Я уехала с детьми из Москвы в деревню и не пожалела

Два года назад Мария Зорина с мужем и двумя детьми переехала за 2 000 километров от Москвы, в глухую деревню. Для проекта «Дети Mail.Ru» она рассказала о контрастах, которые бросаются в глаза бывшему городскому жителю, о решениях возникающих проблем и о том, как с этим всем жить, имея детей.

Фото Марии Зориной
Фото Марии ЗоринойИсточник: Migration

Мы грезили горами, просторами, хорошей экологией

Мы – простая среднестатистическая семья. Папа, мама и две дочки (7 лет и 4 года). Мы с мужем – городские жители, но поженившись, решили, что не хотим жить в мегаполисе, и перебрались в родительский дом в ближайшем Подмосковье. По сути, это было продолжение Москвы, но с возможностью выйти на участок, насладиться природой, пока не началось активное строительство сначала дорог, а потом – микрорайонов.

В это время у нас как раз стали появляться дети, и несмотря на то, что мы жили не в квартире, проблема с тем чтобы выйти на свежий воздух, стояла так же остро, как в некоторых районах Москвы.

С одной стороны от нашего дома шла федеральная трасса, а с другой – дорога, по которой водители объезжали пробки. А ночью, когда проходил товарный поезд, мы слегка подпрыгивали на своих кроватях.

Такая жизнь нас не устраивала. Я грезила горами, муж – просторами и экологией. Своим домом. Хотелось, чтобы дети могли свободно, не боясь машин, выходить на улицу, пить воду без фильтра, питаться хорошей едой, быть физически активными, иметь контакт с природой, животными. Хотелось теплого, солнечного климата, а не унылых полгода осени-зимы и невнятной весны.

Мы рассматривали преимущественно юг России и немного – Алтай. Остановились на Ставропольском крае, выбрали район Кавказских Минеральных Вод. Здесь мягкий и теплый климат, есть горы, сравнительно недалеко – море. Да и дома в деревнях были еще не такими дорогими (хотя и сейчас по московским меркам они дешевые – 800-1200 тыс. рублей).

Мария Зорина
Мария ЗоринаИсточник: Migration

Сейчас мы живем в деревне с населением три тысячи человек, в старом казачьем доме, который частично отреставрировали. Питаемся экологически чистыми продуктами, немного подправили здоровье. За порогом дома – свежий воздух, пение птиц и просторы. Почти за два года жизни здесь мы еще ни разу не пожалели о своем выборе, несмотря на те сложности, с которыми сталкиваемся. О них – дальше.

Между собой нашу деревню мы называем краем земли – настолько контрастен переход из многолюдного города с развитой инфраструктурой в место, где за деревней лес, а дальше горы, горы, горы и парочка аулов.

Первое время мы были белыми воронами

Переехав сюда, мы сильно выделялись на фоне местных жителей. На нас сразу повесили ярлык «москали» и долго присматривались. Наладить хорошие отношения с соседями помогли честный труд на своем участке и готовность помочь. Людей здесь оценивают не по умению красиво говорить, а по тому, как они трудятся. Кстати, чаще всего местные не принимают помощь просто так: дают символические деньги – 50-100 рублей, либо продукты, либо помогают в ответ.

Мария Зорина
Мария ЗоринаИсточник: Migration

Наши дети тоже сначала сильно отличались от местных. Боялись выйти за калитку, спрашивали разрешения на каждый шаг: в Подмосковье они одни за забор не выходили – слишком опасно.

Еще одно отличие: местные дети всегда здороваются, даже если впервые тебя видят. Наши же, городские, привыкли здороваться только с тем, с кем здороваются родители. Сейчас они уже приветствуют всех.

Наши дети более застенчивые, менее приспособленные к жизни на земле – поначалу пугались рядом пасущейся лошади. Но они растут и меняются. Прошлой весной отскакивали от крапивы и плакали, а теперь идут и не замечают ее.

