Что такое «семейное образование»
Широкое понятие «домашнее обучение» на самом деле означает, что учителя из школы занимаются с ребенком у него дома. К тем же, кто учится дома, не прикрепляясь к школе (или прикрепляясь для сдачи аттестаций) относится другое понятие – «семейное образование».
Родители в этом случае сами решают, когда и чем занимаются их дети. Однако они отвечают за то, чтобы они успешно сдали ГИА (государственную итоговую аттестацию), в 9 классе. В 10 и 11 классах аттестации также обязательны.
Мы для дочери выбрали семейное обучение со сдачей аттестаций в частной дистанционной школе, которая находится в Санкт-Петербурге. Эта школа и программа обучения в ней соответствуют государственным образовательным стандартам.
Почему мы так решили
Как-то так само по себе получилось, что дочка была достаточно развита для своих 7 лет. Даша очень любит читать. В школе ей было бы скучно – об этом говорят сами учителя.
Мы не сторонники раннего развития, но придерживаемся мнения, что если ребенку что-то интересно, этот интерес нужно поддерживать.
В школе нам предложили зачесть ребенка сразу во второй или третий класс. Но мы пока в этом не видим смысла. Не хотим, чтобы дочь закончила школу лет в 13.
К тому же, у Даши есть еще пробелы в знаниях. Например, последняя ее олимпиада по русскому языку показала, что ребенок не знает, что такое звуки. Правда, я не уверена, пригодится ли ей это знание в будущем.
Как мы учимся
Даша прикреплена к школе, в которой программа обучения соответствует ФГОС – Федеральному государственному образовательному стандарту. От него зависят аттестационные вопросы.
Мы знаем, что будет в конце, какие темы и какие вопросы должен понимать ребенок, чтобы сдать аттестацию. В зависимости от этого и выбираем литературу. Если Даша не сдаст аттестацию, ее направят на очное обучение в школу.
Сейчас главное, чему мы учим детей – правильно искать информацию, творчески подходить к решению непростых задач. Еще учим дисциплине, умению доводить начатое до конца. Мы не стоим над душой в ожидании, когда Даша выполнит задание, сразу объяснили – учеба нужна не нам, а ей самой.
Плюсы: интерес к учебе и удобный график
Мы, конечно, не сразу решили: все, наши дети будут учиться дома. Второй дочери пока еще 4 года, и с ней, например, вопрос еще не решен.
Муж поначалу не был согласен на семейное обучение. Но затем, общаясь с другими родителями, сравнивая, наблюдая за своей дочерью, мы определили для себя плюсы и минусы домашнего образования – и плюсов оказалось больше.
1. Ребенок сам хочет учиться.
Мы не заставляем детей делать уроки («детей» – потому что младшая дочь подражает старшей и тоже «учится», это такой «бонус» обучения на дому). Иногда напоминаем, что стоило бы пройти следующие страницы в учебнике по математике. Даша садится, читает, записывает, потом делает задания из учебника или в рабочей тетради.
Но это «школьная» сторона вопроса. Если смотреть глобальнее, складывается ощущение, что ребенок жаждет узнать все.
Мы только и успеваем, что помогать искать ответы на ее вопросы, а заодно и сами просвещаемся.
2. Есть режим, но нет перегрузок.
Расписание мы формируем под ребенка. Обязательные занятия – раз или два раза в неделю. Все остальное – по личному желанию и если остается свободное время от прогулок и других творческих дел.
С режимом у нас довольно строго. Нет такого, что дети спят до 10 утра и потом целый день слоняются, не зная, чем заняться.
Даша – жаворонок и обычно встает раньше всех, идет делать какие-то занятия или просто читает. Вообще, если посмотреть на наш обычный день, в который «вплетены» занятия, то они приходятся на утро.
3. На ребенка влияет семья, а не школа.
Этот вопрос обычно вызывает самые жаркие споры. Но мы считаем, что именно семья формирует первоначальные представления о мире (что очень важно в юном возрасте) и что влияние на ребенка должны оказывать взрослые, которые понимают, как этот мир устроен, а не сверстники.
4. Дети не болеют.
За весь прошлый «учебный год» наши дети ни разу не заболели. Даже обычной простудой.
При этом мы еженедельно общаемся с различными детьми в небольших коллективах, наши дети регулярно ходят на занятия в кружки.
Минусы: приходится работать над собой
1. Приходится противостоять давлению общества.
Ребенок, который не ходит в школу, «не такой как все». Это может быть тяжело, а может и не быть – зависит от окружения и от того, как сами родители подают эту информацию.
Для нашего окружения (мы живем в деревне) семейное обучение – что-то за гранью фантастики. Однако многих, безусловно, впечатляет, что ребенок дистанционно учится в школе Санкт-Петербурга и обычно после этого нас начинают расспрашивать: «Как вы это сделали?»
2. Детям нужна групповая работа.
Речь не об отсутствии коллектива (он есть и вне школы), а именно об отсутствии работы в группе. Сейчас мы решаем эту проблему дополнительными кружками, где даются задания на решение творческих задач, в том числе в группе.
Также Даша участвует в сценках, где важно уметь взаимодействовать с другими участниками, уметь определять последовательность своих действий и прочее.
3. Родителям не хватает опыта обучения дома.
Часто самой большой проблемой в семейном обучении становятся сами родители, ведь у нашего поколения по большей части нет опыта обучения дома. Порой кажется, если сделаешь шаг вправо или шаг влево, все – ты провалишь воспитание своего ребенка.
Для нас было открытием, что дети могут быть ответственными, если определить им степень этой ответственности и дать свободу. Необязательно до 11 класса родителю выполнять роль учителя дома. Важно дать направление в обучении: где и как искать информацию, как пользоваться учебником, выстраивать план обучения, фильтровать нужное от ненужного.
Я думаю, что семейное обучение – это образ жизни и не каждому он подходит. Но мы считаем, что для нашей старшей дочери это оптимальный вариант. Ведь, как любит говорить мой папа, отец многодетного семейства: «Главное в погоне за правильной схемой воспитания, не воспитать чужого ребенка».
Читайте также: Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано».