Засилье игрушек: больше – не значит лучше
Еще каких-то 30 лет назад ассортимент детских игрушек ограничивался куклой, машинкой, деревянными кубиками и конструкторами. Игрушки для малыша не должны быть просто развлечением, с помощью которого он коротает день. Играя, он развивается, осваивает или тренирует определенные навыки. Поэтому подход к покупке новых игрушек должен быть особенно вдумчивым и серьезным.
100% занятость ребенка может обеспечить только планшет с играми. В этом возрасте все игрушки, даже самые дорогие, интересны совсем недолго.
Больше – не значит лучше. Детская комната бывает подчас завалена тысячами игрушек, многие из которых ребенок едва удостоил вниманием. Ребенок не умеет играть, потому что не успевает насладиться новой игрушкой, привыкнуть к ней, полюбить. Вместо этого он забрасывает ее в ящик и стремится выпросить у родителей новую игрушку. Увы, современные дети быстро увлекаются новой игрушкой, но также мгновенно и охладевают к ней. Малыш часто просто не знает, что делать с игрушкой, фантазировать он не обучен. В этом кроется печальное последствие засилья игрушек в детской.
Спросите у малыша, например, какая у него любимая игрушка? Скорее всего, он растеряется и не сможет выделить из всех своих «сокровищ» одну игрушку. Поскольку одни игрушки часто сменяются другими, он не успевает «прирасти» душой ни к одной из них. А несколько десятилетий назад какой-нибудь незаурядный плюшевый мишка становился другом ребенка на долгие годы. Сегодняшние дети перестают искать в игрушках нечто одушевленное, ведь для этого нужно развивать умение фантазировать.
Покупка игрушек должна быть последовательной, говорят психологи. Только в этом случае игрушка будет полезной и развивающей. Например, для куклы можно приобрести домик, а лишь затем аксессуары для него. Мальчику предложите собрать коллекцию машин – вы добьетесь от него бережного отношения к каждой игрушке. А после того, как будет собрана коллекция автомобилей, можно приобрести гараж, заправочную станцию и ковер с изображением городских дорог и шоссе.
Во всем виноваты родители
Игрушки нельзя покупать без повода. Появление в доме новинки должно быть долгожданным событием. В противном случае оно превращается в обыденность, как, например, покупка йогурта, которым мама кормит ребенка ежедневно.
Но, пожалуй, самый большой недостаток современных игрушек – это их информативность. «Кнопочные» интерактивные игрушки такие яркие и веселые, но совершенно бесполезные с точки зрения развития. Да, они неизменно влекут ребенка, но не более, чем на несколько минут. Ведь «правила игры» придуманы за малыша производителем, игрушка не побуждает ребенка придумывать способы применения ее в игре.
Некоторые эксперты говорят, что популярность интерактивных игрушек, которые стоят на порядок дороже, связана с амбициями родителей. Родителю приятно сознавать, что он не скупится на собственного ребенка, покупает ему лучшее. Однако, применительно к игрушкам, дорогое не является синонимом лучшего.
Интерактивные игрушки лишают ребенка возможности развиваться, тормозят умственное развитие. Психологи утверждают, что такая востребованность интерактивных игрушек связана с нежеланием родителей заниматься детьми. Родители, прикрываясь собственной усталостью или занятостью, часто покупают интерактивную игрушку ребенку, чтобы выделить время на себя. Однако нарядная музыкальная, сверкающая огоньками игрушка, увы, не развивает фантазию и не формирует базовые навыки. Как бы ни тяготила усталость, родители должны уделять время на совместные игры с малышом. Глядя на взрослых, ребенок будет расширять свой багаж поведенческих знаний, научится фантазировать и выражать свои мысли словами.
Попробуйте пойти другим путем: к примеру, тот же кукольный дом можно сделать своими руками. Только задумайтесь, сколько развивающих элементов и новых сведений можно задействовать в этой игре! Распределите роли: пусть один будет строителем. А другой – архитектором или дизайнером. Пусть малыш представит, каким получится дом, какие «обои» подойдут для спальни, а какие – для кухни. Для родителей такая сюжетно-ролевая игра – отличная возможность рассказать ребенку про особенности первого жилища человека, этапы совершенствования строительных материалов. Малышу будет интересно узнать, что дома в разных странах отличаются и внешне и внутренне.
Какие игрушки полезны для ребенка
Покупайте малышу конструкторы, настольные игры, кукольный театр. Эти игры будут интересны и мальчикам, и девочкам. Главное, правильно подать их: начните играть вместе с детьми, задайте веселый и доброжелательный тон игре. В памяти ребенка должны остаться только позитивные эмоции, связанные с развивающими интеллект играми.
Мой полз ко мне на кухню, доставал все банки из шкафа. Мечта была добыть кастрюли-сковородки и в них кататься.
Чем проще детская игрушка, тем сильнее будет у малыша мотивация к развитию воображения. Но начать придется вам, помогите ребенку придумать историю, в основу которой будет положена сюжетно-ролевая игра. Возьмите за правило обращать внимание на материалы, из которых произведены игрушки, но при этом не забывайте о текстуре: малыш в процессе развития познает игрушки на ощупь и даже на зуб. Поэтому тактильные ощущения должны быть как можно более разнообразными.
Семейные прогулки на свежем воздухе с активными подвижными играми должны стать частью семейных традиций. Кроме того, если хорошенько подумать, на улице можно обнаружить массу интересных заготовок для игрушек. Расскажите ребенку, что такое гербарий и соберите разные листья, а собрав коллекцию желудей, вы получите ценный материал для поделок.
Конечно, уберечь ребенка от новинок и современных гаджетов невозможно, но в силах родителей ограничить взаимодействие малыша с ними. Поначалу, в силу привычки, дети будут скучать со старомодными игрушками, а родителям придется научить своих детей играть. Увлечь ребенка смогут сюжетно-ролевые игры, неоспоримым преимуществом которых является гибкость игрового сюжета – его можно изменять хоть каждый день. Аксессуары к игре можно изготовить из подручных материалов. Например, любимая мамина скатерть запросто может стать плащом мушкетера.
Кроме того, дети тяготеют к атрибутам быта. Игрушечная посуда почти наверняка будет менее интересна девочке, нежели настоящие кастрюли и сковородки, на которых готовит мама. Не запрещайте детям познавать взрослые вещи, это тоже важная веха в развитии.