Инфраструктура в деревне отсутствует

После Москвы, где круглосуточно можно купить что угодно, в деревне, мягко говоря, непривычно. Лишь недавно местные продуктовые магазины стали работать до 20.00 и даже появился один, работающий до 23.00. В хозтовары позже 16 можно не собираться – закрыто. Почта работает несколько дней в неделю, до 17.00, хотя в официальных источниках и указана иная информация.

Недавно поставили банкомат – до этого приходилось ездить за наличными в соседнюю деревню. Заправок нет.

Если нужно в город, придется встать пораньше, чтобы успеть на маршрутку. Они ходят довольно часто – в день около восьми раз. Сложнее с тем, чтобы вернуться вовремя: последняя маршрутка отправляется в 18 часов. Выручает мобильная связь: если опаздываешь, можно позвонить водителю маршрутки и тебя подождут. К счастью, у нас есть свой автомобиль.

Дорога в город
Дорога в городИсточник: Мария Зорина

Все развлечения – в городе, в 40 минутах езды: театры, музеи, цирк, дельфинарий. Для детей открываются творческие пространства, курсы робототехники. Но без машины, конечно, с детьми сюда не наездишься.

Здесь все друг другу помогают

Как-то раз нам срочно понадобились подгузники для дочки. В это время мы были в гостях и сказали об этом хозяйке. Она тут же позвонила знакомой продавщице и отрапортовала, что наши пять «хаггисов» ждут в магазине на перекрестке. Да, подгузники здесь продаются не пачками, а поштучно. Как и цветная бумага для печати и многое другое.

Мы не сразу привыкли к тому, что здесь можно подойти к человеку со своей проблемой и он подскажет, как ее лучше решить.

В деревне люди в какой-то мере зависят друг от друга, поэтому не замыкаются в себе как в Москве. Одиночкам-интровертам тут будет тяжело.

То же с детьми. Мы волновались: будут ли среди соседей сверстники наших дочек? Найдут ли общий язык? Переживания были напрасны. На нашей улице через дом – дети, от трех до двенадцати лет. Играют все вместе. «Казаки-разбойники», прятки, шалаши, дочки-матери. Зимой всей гурьбой выходят катаются с горки на санках, ледянках и на портфелях – все как в нашем детстве.

Вид из окна зимой
Вид из окна зимойИсточник: Мария Зорина

Здесь мало у кого из детей есть телефон, не говоря уже о выходе в интернет – разве что у тех, кто на лето из города приезжает, поэтому дети довольно дружные и активные. Есть свои особенности: может, они не такие культурные и образованные для своих лет, как в городе, но к старшим относятся с уважением, а младших не обижают.

В школе два типа классов: обычный и казачий

С детским садом и школой проблем тут нет. Мест хватает, хотя в деревне детей немало. Школа полноценная – с 1 по 11 классы, шестидневка, две смены, всего около 400 человек. В школе есть интернет, мультимедийные доски и прочие современные радости. Из дальних уголков деревни детей забирает школьный автобус, а можно доехать бесплатно на попутной маршрутке.

Местная школа
Местная школаИсточник: Мария Зорина

Если в московских школах классы делятся на математические, лингвистические и т.д., то тут два типа классов: обычный и казачий. В казачьем, помимо прочего, есть дополнительные уроки по истории казачества, детям прививают соответствующую культуру: девочки поют в хоре, мальчики танцуют при полном параде. Во многих семьях есть лошади, часто дети умеют ездить верхом, что тоже демонстрируют на выступлениях.

Выпускники, как правило, поступают в городские училища и ВУЗы, но по статистике средние баллы ЕГЭ не очень высокие. Мы пока выбрали домашнее образование, поскольку уже сейчас старшая дочь опережает сверстников по знаниям на пару классов.

Мария Зорина
Мария ЗоринаИсточник: Migration

Проблемы есть с дополнительным образованием. Музыкальная, художественная школы, спортивные секции – в соседней деревне в 15 километрах от нас. Из того, что может предложить местный ДК, – игра на баяне и хоровое пение. Но почему-то только с 12 лет.

