйти на путь к самопознанию. Он верил, что каждый человек в этом мире создан для чего-то конкретного, уникального. Что не обязательно быть «хорошистом» по всем предметам и безупречно зубрить учебники, а что действительно обязательно, так это найти «себя»
Выпускников Школы Самоопределения сложно как-то охарактеризовать, все они разные. В этом и есть глубокий смысл самоопределения. Объединяет их одно: они — личности, они провели 11 лет в стенах школы, где их уважали и где к ним прислушивались.
Атмосфера свободы в школе способствует формированию «универсальных умений»: умение представить себя, умение общаться, умение доказывать и аргументировать.
Школа Самоопределения — это школа, где ребенка признают человеком, где он имеет право на ошибку, где он может искать, где ему не записывают в дневник «бегал на уроке физкультуры», где он ощущает себя полноправным членом общества, где он может высказываться. Словом, там, где ребенок — личность, человек, а не объект образования.
Сад при школе Тубельского: балы и «Физкультура по-другому»
Отдельно хочется рассказать о детском саде при школе. Сотрудники других — обычных — детских садов, попав сюда на семинары, уезжают в большом удивлении.
Личность ребенка и уважение к ней — на первом месте. Дети проживают свою жизнь в саду в разновозрастных группах от 3 до 6 лет, где старший учится помогать младшему, а младшему есть за кем тянуться. В группах 25-27 детей. У детей не педагог по рисованию, а «Дядя Слава», не педагог по столярному мастерству, а «Папа Карло».
Особое внимание в детском саду уделяют физическому развитию детей. В каждой группе установлен уникальный спорткомплекс и дети имеют свободный доступ к нему. Когда-то именно этот сад и школа стали экспериментальной площадкой Сергея Реутского и его «Физкультуры по-другому». Сейчас этот подход вновь заинтересовал педагогическое сообщество, он используется в передовых школах Москвы.
Реутский говорил о недостатке двигательной активности у современного ребенка, которого не отпускают гулять во двор, которого привозят в школу на машине и, в лучшем случае, отдают в спортивную секцию. Но этого катастрофически мало для полноценного развития. Поэтому для полноценной физической нагрузки он создал искусственную среду — физкультурные комплексы, чтобы через свободную игру в этих комплексах дети добирали недостающую физическую нагрузку.
Если физкультурный комплекс достаточно сложно и интересно устроен, то его пространство заставляет ребенка постоянно возвращаться. Оно предоставляет свободу и выбор: двигайся куда хочешь и сам определяй сложность пути. Оно заставляет сосредоточиться. Здесь можно почувствовать, как работают простейшие механизмы: наклонная плоскость, блок, рычаг. Дети учатся сотрудничать друг с другом, а опыт преодоления препятствий дает им радость и уверенность в своих силах.
Осенью в саду проводят бал, и малыши в бальных платьях и фраках танцуют свой первый вальс.
Новогодняя сказка, которую воспитатели сада сами придумывают и показывают детям, — настоящий интерактивный спектакль.
Каждый год педагоги с детьми устраивают для родителей цирк. За акробатическими номерами стоит очень много труда малышей и взрослых: преодоления, познания — себя и своего тела.. Олимпиады, лыжня, праздник песни — и, наверное, я что-то еще упустила.
Родители детей, которые ходят в сад и школу имени Тубельского, проживают детство вместе со своими детьми. Не получается в этом саду и школе просто привести и отдать ребенка, а вечером забрать. Мы готовим костюмы и декорации для бала, сочиняем песни, проводим мастер-классы — например, по рисованию песком и росписи пряников, а на выпускной в саду ставим сказку. Когда выпускался наш сын, мой муж написал сценарий, родители расхватали роли и увлеченно играли для детей. Мы — полноценные участники жизни своих детей, которая затягивает и увлекает.
Также читайте: 5 вещей, которых вы не знали об учителях.