Скорая помощь в деревне есть — если дозвонишься

В деревне одна больница – она же поликлиника для детей и взрослых. Местные врачи часто отправляют в город, оказывая только первую помощь. При этом есть хорошая стоматология, оборудованная по последнему слову техники, стационар и пара хороших специалистов (кстати, тоже приехавших из города). В остальном мы предпочитаем обращаться в городскую больницу или поликлинику.

Мария Зорина
Мария ЗоринаИсточник: Migration

Скорая помощь в деревне есть... если дозвонишься. А если не дозвонишься, нужно идти пешком, ну или самому ехать. Так что лучше заранее обзавестись номером дежурного или просто знакомого врача, т.к. скорая как раз может быть на вызове.

Круглосуточной аптеки в деревне тоже нет. Единственная аптека работает по странному графику (я лишь однажды застала ее открытой), и в ней есть только недорогие препараты первой необходимости. С другой стороны, можно позвонить заведующему аптекой и договориться о покупке лекарства в удобное время.

Детей не страшно отпускать на улицу

Безопасно ли жить в Москве? Кто-то считает, что да, а на Кавказе вроде как опаснее. Но лично мне так не кажется. В Москве, как и в любом большом городе, каждый человек замкнут в своем личном пространстве и ему нет дела до того, что происходит вокруг. А я считаю, что безопасность начинается с неравнодушия.

Мы можем оставить дверь и ворота открытыми и никто не залезет, не возьмет ничего. Здесь соседи тщательно контролируют не только свою территорию, но и все, что находится в поле зрения. Комар не проскочит!

Мария Зорина
Мария ЗоринаИсточник: Migration

Воровство жестко карается общественным мнением. Человек, который сделал что-то нехорошее, останется с этим клеймом на всю жизнь. Ему легче уехать, чем потом найти себя здесь. Поэтому местные не рискуют. Если что-то и случается, то это что-то исключительно на бытовом уровне, правда, за эти пару лет, что мы здесь, мы пока не слышали ни одного «громкого дела». Детей не страшно выпускать на улицу, машины здесь проезжают крайне редко, обзор хороший и – опять же – соседи все контролируют.

С работой в деревне туго

Основная работа – в городе. Но когда у тебя есть дети, хозяйство и огород, ежедневные поездки в город – утопия. К тому же мы наездились на работу в Москве, и ежедневных 3-4 часов жизни в дороге хватило, чтобы осознать, что нам нужно. Поэтому мы думаем о том, как заработать в деревне.

На таких, как мы, смотрят слегка подозрительно: сумасшедшие же. Но варианты развития есть. Особенно для жителя с городским менталитетом и опытом.

Можно организовать курсы компьютерной грамотности, открыть магазин, ателье, фотоцентр, заняться ремонтом компьютеров и гаджетов. Удаленную работу тоже никто не отменял – с интернетом тут все в порядке.

Мария Зорина
Мария ЗоринаИсточник: Migration

А можно построить фермерское хозяйство. Городской житель видит ситуацию со стороны, и может легко найти точки продаж (интернет в помощь). Заодно, если не заниматься самостоятельным выращиванием и производством, можно дать работу местным жителям, которые все равно этим занимаются.

Сейчас мы занимаемся производством органического варенья. Собираем фрукты и ягоды в наших горах, сами варим, придумываем новые рецепты и продаем всем желающим. Так мы собираем средства на мастерскую, где местные дети смогут заниматься творчеством. По-моему, неплохое решение.

Мария Зорина
Мария ЗоринаИсточник: Migration

Мы не хотим быть просто потребителями – нам интересно делать лучше то место, где мы живем. Учить местных детей, показывать пример своим.

Когда мы переезжали сюда, к чему-то были готовы, чего-то не знали, но в целом все, что мы видим вокруг, нас не разочаровывает, а дает надежду. Мне кажется, что деревня несет в себе большой потенциал и возможности для реализации собственных талантов, для гармоничного воспитания детей, помощи окружающим, счастливой жизни. Хочу верить, что так и будет.

Консультант по социально-правовым вопросам